Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Сказка как средство формирования эмоциональной сферы дошкольника
Описание материала: Предлагаю статью для коллег на тему «Сказка как средство формирования эмоциональной сферы дошкольника». Материал будет полезен педагогам-психологам. Статья раскроет метод «Сказка» как инструмент развития и интегрированную деятельность в формировании эмоциональной сферы дошкольника.
* * *
Сказка – это целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Дети обожают сказки в период своего самого интенсивного развития. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

Сказка - это и инструмент развития и интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Психологическое влияние сказки можно объяснить тем, что метафоры и образы — это способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре. Сказка сопровождает человека всю жизнь, но с возрастом сказки на людей действуют по-разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей.

Сказки учат. Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. Также Сказка дает возможность учиться на чужих ошибках, имея силу внушения. Сказка готовит к взрослению.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, сохраняются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

В процессе работы со сказкой формирование эмоциональной сферы детей происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).

Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Таким образом, восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных методов для развития ребенка, который во все времена использовали и педагоги, и родители.

При помощи такого метода как сказка, процесс развития и воспитания ребенка будет осознанным и увлекательным. Он наверняка запомнит все нормы поведения, будет стремиться быть похожим на положительных героев и отличаться от отрицательных.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Сказкотерапия для детей 5-8 лет Сказкотерапия с песком Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Роль педагога-психолога в работе с родителями в детском саду
Опубликовано: 634 дня назад (25 апреля 2020)
Просмотров: 485
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!