Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста через сказку. Из опыта работы.
Автор: Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ "ГДС "Сказка" р.п.Городище Волгоградская область
Описание материала: Сказка имеет огромное значение в формировании нравственных качеств детей. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки развивают воображение, подталкивают к фантазированию, учат отличать добро и зло а также развивают правильную речь. Надеюсь, что данная статья будет полезна педагогам ДОУ, студентам и родителям.
"Ты живешь в своих поступках, а не в теле.
Ты – это твои действия, и нет другого тебя."
Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"* * *
Ребенок приходит в этот мир с определенными врожденными свойствами и чертами характера (темперамент, задатки, склонности, способности). Но, что "такое хорошо и что такое плохо" маленький человек начинает воспринимать и впитывать постепенно. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение нравственных норм и понятий. Огромное значение в становлении морального облика растущей личности играют поступки людей, окружающих его и их реакция на то, как поступает сам ребенок.
Надо признать тот факт, что современное общество становится все более аморальным. Безнравственные поступки становятся нормой и уже не подвергаются порицанию или наказанию. На первый план выходят собственная нажива и сиюминутная выгода: "Мне хорошо, а там хоть потоп". Именно из-за низкого уровня нравственных устоев в современном мире происходят чудовищные события: уничтожение животных и растений, фальсификация лекарств, бомбежки мирного населения, продукты, которые не только не приносят пользы, а убивают...Если не произойдет духовно-нравственного возрождения, то наша цивилизация погибнет.
Здравомыслящие родители, педагоги, общественные деятели понимают, что нравственное воспитание детей - это процветающее государство в будущем. В современном мире зачастую именно в детском саду происходит знакомство с этическими и моральными нормами поведения в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложена Концепция духовно-нравственного развития растущей личности. В этом стандарте указано, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
В арсенале воспитателя есть средство, которое может помочь в формировании у дошкольников нравственных качеств. Это сказка. Сказка- фантазия, мир несуществующих в жизни прекрасных принцесс и таинственных волшебников, гномов и великанов, страшных колдунов и лесной нечести... Но, именно потому что сказка - это вымысел, она очень близка детскому сердцу и уму. Поступки любимых сказочных героев пронизаны благородством, добротой, щедростью. У ребенка возникает желание быть похожим на них. Есть еще одно неоспоримое положительное качество у сказки. Понимание того, что герой натворил по глупости или случайно, он сам (этот герой) может и должен исправить, чтобы в мире царили лад и согласие. И только в сказках самый вредный злодей может исправиться и стать добрым и заботливым.
Роль сказки в становлении нравственных качеств малыша огромна:
- через поступки героев сказок можно сформировать представление о нравственных поступках человека, показать их важность в жизни современных людей;
- развивать связную диалогическую и монологическую речь каждого ребенка;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и поступкам других людей.
Из практики выявлено, что сказку не достаточно просто прочитать. Чтобы мудрость сказки оставила след в душе ребенка, нужно помочь понять ее, проанализировать, прожить с героями разные ситуации. Можно и нужно примерить на себя роль из сказки: "А как бы я поступил на месте героя?" И когда дошкольник "сживется" с героем сказки, научится оценивать поступки сказочных персонажей, представляя себя на их месте, то он сможет со временем модель поведения положительных героев сказки переносить в реальную жизнь.
Сказка-это кладезь мудрости. Именно сказка может стать самым лучшим помощником в формировании положительных нравственных качеств детей.
Список литературы:
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц рисунки автора/Антуан де Сент-Экзюпери;[пер. с фр.Норы Галь].- Москва: Эксмо,2019.-112с.:ил.
Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2010. 240 с.
Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.- 208 с., ил.
Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,- 160 с.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике / Сост. О.В.Сухомлинская. - М.: педагогика, 1990.-304 с.
Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой . Издательство: ФОЛИО, 1996..
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.– М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с. – (Вместе с детьми).
Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание. – М.: Книголюб, 2004. – 80 с.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание сказкой
Консультация для родителей в детском саду. Сказка в жизни ребёнка
Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Роль сказки в воспитании и обучении дошкольников
Похожие статьи:
Методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой
Сказка как средство формирования физических качеств у детей младшего дошкольного возраста