Организационно познавательная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Тема: «Путешествие к Царице Математики»
Цель: закреплять знание детей об обратной последовательности чисел до 10. Систематизировать знания детей об образовании чисел до 9 из двух меньших. Учить решать задачи на смекалку; развивать умение планировать решение представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения счетных палочек. Упражнять детей в составлении задач по картинкам на сложение формулировать арифметические действия. Учить анализировать и самостоятельно создавать предметное изображение из геометрических фигур. Развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность, творческую инициативу, интерес к математике. Воспитывать у детей дружеские отношения.
Материал: мягкие модули, ключик, меч, щит, ковролин, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров; счетные палочки; палочки Кьюзинера, заготовки домов для состава чисел до 9, картинки для составления задач; буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы; коробочка для сюрприза, конфеты, шарик, грамзапись «Чему учат в школе»
Ход занятия
1 Сюрпризный момент. Влетает воздушный шар с письмом.
Вос. Подзывает детей к себе, - ой ребята, это что такое хотите узнать, что это там.
Дети: да.
Воспитатель. Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами. )
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. У меня большая проблема . Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Я ставлю вас проблемную задачу: «Как попасть в страну математики»
Дети: ответы.
Воспитатель: Перед каждой страной есть ворота, и перед математикой тоже должны быть ворота, но их нет.
Из чего мы можем построить ворота?
Дети: ответы детей, выстраивают ворота
Воспитатель: А кто же должен охранять наши ворота?
Дети: высказывают свои ответы
Воспитатель: А кто хочет из вас быть стражником и пропускать детей спрашивая пароль – ответа на мой вопрос.
Дети: выбирают, реб. одевает жилетку, берет меч.
Воспитатель: А вот и ключик от ворот с заданиями.
Ребята, скажите мне, а как бы вы поступили, если бы мы не нашли ключик от ворот как бы мы попали в страну математику?
Дети: высказывают свои предположения.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
ребенок – стража говорит пароль, дети отвечают и проходят.
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот математический городок показать ковролин его разрушили. Раньше здесь был красивый город, где все дома, деревья имели форму геометрических фигур. Какие фигуры вы знаете?
Дети: называют геометрические фигуры.
Воспитатель: Вы бы не могли помочь восстановить город?
Дети: Да
Воспитатель: Вам предстоит стать спасателями и строителями города, который состоит из геометрических фигур, давайте восстановим его. Работать будем в парах. Вот у меня 5 кавролинов и 5 тарелочек выстраивайте город.
Задание «Построй город из геометрических фигур»
Ход: дети выполняют из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит выполнить следующее задание из счетных палочек.
Игровое задание со счетными палочками.
Материалы: счетные палочки.
Ход: воспитатель дает детям задание:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».
Игра «Кто самый внимательный»
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.
Воспитатель: В математической стране есть математическая школа. Проходите. Давайте сядем за парты, т.к вы скоро станете учениками. В школе есть правила поведения, вы с ними знакомы? Расскажите мне, как нужно вести себя в школе.
Дети: нельзя бегать, прыгать.
Воспитатель: а вот в школе есть математические задачки. Я вам покажу картинку, вы мне должны составить условие задачи, а решение выложить из палочек Кьюзинера
Составление и решение арифметических задач
Материал: демонстрационный счетный материал на ковролине.
Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).
6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?
Дети самостоятельно выкладывают решение задачи и проговаривают.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».
Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Ход:
карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой через ворота.
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском сад… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Воспитатель: Ой ребята это, что здесь такое в коробочке, наверное посылка, а вы как думаете.
Дети: ответы
Воспитатель: Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».
Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и золотые медали с надписью «Юному математику».
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».
Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».
Рекомендуем посмотреть:
Беседа о дне Победы с дошкольниками 5 - 7 лет
Конспект игрового занятия по математике в подготовительной группе
Сценарий праздника к 8 марта. Подготовительная группа
Коррекционная работа с детьми с ОНР