Коррекционная работа с детьми с ОНР
Автор: Татьяна Николаевна Хусаинова, воспитатель МАДОУ с. Кигбаево, Сарапульского района, Удмуртской Республики
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Домашние животные»
Тема «Незнайка в гостях у ребят»
Цель: Обогащение и систематизация словарного запаса
Образовательные:
1.Закреплять и систематизировать знания детей о домашних животных
2.Закреплять знания детей о внешних признаках животных, чем питаются, умение называть детенышей и семью.
3.Активизировать глагольный словарь и словарь прилагательных.
4.Учить образовывать слова-антонимы.
5.Учить грамматически правильно оформлять предложения при составлении описательных рассказов.
Развивающие:
1.Развитие связной речи, мышления, памяти, зрительного восприятия, тонкой и мелкой моторики.
2.Развитие речевого слуха.
Воспитательные:
1.Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
2.Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование:
Картинки с изображением домашних животных и их детенышей, резиновый мяч, игрушку Незнайки, картинки с изображением жилища животных (конура, конюшня, овчарня, коровник, свинарник), картинка «Кошка с котятами», опорная схема по теме «Домашние животные»
Речевой материал:
Имена существительные: теленок, бык, корова, поросенок, свинья, боров, котенок, кошка, кот, козленок, коза, козел, жеребенок, лошадь, конь, конюшня, конура, коровник, овчарня, свинарник;
Глаголы: царапается, мурлычет, трется, ловит, мяукает, крадется и так далее; лает, рычит, грызет, охраняет, кусается, сторожит и так далее; мычит, жует; гуляет, щиплет, пьет, пасется и так далее; скачет, бегает, ржет, перевозит, стоит и так далее; бодается, прыгает, доится и так далее.
Прилагательные: серая, пушистая, мягкая, гладкая, веселая, грустная, плохое, хорошее, шустрые, быстрые, веселые, маленькие; короткий, маленький, короткая, слабый, низкая, длинная, большой, сильный, высокий и так далее.
Предварительная работа:
Работа над общими речевыми навыками, рассматривание альбома «Домашние животные», изготовление фигурок домашних животных в технике оригами на занятиях по конструированию с воспитателем, работа с опорными схемами для составления рассказов описания.
Ход занятия
1.Организационный момент
Пальчиковая гимнастика «На дворе»
На дворе нашем
Овцы и барашек,
Хрюшка с поросятами
И коза с козлятами,
Корова и теленок,
Лошадь, жеребенок,
Собака со щенятами
И кошечка с котятами.
Логопед: О ком это стихотворение?
Дети. О домашних животных.
Логопед. Перечислите их названия.
Дети. Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, лошадь.
Логопед. Хорошо. А теперь перечислите детенышей домашних животных, о которых говорится в стихотворении.
Дети. Поросенок, козленок, жеребята. (И так далее)
Логопед. Молодцы! Сегодня мы продолжим разговор о домашних животных.
2.Повторение пройденного
В гости приходит Незнайка, он ничего не знает о домашних животных
Логопед: Ребята, давайте расскажем Незнайке о домашних животных.
- Какие животные считаются домашними? (Которые живут рядом с человеком)
- Почему их так называют? (Потому что за ними ухаживает человек)
- Назовите домашних животных и расскажите, какую пользу они приносят людям (Дети называют животных и рассказывают, какую пользу они приносят человеку)
- Как люди ухаживают за домашними животными? (Кормят, поят, чистят, моют, лечат и так далее)
3.Игра «Незнайка и животные»
Логопед: Ребята, Незнайка все время все путает. Помогите ему разобраться. Он считает, что….
Теленок живет с кошкой. (Теленок живет с коровой и быком)
Котенок живет с собакой. (Котенок живет с кошкой и котом)
Поросенок живет с козой. (Поросенок живет со свиньей и боровом)
Козленок живет со свиньей. (Козленок живет с козой и козлом)
Жеребенок живет с кошкой. (Жеребенок живет с конем и лошадью)
Ягненок живет с лошадью. (Ягненок живет с овцой и бараном)
4. Игра «Кто, где живет?»
Логопед: Ребята, Незнайка считает, что все домашние животные живут у человека в доме. А вы как думаете?
Во время ответов дети выставляют картинки
-Собака живет? (в конуре)
-Корова живет? (в коровнике)
-Лошадь живет? (в конюшне)
-Овцы живут? (в овчарне)
-Свиньи живут? (в свинарнике)
5. Физкультминутка
Игра «Шла коза по лесу»
6.Игра «Подбери действия»
Логопед: Сейчас мы расскажем Незнайке, что умеют делать домашние животные и сыграем в игру «Подбери действия». Нужно подобрать как можно больше действий, к названиям животных.
- Кошка – царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, играет, крадется, облизывается и т.д.
- Собака - …, корова - …, лошадь - …, коза - … .
7.Игра с мячом «Расскажи про кошку»
Незнайка: Я могу вам рассказать про кошку. Рассказывает все неправильно.
Логопед: Ребята, Незнайка опять все перепутал. Придется ему рассказать. Придумайте слова, описывающие внешний вид кошки, его повадки, настроение, «характер»
На доску выставляется картинка кошки.
В процессе игры можно изменять вопросы:
- Какая шерсть у кошки? (Серая, пушистая, мягкая, гладкая).
- Какое настроение может быть у кошки? (Веселое, грустное, плохое, хорошее).
- Какие котята у кошки? (Шустрые, быстрые, веселые, маленькие).
Логопед: Сейчас Незнайка ребята тебе составят рассказ о кошке, а ты послушай.
Используется схема для описательных рассказов по теме «Домашние животные»
1.Кто это?
2.Какие части тела?
3.Где живет?
4.Чем питается?
5.Кто детеныш?
6.Какую пользу приносит?
Дети составляют описательный рассказ
8.Игра «Закончи предложение»
Логопед: А теперь давайте расскажем Незнайке, что не все животные одинаковые. Я буду начинать предложение, а вы заканчиваете начатое мною предложение.
-У коровы длинный хвост, а у свиньи короткий.
-Конь большой, а кот….(Маленький)
-У кошки шерсть длинная, а у коровы… (Короткая)
-Бык сильный, а теленок…. (Слабый)
-Лошадь высокая, а собака …..(Низкая)
-И тому подобное.
9.Итог
Детям предлагается вспомнить, чем они занимались на занятии. Незнайка благодарит детей и дарит им картинки с изображением домашними животными.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа о дне Победы с дошкольниками 5 - 7 лет
Сценарий праздника к 8 марта. Подготовительная группа
Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе
Конспект познавательного занятия по сказкам в подготовительной группе