Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей дошкольников 3 - 4 лет

Заметки воспитателя из опыта работы. Формирование культурно - гигиенических навыков у младших дошкольников
Автор:Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ ГДС "Сказка", п Городище, Волгоградская область
Описание статьи:эта статья из опыта работы по формированию у младших дошкольников культурно - гигиенических навыков будет интересна воспитателям ДОУ, родителям и педагогам, которые имеют дело с трех-четырех летними малышами.

Кто хоть немного работал в детском саду, знает, что самым сложным периодом в работе воспитателя является вторая младшая группа (про ясли я не говорю, это отдельная «песня»). Во-первых, тебе надо привыкнуть к новым деткам (это после четырех то лет знакомства с предыдущими воспитанниками). Во-вторых, привыкают все по-разному: кто-то быстро адаптируется, кто-то помедленнее, а кто-то (и такие почему-то всегда находятся) – кричит и рыдает продолжительное время. И это иногда не зависит от твоего профессионализма - просто ребенок требует, чтобы его вернули домой, в комфортную для него обстановку. И, в-третьих, большинство малышей не обладают навыками элементарного самообслуживания: не могут одеваться и раздеваться, не убирают за собой вещи и игрушки, без помощи взрослых не могут помыть руки и т.д. Получается, что дома - комфортно, уютно и нет никаких бытовых проблем, а в детском саду - сплошной стресс.
Что делать воспитателю, с чего начать? Мне кажется, что на данном этапе нашего общего жития в саду надо самой полюбить этих «новичков» и попытаться стать для них «второй мамой». Хотя это так сложно, учитывая, что с каждым годом количество детей в группе растет прямо таки в геометрической прогрессии. Вместе с этим надо привыкнуть и приноровиться к их родителям. А это с каждым годом почему-то делать все сложнее…И, самое главное – нужно обязательно набраться терпения, запастись определенной долей оптимизма и не забывать про юмор! Это очень облегчает даже самые трудные дни!
Дети в начале, за редким исключением, культурно – гигиеническими навыками не обладают. Что говорить, если растет количество мам, которые приводят детей в сад с приличным запасом памперсов на весь день и загадочным шепотом: «И даже не знаю, как мой малыш будет тут в садике спать, он ведь перед сном кушает из бутылочки». Естественно, современные трехлетки, владеющие в совершенстве гаджетами и не умеющие держать правильно ложку, сопротивляются. «Одень меня!» - требует плачущий бутуз. Ведь дома это всегда делала мама, а в саду приходиться одеваться самому. «Не буду убирать игрушки, у меня ручки болят!» - эти слова тоже знакомы многим педагогам. В таких случаях взрослому человеку нельзя идти на поводу у воспитанников. Расправить шорты, дать их малышу со словами: «Ты уже взрослый, как здорово у тебя получается!» И обязательно нужно малыша хвалить: часто и за все, даже за попытку что-то сделать. Получилось сунуть ногу в одну штанину: «Какой же ты молодец!», - говорит воспитатель, помогая продеть вторую ногу в другую штанину. «О, да ты уже самостоятельный парень!» - восхищенно прокомментировать наизнанку надетые колготки и, продолжая восторгаться, помочь надеть правильно. Похвала, улыбка и доброжелательное отношение к ребенку в данной ситуации – самый лучший помощник.
Очень хорошо помогает научить детей культурно - гигиеническим навыкам – конечно же, игра! Без нее в саду никуда. «Уложим зайку спать», «Оденем малыша на прогулку», «Угостим куклу Дашу чаем», «Что не правильно?», «Что в начале, что потом?», «Кто первым сложит в коробку игрушки?» и т.д. и т.п. Играя, дети не так болезненно, учатся правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, самостоятельно одеваться, ходить в туалет, правильно мыть руки…А еще, во время игры, дети сближаются. Начинается прекрасная пора – пора создания дружного коллектива, где все важны друг для друга!
Есть еще один прекрасный прием, который безотказно работает во время привития малышам культурно - гигиенических навыков. Это народный и авторский фольклор. Веселые стишки и песенки во время режимных моментов очень разряжают напряженную обстановку и создают особую ауру добра и любви. Ведь эти нехитрые слова мы проговариваем ласково и доброжелательно.

(Имя ребенка)
Мылься, мылься хорошенько
Воду ты не разливай,
Насухо ручки вытирай!

Вот они сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки,-
Вот как хорошо!


Милые игрушечки
Мы вам поможем.
Все скорее уберем
И на место сложим.

Мы, в нашей группе, собрали картотеку таких коротеньких стишков, которые можно применять в различных режимных моментах. Они всегда находятся, что называется «под рукой».
И, конечно же, берите себе в помощники родителей своих воспитанников. Много раз повторяйте им, что чем самостоятельней их ребенок в бытовом плане, тем легче ему находиться в детском саду. Собрание на эту тему и информация на стендах на эту тему во второй младшей группе – очень нужны и важны! Радуйтесь самому незначительным достижениям детей и хвалите их перед папами и мамами. Взрослые ведь не всегда понимают: то, что для них просто и естественно, для ребенка требует определенных усилий. Помогайте родителям осознать это.
Привитие культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе требует от воспитателя больших физических и эмоциональных затрат. Но, мне кажется, что если эта работу проводить постоянно, продуманно и доброжелательно, то она будет способствовать физическому и психическому развитию детей, сделает их более самостоятельными и ответственными.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в начальной школе. Литературная гостиная Создание благоприятной обстановки на уроке в школе Новый год 2017 Будущее - за профессионалами
Познавательная беседа с детьми подготовительной группы на тему «2 февраля - День Победы в Сталинградской битве» | Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников
Опубликовано: 1360 дней назад (7 января 2018)
Просмотров: 1212
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Галина Николаевна Шестакова # 8 января 2018 в 04:53 +2
Примите первый голос! Вы все правильно написали в ваше статье это долгий и кропотливый труд воспитателя.
Светлана Михайловна Шевченко # 8 января 2018 в 12:19 +2
Все правильно написали! Подписываюсь под каждым словом, согласна, что современные дети и их родители требуют особого внимания и подхода. Только терпение и юмор помогут воспитателю в данной возрастной группе. Спасибо зав ВАШ бесценный опыт!
Анастасия Игоревна Земскова # 8 января 2018 в 16:48 +2
Спасибо! Как не грустно это звучит, но это действительно так! Сама работаю с малышами уже более 4 лет, каждое ваше слово действительно. Спасибо еще раз за ваш опыт и нелегкий труд взросления наших малышей.
Татьяна Владимировна Михайлова # 8 января 2018 в 19:18 +1
Спасибо огромное, коллеги, за ваши комментарии!
Сания Минсаитовна Ягудина # 9 января 2018 в 09:08 +2
Очень полезный материал. Спасибо.
Оксана Анатольевна Данильченко # 9 января 2018 в 10:16 +2
СОГЛАСНА! ГОЛОС!
Спасибо за публикацию.
Ирина Николаевна Ступченко # 9 января 2018 в 15:56 +1
Познавательно и увлекательно. Работа заслуживает внимания и похвалы. Примите голос!
Татьяна Владимировна Михайлова # 9 января 2018 в 16:39 +2
Коллеги! От души благодарю вас за поддержку и добрые слова!