Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе детского сада на тему: Осень

Тематическое музыкальное занятие для детей 7-го года жизни "Мы любим осень золотую"
Цель:
• воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, поэта, композитора.

Образовательные задачи:
• обобщение представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе,
• расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень»;
• закрепление понятия оркестр – фортепиано, определение понятия аранжировка, деревенский пейзаж,
• совершенствование певческих навыков,
• побуждать детей в пении выражать чувства, вызванные музыкой,
• учить детей слушать музыку,
• обогащать словарный запас музыкальными терминами.

Развивающие задачи:
• развивать художественное восприятие детей, способствовать видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него,
• развивать связную речь, дыхание, мышление, восприятие, творческое воображение, тонкую моторику.

Воспитательные задачи:
• пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой осени.
Оборудование:
СД – проигрыватель;
СД с записью П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из альбома «Времена года», аранжировка «Осенней песни», А. Вивальди «Времена года. Осень»,
СД с записью звуков ночного леса, голосов природы, кваканья лягушек.
Выставка детских работ на мольбертах;
Репродукции картин И. Остроухов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», Е.Тыренко «Осенний Карадаг», В.Деревенчук «Осенняя аллея», «Багряная осень».
Осенний букет.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке, за тем, как меняется природа;
Сбор листьев деревьев и кустарников и составление осеннего букета;
Беседы о музыке, живописи, поэзии;
Прослушивание музыки разного характера об осени;
Разучивание песен;
Разучивание стихов об осени;
Рассматривание картин художников
Разучивание инсценировки «Бродит осень у ворот»
Совместная работа с родителями по оформлению выставки

Зал украшен осенним пейзажем.

На мольбертах выставка картин . На зеркале - выставка детских рисунков под рубрикой «Осенние мотивы». На столах аппликации и поделки, сделанные совместно детьми и родителями.

Дети проходят в гостиную под музыку.


Музыкальный руководитель: Добрый день, мои друзья. Сегодня наше занятие пройдёт здесь, в нашей музыкальной гостиной. Мы с вами будем не одни. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Попевка «Доброе утро» (Дети садятся на стульчики.)

Музыкальный руководитель: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Так писал об осени великий русский поэт Фёдор Тютчев.

Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины художников, почитаем стихи, послушаем музыку и споём песни об осени. Мы с вами будем говорить о том, как художники, поэты, композиторы рассказывают нам о таком красивом времени года как Осень.
Ну, а в самом начале мы расскажем вам сказку.

Ведущий: А было это, когда лето отшумело, И отзвенело, и отзеленело,
(восп.) Когда промчались теплые деньки, И больше не летали мотыльки.
И тут неслышно Осень подошла и тихо-тихо встала у ворот.

(под музыку выходит Осень-девочка)


Осень: Кап-кап, откройте, это я пришла, Кап-кап, уж наступает мой черед.

Ведущий: У входа Осень, молча, поджидает, Но двери ей никто не открывает.

Дети ( поочередно).
1. Нет, я Осень к себе не впущу ни за что! Разве летом хоть раз надевал я пальто?
2. Разве осенью стала бы я загорать, Или в речке купаться, цветы собирать?
3. Если лето нельзя, то уж лучше - Зимой мне на санках кататься с горы ледяной.
4. Пусть уж лучше весной ручейки потекут, и кораблики наши по ним поплывут.

Все: Ну, а осень унылая нам не нужна. Мы не пустим ее, пусть уходит она!

Ведущий: Тут загрустила Осень у дверей: До слез, до слез обидно стало ей.
И плачет Осень дождиком у входа. И все дождливее становится погода.

(Осень плачет под звуки дождя)


Ребёнок: А Осень плачет, плачет у дверей. Еще бы, ведь не рады дети ей!
Мы не хотим, — доносятся слова, Чтобы с деревьев падала листва,
Чтоб становились голыми кусты, Чтоб на лужайке высохли цветы!

Ребенок: Ведь сразу станет холодно вокруг, И птицы улетят от нас на юг.
Как грустно видеть где-то там, вдали, Как пролетают клином журавли!

(Звуки курлыканья журавлей)

Осень: Кап-кап-кап, — снова Осень заплакала вдруг
— Кап-кап-кап, разве людям я больше не друг?
Повнимательней ты посмотри на меня,
Ты увидишь всю прелесть осеннего дня,

Я сошью для деревьев златые наряды,
И березка, и клен их надеть будут рады.
Ты взгляни, уже лес стоит весь расписной,
Только осенью можно увидеть такой.

Мои листья пылают золотистым огнем
И на землю ложатся разноцветным ковром!

Упражнение «Ветер и листья». (Координация речи с движением. Совершенствование певческих навыков.)

1. Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Вот дубовый, Вот кленовый, Встают лицом в круг, загибают по одному
Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. пальцу на обеих руках на каждую строку.
И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Опускают руки, приседают.

2. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. Бегут по кругу на носоч ках и взмахивают руками.
Вот дубовый, Вот кленовый, Встают лицом в круг, загибают по одному
Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. пальцу на обеих руках на каждую строку
И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой. Кружатся на носочках на месте

3. К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег. Приседают, опустив руки.
Вот дубовый, Вот кленовый, Садятся лицом в круг и загибают по одному
Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. пальцу на обеих руках на каждую строку
И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке. Складывают ладошки под щёку, «спят»

( Дети садятся на места.)

Ведущий. Тихо Осень стучит, осыпая цветы:
Кап-кап-кап, — чуть доносится из темноты,

Осень. Ты поверь, я без дела сидеть не люблю,
Я и Зиму кормлю, и Весну я кормлю,
Золотою рекою теку в закрома,
Караваем душистым вхожу я в дома.
Гроздья спелой калины — сережки мои,
А ночные дожди — то мои соловьи.
Бродят по, лесу сказки осеннего дня,
Разве было б тебе хорошо без меня?

Песня «Зонтики»

Дети: А ведь, правда, без Осени нам не прожить.
Надо Осень сюда поскорее впустить!

Ведущий: Со скрипучих ворот сняли крепкий запор,
И с туманами осень пустили во двор.

(под музыку Осень проходит по залу )

Песня «Отчего плачет Осень»

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вместе с осенью послушаем сколько музыки, песен, стихов, картин посвящено этому времени года.
Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент уже знакомого произведения, которое мы слушали на прошлых занятиях.

Исполняется фрагмент «Осенняя песнь» П.И. Чайковского

Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение.(Ответы детей.)

Правильно. Это «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». О чём нам рассказала эта музыка? (Ответы детей. Музыка рассказала об осени. Музыка печальная, задумчивая, плавная, задушевная, медленная, певучая, нежная, светлая, с лёгкой грустью.)

А что вы услышали в ней? (Ответы детей: В музыке слышится шелест облетающей листвы, порывы ветра, надоедливый осенний дождь.)

. Скажите, на каком инструменте исполнялось это произведение на прошлом занятии?
( на фортепиано)

А сегодня эту пьесу мы прослушаем в исполнении симфонического оркестра.

Слушание
Ребята это произведение записано в аранжировке для симфонического оркестра. Аранжировка – это музыкальный термин (повторили все). Аранжировка это переписывание уже написанной музыки для других инструментов. При этом исполнительский состав может быть расширен или упрощён.

(Музыкальный руководитель берёт в руки осенний букет) А сейчас давайте вдохнём аромат осеннего букета и скажем, чем пахнет осень? (Дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч).

Дети. Осень пахнет сухой травой, опавшими прелыми листьями, последними цветами, капустой, морковкой, горьковатым запахом дыма, удивительным запахом грибов, сыростью и прохладой.

Наши ребята с удовольствием исполнят для нас и наших гостей танец грибов.

Танец грибов
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы, гуляя по лесу, парку или саду. И посмотрим, как нам об этом рассказали художники. В нашей гостиной сегодня выставка картин русских художников и ваших работ, самостоятельных и сделанных совместно с родителями.

Взгляните, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Ребята, а кто мне напомнит, что такое пейзаж?
(Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, который передаёт картины природы, в переводе с французского – местность.)

Итак, первая картина называется «Золотая осень» И. Остроухова
Что вы чувствуете, когда глядите на эту картину? Какое настроение возникает у вас? (Дает возможность детям высказаться.) А почему у вас такое настроение? (Художник очень радовался, увидев эту красоту, он восхищался ею)

Какие краски использовал художник? ( Желтые, зеленые, красные, оранжевые, бордовые.)

А как эти краски можно еще назвать? ( Теплые, нарядные.)

Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие? ( Громкие, звучные!)

Вот молодцы! Художник почувствовал необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашёл такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания.

Мы с вами знаем песню, которая очень созвучна этой картине. Она так называется «Осень к нам пришла», давайте, исполним её для наших гостей и тоже постараемся передать весь наш восторг от её красоты.

Песня «Осень к нам пришла»

Не только художники и музыканты обращались к этому времени года, но и поэты очень любили его. А кто из вас может прочитать стихотворение, созвучное нашей песне и картине «Золотая осень»?

РЕБЁНОК: «Осенний маскарад» (В.Приходько)
Полюбуйтесь, маскарад! Лес меняет свой наряд.
Снял зеленый, мерит новый, Желтый, красный и лиловый.

Бродит в роще листопад По кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном!

Соберем из листьев веер Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед Листья улетают.
Значит, лета больше нет, Осень наступает.
РЕБЁНОК: «Осень» (М. Ходякова)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
РЕБЁНОК: «Осень идёт» (В. Степанов)
Следом за летом осень идёт.
Жёлтые песни ей ветер поёт,
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
РЕБЁНОК: «Хлопотунья» (В. Степанов)
Далеко ещё зима, но не для потехи
Тащит белка в закрома ягоды, орехи...
Где же взять зимой сластей
Для детей и для гостей?
РЕБЁНОК: «Осень» (И. Суриков) Осень, осень, в гости просим!
Осень, осень, погости недель восемь:
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.

Танец «Осень-волшебница».

Музыкальный руководитель: Какие красивые и проникновенные слова подобрали поэты для описания осени.
Следующая картина И. Левитана «Золотая осень. Слободка». На этой картине художник изобразил деревенский пейзаж.

Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Тишину, спокойствие или шум ветра?
Ответы: тишину, покой, умиротворённость, безмятежность. Природа словно замерла, заворожённая тишиной.

Этот пейзаж называется – сельским. Осенью в деревнях и сёлах много хлопот по уборка урожая. Ведь потом весь год мы будем сыты благодаря щедрости осени.

Игра на ДМИ «Овощи»

А теперь посмотрите на картину Ф. Васильева «Болото в лесу», Что художник изобразил в центре?
Дети. Художник нарисовал болото в лесу.
Что мы видим по краям болота? Что его окружает?

Дети: Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая, в траве стоят белые цапли. Они готовятся к отлету в теплые края и ловят в болоте лягушек.

Верно. А теперь давайте послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота.
(Музыкальный руководитель включает СД с записью звуков кваканья лягушек на 1—2 минуты).

Что вы услышали?
Дети: Квакают лягушки, кричат цапли, шумит ветер.
А какой сказочный персонаж живёт в болоте?

Песня «Кикиморы»

А сейчас давайте поиграем в игру «Аист и лягушата».

Игра «Аист и лягушата»
(Обозначают круг или квадрат — болото, в нем несколько островов. Выбирается водящий — «аист», остальные — «лягушки». «Аист» не может заходить в воду, но может прыгать с островка на островок. «Лягушки» не могут выходить на острова и за пределы болота. При этом «аист» пытается поймать «лягушку». Пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя становится новым «аистом».)

Музыкальный руководитель: Художники рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый по-своему. А вот как авторы детских песен представляют себе историю в осеннем лесу.

Инсценировка «Конкурс лесной красоты»

Музыкальный руководитель: Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками и музыкой! Видишь, Осень, как тебе радуются дети?
Осень: Не ушла бы я от вас ни за что на свете!
И забыла я совсем, что я Несмеяна.
И на радость людям всем плакать перестану!

Песня «Осень, Осень, очень просим – приходи к нам через год!»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы слушали музыку П.И. Чайковского. Прозвучали стихи поэтов. Вы увидели картины русских художников Левитана, Остоухова, Васильева. А сейчас, я предлагаю посмотреть вам ваши рисунки о золотой осени, Удалось ли вам рассказать о том, какая она нарядная? Посмотрим, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная осень. (Обсуждение.) Да, мы молодцы!
Ну, что ж, ребята, вам понравилось в нашей гостиной?
На прощание, я хочу вам подарить кленовые листья с картины «Болото в лесу». В группе вы приложите их к листам бумаги, обведёте по контуру, а потом заштрихуете горизонтальными линиями красными, оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как на картинах известных художников. И сделаете большую коллективную работу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста

Похожие статьи:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы

Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы

Праздник Рождество в детском саду для детей 5-6-7 лет. Сценарий
Опубликовано: 1699 дней назад (24 февраля 2017)
Просмотров: 4575
+3
Голосов: 3
Юлия Борисовна Лоленко # 24 февраля 2017 в 09:13 0
Спасибо большое! Такой материал должен быть в копилке педагога! С радостью отдаю голос!
Ольга Викторовна Скачилова # 24 февраля 2017 в 10:17 +1
"Осень славная пора" - один из самых интересных и любимых праздников для наших ребят. Этот сценарий очень необычный, разнообразный и содержательный. Обязательно возьму его себе на заметку.