Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте по теме: "Дружная семья".
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в области «Социализация» в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Я – гражданин своей страны» (Формирование гражданской и семейной принадлежности при подготовке к обучению к школе детей, попавших в трудную жизненную ситуацию). Данный материал будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста. Это конспект познавательного занятия, направленный на формирование патриотического чувства у детей дошкольного возраста. Программа "Я- гражданин своей страны" состоит из двух Блоков, в свою очередь каждый блок делится на темы. Данный конспект относится к Блоку : "Моя будущая семья", тема: 2.1 "Понятие семья, семейные роли"
Основная цель:
Формирование понятия семья и семейные роли, развитие у детей способности любить, закрепление в сознании детей эталонов семейных отношений.
Задачи:
Познавательные и развивающие:
• Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, трудятся, имеют общие интересы, сохраняют семейные традиции.
• Дать знание детям о важности роли каждого члена семьи.
• Учить высказывать свои суждения.
• Активизировать мыслительные процессы.
Воспитательные и речевые:
• Воспитывать уважение к членам семьи и желание заботиться о близких.
• Расширять лексический запас.
• Развивать навык диалогической речи, используя распространенные предложения.
• Развивать эмоциональную сферу.
Наглядный и дидактический материал, оборудование используемые в организованной деятельности.
Настольная развивающая игра – лото для занятий в детском саду и самостоятельно «Семья. Наши родные: как их называть?»; папка - раскладка « Роль семьи в воспитании ребенка. Идеально для детского сада»; схема, объясняющая родственные связи и состав семьи; карточки эмоций; пальчиковый театр «Колпачки».
Ход занятия:
Дети встают в круг и берутся за руки.
Звучит музыка :
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – Мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Затем предлагается им сесть на стульчики полукругом перед демонстрационным материалом[/u].
Воспитатель:" Здравствуйте, дети! Мы с вами сегодня будем говорить о семье.
- Подскажите мне, что такое семья, из кого она состоит?"
Дети:(
Дети, рассмотрев иллюстрацию семьи отвечают):
"Семья – это мама, папа и дети".
Воспитатель: "Как одним словом можно назвать маму и папу?"
Дети: "Родители"
Воспитатель:" Кто такие сын и дочь?"
Дети:"Это дети для родителей".
Воспитатель: "Кем являются дети для бабушки и дедушки?"
Дети: "Они – внуки (внук и внучка)"
Воспитатель: "Кто самый старший в семье?"
Дети:"Самые старшие – дедушка и бабушка".
Воспитатель: "Кто самый младший в семья?"
Дети: "Самый младший - это маленький мальчик".
Воспитатель: "Семьи бывают большие и маленькие, с дедушками и бабушками и без, с одним ребенком, и где много детей".
Воспитатель предлагает детям встать у стульчиков и поиграть в игру
Воспитатель: "Давайте поиграем.
(Проводится пальчиковая гимнастика, используя колпачки).
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья"
(Дети надевают колпачки на пальчики. Соединяют и разъединяют одноименные пальцы).
После игры детям предлагается сесть на стульчики вокруг стола, проводится пальчиковый театр
Воспитатель:
"Сейчас мы с вами пофантазируем. Представьте себе, что Иванушка и Марья - Царевна поженились и у них родились детки: мальчик и девочка – сыночек и доченька. Однажды дети спросили маму: «Кто в нашей семье главный?».
- Что им ответила мама Марья – Царевна? (
Дети высказывают свои суждения)
- Главным или главой семьи является
папа. Он выполняет самые тяжелые работы по дому: ремонтирует, строит, красит, ходит на работу, что бы содержать семью, заботится обо всех, защищает".
Воспитатель: "Какой папа?"
Дети: "Он сильный, смелый, добрый, заботливый"
Воспитатель: "Но главной в семье является
мама: она главная по хозяйству в семье, убирает, кормит, всех жалеет. Вот послушайте:
« Кто всегда со всеми ладит, Шьет, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
Ни о чем не забывает,
Поцелует, приласкает,
За плохое поругает,
А потом 100 раз простит,
Когда болен ты, не спит".
Какая она – мама?"
Дети: "Она добрая, заботливая, веселая, строгая, любящая".
Воспитатель: "И
дедушка с бабушкой тоже - главные. Они старенькие. Они нуждаются в помощи. Их надо уважать, так как они самые старшие в семье, они много знают, они мудрые, могут дать полезный совет и очень любят своих внуков и, конечно нянчатся с ними
-Как дедушка и бабушка проявляют заботу о своих внуках?"
Дети: "Они могут погулять, почитать книгу, рассказать сказку, отвести в кружок или тренировку. Бабушка может связать носочки и варежки. Дедушка – починить игрушку".
Воспитатель: "А
дети в семье тоже главные.
Кто главные помощники родителям, бабушке и дедушке?"
Дети: "Дети!"
Воспитатель: "Как дети могут помочь своим родным?"
Воспитатель предлагает детям поиграть
Воспитатель: "Давайте поиграем. Я начинаю, а вы продолжайте.
(
Можно использовать мяч).
- Я умею игрушки… (
убирать)
-Я умею пол…
(подметать)
- Я умею цветы … (
поливать)
- Я умею кровать…(
заправлять)
Я умею посуду… (
мыть)
- Я умею белье… (
стирать)
Воспитатель предлагает детям разбежаться врассыпную
Проводится физминутка
Воспитатель: "А теперь мы отдохнем. После моих слов вы должны изображать движения стирки. Повторяйте за мной:
«Как мы будем помогать?
Будем мы носки стирать.
Как стирать? Да так стирать.
Вот так, вот так!
Как мы будем помогать?
Будем их мы полоскать.
Вот так, вот так
Будем полоскать.
Как мы будем помогать?
Будем их мы отжимать.
Вот так, вот так.
Встряхнули, повесили.
Ух, устали."
Воспитатель пантомимой имитируют движения процесса стирки, дети повторяют движения.
После физминутки воспитатель предлагает детям сесть на свои стульчики и раздает по 2 карточки каждому ребенку "Эмоции": радость и огорчение.
Воспитатель: "Дети, а надо ли слушаться взрослых в семье?
- Если в семье царит лад: все уважают друг друга, просят прощение за плохие поступки, то такую семью можно назвать счастливой".
Проводится психогимнастика, на вопрос воспитателя дети должны показать соответствующую карточку "Эмоции" и мимикой изобразить огорчение или радость. Воспитатель: " Ребята, покажите, какое выражение лица может быть у мамы или папы, если у них хорошее настроение, когда они радуются;
- Если они огорчаются.
- Мальчик не помыл руки перед едой.
- Девочка вытерла посуду.
- Мальчик помог сестренке одеться.
- Девочка кричала на бабушку.
- Мальчик сложил игрушки.
Молодцы!"
Воспитатель: "- А теперь каждый из вас выберет карточку с изображением члена семьи и расскажет как будет помогать или каким интересным делом будет заниматься."
Дети(встают с места по очереди и отвечают):" 1.Маме помогу пропылесосить. С мамой пойду в театр
2. Папе помогу покрасить забор. С папой пойдем порыбачить.
3. Братику помогу одеться. Покатаю его на санках".
Воспитатель: "- И так, сегодня мы с вами разобрались, что такое семья, что в семье каждый важен. Вот послушайте стихотворение.
«Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите.
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!"
Далее детям воспитатель предлагает на свой выбор одно из :
•
нарисовать семью (или выделить рисование в отдельное практическую организованную деятельность);
•
поиграть в хороводную игру «У Маланьи, у старушки…»
(Дети ходят, взявшись за руки по кругу, в середине которого водящий – Маланья).
«У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке
7 дочерей, 7 сыновей»
(Дети останавливаются лицом в круг и показывают руками).
«Все без бровей, с такими глазами, с такими ушами, с такими
носами, с такими усами, с такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели. (Дети приседают). Целый день сидели, на нее глядели. Что делает она». (Водящий в круге пантомимой изображает действия домашнего труда. Остальные дети отгадывают действие.
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича