Тематическое музыкальное занятие для детей подготовительной группы детского сада «Композитор-сказочник»
Автор - Молокова Анна Владимировна, музыкальный руководитель в детском саду
Описание - Музыкальное занятие можно использовать и как развлечение в детском саду, и как внеклассное мероприятие в начальной школе. Несмотря на серьёзный материал, дети с большим воодушевлением и желанием разучивали его. С детьми проводилась большая работа по индивидуальному пению и театральной деятельности, начиная с 4 лет. Для максимального участия детей я сочинила для них стихотворные тексты.
Цель: знакомство с музыкой русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Задачи:
- формировать творческие способности детей в передаче сказочных образов;
- развивать интерес к русской классической музыке, к литературным и фольклорным сказкам;
- воспитывать в детях гармонично развитую личность.
Музыкальный руководитель – Дети, как вы думаете, музыка может дружить со сказкой?
Дети – Да!
Музыкальный руководитель – А почему они дружат?
Дети – Потому что с музыкой сказка интересней. Потому что музыка волшебная и сказка волшебная.
Музыкальный руководитель – Правильно, дети. А ещё музыка украшает сказку.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель – Сегодня мы познакомимся со сказочной музыкой русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Его называют композитором-сказочником. Родился Николай Андреевич 18 марта в городе Тихвине, под Новгородом. С 6 лет Колю обучали игре на фортепиано, а в 9 лет он начал сам сочинять музыку. Его мама, Софья Васильевна, любила петь старинные русские песни. С детства Коля мечтал стать мореходом, как и его старший брат. Хотел этого и отец. И вот в 14 лет отец повёз Колю в Петербург и отдал учиться в Морской корпус. Через 6 лет Коля закончил учёбу с одними пятёрками и на два года ушёл в дальнее плавание. Но любовь к музыке оказалась сильнее. Вернувшись в Петербург, Римский-Корсаков познакомился с известными русскими композиторами. Особенно ему нравилась музыка Петра Ильича Чайковского. Вскоре он сам становится великим русским композитором. Он написал музыку к девяти сказкам, которые были поставлены в театре. Прошло много лет, но музыка Римского-Корсакова продолжает нравиться людям. Сегодня вы услышите его замечательную сказочную музыку.
Сядем тихо, помолчим,
Сказку в гости пригласим.
Пусть придёт сейчас к нам сказка
Вместе с музыкой прекрасной!
Песня «Ярмарка чудес»
(1 куплет и припев)
Музыкальный руководитель – И принесла нам сказка на своих волшебных крыльях новгородского гусляра Садко и морскую царевну Волхову.
Ребёнок –
Садко во Новгороде жил,
Народу песни он дарил,
На гуслях звончатых играл,
Купцов богатых забавлял.
Ребёнок –
Царь Морской забрал Садко
В море-сине глубоко.
Петь Садко он приказал,
Дочку в жёны обещал.
Ребёнок –
Волхова была прекрасна,
Только это всё напрасно!
Ведь Садко Любава ждёт.
Он её не предаёт!
Ребёнок –
Волхова тогда смирилась,
И с Садко она простилась.
Дав ему конька морского,
Отпустила его с Богом.
Ребёнок –
Как на землю воротился –
Сразу наш Садко женился
На Любавушке своей.
Пир горой был много дней!
Ребёнок –
Рассердился Царь Морской,
Недоволен Волховой.
Гнев его коротким был –
Дочку в речку превратил.
Ребёнок –
Тихо реченька журчит,
К морю синему бежит.
Может быть, простит отец,
Дочку примет, наконец.
Инсценировка
Садко спит на траве, а Волхова поёт.
Колыбельная Волховы
(фрагмент)
Спит Садко мой на лужку,
На зелёном бережку.
Не колышься , мурава,
Зелена да шелкова.
Баю-бай, баю-баю-бай.
Садко просыпается.
Садко-
Чудо-чудное,
Диво-дивное!
Кто ты, девица?
Волхова- Я – царевна Волхова, дочь Царицы Водяницы и Царя Морского, а сёстры мои старшие – речки глубокие. Живу я в тереме лазоревом, в глубинах морских, в палатах прозрачных.
Садко –
Убаюкала меня колыбельная твоя,
Только полно мне дремать,
Надо песни запевать,
В звонки гусельки играть!
Песня Садко
(фрагмент из «Хороводной»)
Заиграйте, мои гусельки,
Заиграйте, струны звонкие!
Как под часты переборы мои
Расплясалися лебёдушки!
Лёли-лёли, лебеди,
Лёли-лёли, белые!
Волхова и сёстры водят хоровод.
Волхова – Спасибо тебе, Садко. Скоро утро, нам пора. Подарю тебе рыбку-золотое перо. Закинешь сеть - и выловишь её. Богат ты будешь и счастлив! Объедешь дальние края, увидишь синие моря!
Садко – Прощай, Царевна Волхова!
Музыкальный руководитель – И собрал Садко дружинушку, и построили они 30 кораблей, и поплыли они по морю синему.
Дети исполняют хор «Высота ли высота…»
(два куплета)
Дети – (говорят по очереди)
Море ласковое было,
Но внезапно забурлило.
Потемнели небеса,
Стали рваться паруса.
Ветер раскачал волну…
Ох! Пойдёт корабль ко дну!
Видно, Царь подводный злится,
От него нам откупиться
Надо будет поскорей.
Может станет он добрей.
Музыкальный руководитель – Дети, возьмите музыкальные инструменты и изобразите шторм на море.
Оркестр «Море»
(из вступления к опере «Садко»)
Игра «Водяной»
Водяной сидит в кругу с закрытым глазами. Дети идут по кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку!
Круг останавливается. Водяной с закрытыми глазами подходит к одному из детей и поёт:
Выкуп просит водяной,
Песню звонкую пропой.
Спой же песню для меня.
Помоги узнать тебя!
Водяной может трогать стоящего перед ним, но глаза открывать нельзя. В ответ ему поётся песня.
Слушай песенку мою,
Для тебя её пою.
Если Водяной отгадывает, кто поёт, то они меняются ролями, и игра продолжается.
Музыкальный руководитель – А теперь на сказочных крыльях к нам прилетят три чуда из «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.
Чудо первое – это…
Дети хором – Белка!
Ребёнок –
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Прослушивание отрывка из оперы «Сказка о царе Салтане» в оркестровом исполнении
Музыкальный руководитель – Чудо второе –это…
Дети хором - 33богатыря!
Ребёнок –
В Свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
33 богатыря.
Ребёнок –
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Прослушивание фрагмента из оперы «Сказка о царе Салтане»
Музыкальный руководитель – Третье чудо это…
Дети – Царевна-Лебедь.
Прослушивание фрагмента «Дуэт Царевны-Лебедь и Гвидона»
Инсценировка
Гвидон- Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу.
Лебедь –
А кого же на примете
Ты имеешь?
Гвидон –
Да на Свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью Землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Лебедь –
Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Гвидон –
Я готов душою страстной
За царевною прекрасной
И пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь –
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я!
Музыкальный руководитель –
Дети, чем вам понравилась музыка Римского-Корсакова?
С какими сказочными героями мы сегодня встретились?
А теперь я дам вам картинки с этими сказочными героями, чтобы вы их раскрасили.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы