Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эйдотехника в детском саду

Эйдотехника для малышей
Анализируя результаты мониторинга в аспекте речевого развития детей дошкольного возраста, отмечаем тревожную тенденцию: всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. Поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие речевых и познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста с использованием приемов Эйдотехники.
Задачи проекта:
- способствовать развитию связной речи.
- расширять и обогащать словарный запас детей.
- развивать зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность;
- формировать познавательные действия;
- формировать интерес к художественной литературе;
- формировать умение слушать и понимать стихотворный текст, следить за его содержанием, отвечать на вопросы воспитателя.
- активизировать речевые высказывания, уточнять и закреплять произношения гласных и согласных звуков;

Продолжительность: 1 год
Младшая группа

Актуальность:
Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Как приятно слышать, когда дети знают и умеют декламировать стихи. Но я заметила, насколько тяжело детям иногда дается запоминание стихотворных текстов. Многие родители, как бы они ни старались, не могут добиться того, чтобы их дети заучивали даже небольшие по объему стихи. Часто вместо того, чтобы достичь красивой поэтической речи, испытывают трудности и усталость. Более того, традиционное заучивание стихов, когда многократно повторяется текст, развивает у детей лишь слуховую память.
Дошкольник младшего возраста (3-4 года), как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.
Эйдотехника, как одна из разновидностей мнемотехники, помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями».
Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский. Эффективность приемов эйдотехники основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Основной секрет эйдотехники прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Использование образов (или ЭЙДОСОВ, как их назвали древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Наглядный материал облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова
Планируемые результаты:
- увеличена продуктивность запоминания,
- снижена эмоциональная напряженность и дети уверенны в успехе,
- обогащен словарный запас, сформированы навыки правильного звукопроизношения слов и отдельных фраз. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в младшей группе детского сада на тему: Сказки Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС
Проект с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей - средней группы ДОУ
Опубликовано: 2830 дней назад (25 марта 2017)
Просмотров: 4423
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Мария Анатольевна Блинова # 25 марта 2017 в 18:53 0
Развитие речевых и познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста с использованием приемов Эйдотехники. Работа над речевой сферой детей очень актуальна в наше время,многие дети нуждаются в помощи.Голос.
Раиса Александровна Остапчук # 26 марта 2017 в 23:04 0
Анастасия, вы правы, дети быстрее и легче запоминают тексты стихов с помощью этих таблиц. Воображение позволяет им видеть в любом знаке тот образ, о котором говорится в данный момент. Элементы такой деятельности мы видим у В.В. Воскобовича: героев Фиолетового леса с легкостью можно заместить любой геометрической фигуркой - а дети увидят гномика- им так сказали...! Спасибо за творческий подход в работе - подробный содержательный материал.
С уважением, Остапчук Р.А., г.Краснодар
Анастасия Александровна Богатырева # 29 марта 2017 в 20:43 0
Уважаемая Хемерова Анастасия, спасибо вам за объемную и полезную информацию!