Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру. Из опыта работа воспитателя ДОУ
Автор: Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ ГДС "Сказка", п Городище, Волгоградская область
Описание материала: С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Одной из причин этой проблемы является то, что из жизни детей уходит игра со сверстниками, в которой нужно общаться. На смену сюжетно-ролевой игре приходит виртуальная реальность, где не надо договариваться и строить взаимоотношения. Речь и сюжетно-ролевая игра неразрывно связаны между собой. Надеюсь, что данная статья будет интересна педагогам ДОУ, студентам и родителям.
Всем педагогам известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Только в игре ребенок познает мир, готовится к дальнейшей жизни, выражает свои основные потребности, приобретает навыки общения и активно развивает психические процессы. Речь является одним из познавательных психических процессов. Выдающийся ученый Выготский Л.С. в своей статье "Мышление и речь" отмечал, что " Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. "
Игра, и прежде всего сюжетно–ролевая игра, оказывает положительное воздействие на становление речи. В процессе сюжетно-ролевой игры дети вынуждены общаться друг с другом, комментировать свои действия. Это, несомненно, совершенствует диалогическую и монологическую речь дошкольника, обогащает словарь ребенка , формирует его грамматический строй речи.
Но, надо признать тот факт, что современные дети перестают играть в сюжетно-ролевые игры. Причин этого, по моим наблюдениям.
несколько:
1) дети вообще перестают играть друг с другом из-за болезненного пристрастия к различным гаджетам, то есть у них теряется потребность в общении;
2) современные родители зачастую не желают играть с детьми и отказываются общаться, ссылаясь не хватку времени ;
3) в настоящее время дети перестали играть во дворах (лет двадцать назад в каждом дворе собирались разновозрастные группы ребят и старшие обучали младших игровым традициям.
Дети перестают играть, а их речь становится более примитивной. Возрастает количество дошкольников с различными логопедическими нарушениями. Эту тему поднимают специалисты. В своей книге "Справочник логопеда" современный автор Поваляева М.А. пишет: "Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности". Доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова рассказала в СМИ: "Стало много детей с речевыми нарушениями. О причинах такого увеличения количества детей можно говорить очень долго. Они абсолютно разные. Но факт остается фактом, что к логопедам обращается все больше детей и дошкольного возраста, и школьного возраста, с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной речи".
Возникает вопрос: "Что мы, педагоги ДОУ, должны и можем сделать в такой ситуации?" ...Наверное нужно сначала осмыслить масштаб этой проблемы, а затем "засучив рукава" комплексно вместе со специалистами (логопедом, психологом...) и родителями воспитанников (убеждая в нужности такой работы и побуждая их к действиям в интересах собственных детей) работать, преодолевать, помогать...
Очень действенным методом в развитии связной речи может стать сюжетно-ролевая игра. В условиях ДОУ детей обязательно нужно учить играть. Человек, который не работает в детском саду наверняка спросит: "Зачем учить ребенка играть? Это должно быть у него врожденным!" . Но ученые доказали , что роль взрослого в развитии ребенка неоценима. Эльконин в своей работе" Психология игры" отмечал:"...Мир ребенка - это прежде всего взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых. Лишь в развивающейся системе отношений «ребенок - взрослый» ребенок входит в весь остальной мир...."
Чтобы игра была интересной и продолжалась в течении определенного времени нужно взять на себя роль и придерживаться содержание игры. Эльконин говорил о том, что "...Центральным моментом, объединяющим все остальные стороны, является роль, которую берет на себя ребенок. Она не может быть осуществлена без соответствующих действий. Ребенок именно потому является кассиром, что он продает билеты, начальником станции — потому что он объявляет об отправлении поезда и дает разрешение на отправление машинисту, буфетчиком — потому что продает печенье, и т. д...." "...Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни."
А если ребенок не имеет представления об определенной деятельности взрослого человека, которую он собирается прожить в игре? Наверное в таком случае у ребенка не возникает потребности воспроизводить эту деятельность. Дошкольники изображают то, что часто наблюдают: домашний быт, поездку в "Макдональдс"или посещение педиатра в поликлинике. Поэтому в такие сюжетно-ролевые игры как "Дочки-матери", "В поликлинике", "Кафе" дети начинают играть самостоятельно. Но если ребенок не был в цирке, то в цирк он играть не будет.
Бывает, что и знакомые сюжеты детьми не воспроизводятся, если они, не заинтересовали, не увлекли...Значит дошкольникам сначала надо показать деятельность взрослых в определенной сфере (экскурсия, беседа с картинками, презентациями и т.д.), потом проиграть со взрослым несколько раз и только потом, если эта деятельность затронула детей, они будут играть самостоятельно.
Приведу пример из опыта работы. В средней группе весной я предложила детям поиграть в цирк. И когда мы стали обсуждать какие профессии цирковые они знают, что им нравится больше всего в цирке, выяснилось, что многие ребята дожив до пяти лет про цирк знают понаслышке, а в самом цирке никогда не были.
Пришлось проводить индивидуальную работу с родителями и просить их сводить детей в цирк, хотя бы в "Шапито", который как раз приехал в наш поселок, если в Волгоград (в Волгоградском цирке постоянно гастролируют цирковые труппы из других городов) ехать дорого или нет времени.
Через три недели мы опять завели речь про цирк. И уже почти все ребята с интересом рассказывали свои впечатления о походе в цирк. Конечно, зачатки монологической речи у некоторых дошколят присутствуют, но в основном, с помощью наводящих вопросов, в диалоге мы обсудили основные цирковые профессии и выяснили деятельность каких цирковых артистов понравилась ребятам больше всего. Беседа сопровождалась показом картинок и презентации "Цирк". Перед этим мы совместно просмотрели мультфильмы "Приключение льва Банифация", "Приключения Фунтика", прочитали стихотворение С. Я. Маршака «Цирк», рассказы В. Драгунского «Девочка на шаре» и Л.Н. Толстого "Слон", отгадывали "цирковые" загадки и нарисовали "Веселого клоуна".
После этого мы из стульчиков соорудили автобус и поехали в цирк. В первой игре я сама распределяла все роли. Покатались на лошадках перед цирком (дети по очереди были лошадками ). Купили билеты в кассе. Затем из кубиков соорудили арену и начали выступать в роли цирковых артистов (что делать "артистам" я тоже подсказывала). Эта игра вызвала у детей бурю эмоций. Они постоянно просили меня: "Давайте еще поиграем в "Цирк". Мы играли в "Цирк" и в группе и на улице. Через какое-то время я заметила, что дети стали играть в эту сюжетно-ролевую игру самостоятельно. Их словарный запас пополнился новыми словами "жонглер", "дрессировщик ", "фокусник" и т.д. . Дети воспроизводили диалоги между покупателем и кассиром, посетителем цирка и контролером, монологи клоуна и команды дрессировщика. Сюжетно-ролевая игра "Цирк" стала на несколько месяцев любимой игрой детей.
Значит, чтобы дети играли в сюжетно-ролевые игры, чтобы их речь становилось более осмысленной и красивой, чтобы ребята испытывали потребность в общении, надо педагогу приложить к этому определенные усилия. Объяснить родителям важность новых впечатлений для развития их детей. Познакомить самих детей с определенной деятельностью взрослых. С помощью художественной литературы, мультфильмов, бесед и презентаций закрепить и расширить знания детей, а потом совместно с детьми проиграть определенный сюжет, взяв на себя какую-то роль. И только после этого у детей может возникнуть желание играть в эту сюжетно-ролевую игру самостоятельно, если им интересен сам сюжет.
Практика показывает, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в формировании связной речи детей. Когда ребенок берет на себя роль, он вынужден говорить за того, кого он изображает. В сюжетно-ролевой игре всегда должен быть партнер. Если есть продавец, то должен быть покупатель, парикмахер предполагает, что должен быть в игре клиент, брать на себя роль врача не имеет смысла, если нет "больного". Поэтому в сюжетно - ролевой игре ребенок вынужден общаться, что подразумевает совершенствование разговорной речи и обогащение словарного запаса. Многолетняя работа с детьми позволяет сделать вывод: если у детей проблемы с речью, надо их вовлекать в сюжетно-ролевые игры, так как такие игры помогают корректировать и обогащать речь любого ребенка.
Используемая литература.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999.
Эльконин Д.Б. Психология игры.М., “Педагогика”, 1978.
Поваляева М.А.. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс»2002. 2002
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно-ролевая игра «Больничка» для детского сада
Конспект сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" для детей средней группы
Сюжетно-ролевая игра по ПДД во 2 младшей группе
Проектирование сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы «Салон красоты»