Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего - среднего дошкольного возраста "Осень, Зима"
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшего, среднего дошкольного возраста в области «Познания» с использованием мнемотаблиц и коллажей Данный материал будет полезен воспитателям младшего и среднего дошкольного возраста. Это конспект познавательного занятия, направленный на формирование познавательного опыта, увеличение словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Интеллектуальное развитие дошкольников с использованием мнемотехнических технологий.
Основная тема ОСЕНЬ И ЗИМА
Подтема ИГРУШКИ
Цель:
Дать понятие об осени и зиме, как последовательно сменяющих друг друга временах года; представление об основных их признаках; что осень и зима составляют холодную половину года.
Задачи
•
Познавательные: При знакомстве с начертаниями букв «О» и «З» повторить геометрические фигуры: круг-полукруг; квадрат-треугольник. Продолжать обучению прямого последовательного счета, на основе считалки 1, 2, 3…; учить обобщать, дать обобщающее понятие «Игрушки». Учить запоминать 10 слов, используя метод трансформации с помощью ассоциаций.
•
Развитие речи: Познакомить детей со звуками «О» и «З» (слово «осень» начинается со звука «О», а зима – со звука «З»); пополнить словарный запас; сочетать существительные с прилагательными, учить использовать в речи словосочетания существительное + существительное, прилагательное + существительное; учить давать краткое описание времени года, употреблять уменьшительно-ласкательную форму.
•
Развивающие: Тренировать различные формы памяти: зрительную, слуховую, тактильную; развитие абстрактного логического мышления, развитие образных представлений воображения, развивать ориентацию в пространстве.
•
Воспитательные: Воспитывать чувство такта, умение слушать говорящего, воспитывать усидчивость, терпение, усердие.
Оснащение: Пейзаж «Осень», список слов на трансформацию, коллаж «Игрушки», считалка на картинке, тактильные таблички в волшебном мешочке, мнемотаблица «Осень-зима»; изображение букв «О» и «З», упражнения пальчиковой гимнастики; карандаши; заготовки для мнемотаблиц.
Подготовительная работа:
1. Работа со списками слов на трансформацию.
2. Составление описания игрушек по схеме.
3. Описание картин о природе.
4. Работа с логическими цепочкам.
5. Работа с мнемотаблицами.
Ход занятия
Преднастройка:
Упражнение из пальчиковой гимнастики «Замок» (дети стоят вокруг воспитателя).
«На двери весит замок». (Дети соединяют пальцы обеих рук в замок).
«Кто открыть его бы смог?»
«Потянули». (Пальцы сцеплены, руки растягиваются в стороны).
«Покрутили». (Круговые движения сцепленных пальцев).
«Постучали». (Пальцы сцеплены, основаниями ладоней делаются ритмичные хлопки).
«… И открыли». (Пальцы расцепить и ладони развести в стороны).
Настройка: (Дети садятся на ковер, вокруг воспитателя)
Воспитатель: Дети, сегодня у нас главными словами будут
слово «Осень» и слово «Зима». Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова?
Дети: Вы выбрали эти слова, потому что скоро закончится осень и наступит зима.
Развитие образного восприятия: (Демонстрируется осенний пейзаж).
Воспитатель: «Посмотрите на картинку. Давайте войдем в этот лес.
Поздняя осень. Ветерок срывает с деревьев последние осенние листочки.
Они попадают под ноги и шуршат от каждого шага. Мы идем дальше по лесу. Становится морозно, холодно пальчикам на руках и ногах. Морозец начинает щипать щечки и носик. И вот с неба упала первая снежинка. Она падает прямо на ладошку, подставьте ладонь. Она упала и холодом обожгла руку, но тут же растаяла и превратилась в капельку воды. А снег усиливается, и вот уже не 1,а 2,3 … снежинки падают нам на лица и руки. Вот уже снег поскрипывает под ногами. Холодно. Давайте вернемся в садик. Открываем дверь, и теплый воздух обдает нам лицо и руки. Поднимаемся
в группу, с каждым шагом нам становится теплее и теплее. После прогулки по лесу так стало хорошо и спокойно. Головки светлые, думается легко, свободно. Капризульки и нехочушки, плохое настроение мы оставили на улице.
«Физминутка» «Зайка»
«Скачет зайка косой» (дети подпрыгивают, одновременно вытягивают вверх правую руку, указательный и средний палец вытянуты, остальные –
прижаты к ладони).
«Под высокой сосной, Под другою стороной» (левую руку поднять вверх с растопыренными пальцами).
«Скачет зайка другой» (левую руку опустить на уровень груди, указательный и средний пальцы подняты и расставлены, остальные прижаты).
Работа по развитию памяти
Воспитатель: « Вот мы вернулись в садик. Давайте поиграем. А где все
игрушки? (Дети видят, что в группе нет игрушек)
Спрятались, наверное. Давайте их поищем. (Дети ищут игрушки, но находят письмо. Воспитатель читает его. Письмо написали игрушки).
«Мы уехали в Простоквашино навестить Шарика и Матроскина, покататься на лыжах и санках». Ну, что же игрушки уехали на каникулы, давайте мы
сами придумаем и представим себе игрушки».
Использование мнемотехнической технологии трансформации. (Дети последовательно вспоминают слова и называют.
С помощью рук мысленно превращать одно в другое):
-воздушный шарик- неваляшка – зайчик - пирамидка – радуга – слон -
поезд – мяч – обезьянка – кубик.
Работа с коллажем
Воспитатель: «Посмотрите теперь на картинку. Какие еще есть игрушки у меня?»
Дети называют: кукла в коляске, мишка, железная дорога, светофор, зайчик, пирамидка, мячик и др.
Воспитатель: «С игрушками мы «поиграли», а теперь расставим их по местам. Посмотрите внимательно на картинку. Запомните, где какая игрушка нарисована». (Воспитатель дает посмотреть коллаж, переворачивает).
Дети вспоминают и называют игрушки и, в каком месте они нарисованы.
Воспитатель: «Теперь игрушки стоят на месте. Давайте поиграем в поезд. Кто будет паровозиком».
(Дети начинают спорить).
Воспитатель предлагает посчитаться.
Учить запоминать стихотворный текст по рисунку
Начинается считалка.
На березу села галка,
Две вороны – воробей.
Три сороки – соловей.
(Дети заучивают считалку. Считаются, оставшийся соловьем, становится паровозиком.)
Физминутка («Поезд») (Дети выстраиваются друг за другом паровозиком, имитируя движения поезда произносят звукоподражалочку).
«Паровозик – ту! – ту!
Вагончики – чух! – чух!
Колесики – тук! – тук!»
Воспитатель: «Наш поезд приехал на станцию «волшебная».
(Дети садятся на ковер).
Ассоциативный тренинг с тактильными табличками.
Воспитатель: «У меня в мешочке волшебные таблички. (Воспитатель достает из «волшебного мешочка» табличку и дает потрогать ребенку с закрытыми глазами, называя каждую табличку каким-нибудь словосочетанием).
1. Лохматая обезьянка
2. Сухой песок
3. Мягкая вата
4. Вкусные вишенки
5. Высокие горки
6. Частый заборчик
7. Острые иголочки
8. Чистый родничок
9. Зеленая травка
10. Длинные грядки.
(Таблички раскладываются. Каждый ребенок узнает свою табличку и называет ее).
Работа с мнемотаблицей. (Детям предлагается сесть за столы, где для каждого приготовлены заготовки для заполнения, карандаши).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним наши главные слова.
(Дети вспоминают главные слова «Осень» и «Зима»).
Воспитатель показывает мнемотабличку на 9 клеток. Объясняет логику рисунков и знаков.
«Посмотрите на табличку:
1. Нарисован круг. На что он похож? Он похож на букву «О». С этого звука начинается слово «Осень». (Воспитатель показывает изображение буквы «О»).
2. Желтый листочек.Почему он нарисован? Потому что это главный
признак осени – листья начинают опадать.
3. Треугольник.Треугольник похож на желтый листочек. У
треугольника 3 уголка, а осень – 3 время года.
4. Стрелочка от «О» к «З».После осени наступает зима.
5. Буква «З» (Воспитатель показывает изображение буквы «З»).
Со звука «З» начинается слово «зима».
6. Снежинка. Главная примета зимы – это снег.
7. Квадрат.У квадрата 4 угла, а зима 4 время года.
8. Стрелочка от квадрата к треугольнику. Квадрат можно поделить на 2 треугольника
9. Полукруг. Буква «О» - первая буква в слове «Осень», похожа на круг. Круг можно разделить на 2 полукруга. Буква «З» -
первая в слове «зима», состоит из двух полукругов.
Осень и зима составляют холодную половину года».
(После объяснения логики мнемотаблицы дать посмотреть детям еще некоторое время. После чего дети воспроизводят рисунки и знаки таблицы в своих заготовках, уже не глядя на таблицу. После воспроизведения воспитатель просит 1-2 детей объяснить свои рисунки).
Заключительная беседа ( Рефлексия):
Воспитатель: «Итак, о каких временах года мы говорили?»
Дети: « Сегодня мы узнали о холодных временах года: об осени и зиме».
Воспитатель: «Что наступает после лета?»
Дети: «После лета наступает осень».
Воспитатель: «А какие признаки осени вы знаете?»
Дети: «Осенью становится холодно, часто идет дождь, листья на деревьях желтеют и опадают».
Воспитатели: «Какое время года должно наступить за осенью?»
Дети: «После осени наступит зима».
Воспитатели: «Назовите признаки зимы».
Дети: «Зимой падает снег, реки покрываются льдом, на улице – мороз».
(Вдруг раздается стук в дверь. Двери открываются, вносят игрушки, которые исчезли).
Воспитатели: «А вот и игрушки к нам вернулись из Простоквашино».
Переход к самостоятельной игре.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе
Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР
Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки