Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказкотерапия для детей 5-8 лет

Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель, МБДОУ №385 «Сказка»
Описание материала:Данный материал предназначен для родителей, воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-психологов.
Цели: знакомство с понятием « сказкотерапия».
Задачи: Снизить уровень тревожности и агрессивности детей. Развить умение преодолевать трудности и страх. Развивать речь детей с помощью рассказывания, сочинения сказок, пересказывания. Выявить и поддержать творческие способности. Развить способности к коммуникации.
Когда мы читаем добрые сказки,
мы становимся добрее.
В наше время из СМИ мы получаем столько ненужной негативной информации. Газеты и журналы пестрят заголовками рекламы, которую навязчиво нам предлагают. По телевидению показывают различные техногенные, социальные, природные катастрофы, а именно: убийства, теракты, войны, бунты, аварии. Магазины и интернет переполнены жестокими комьютерными играми, некачественными и даже, я бы сказала, непонятными для моего сознания, игрушками: трансформерами, монстрами, стрелялками, куклами из зарубежных мультфильмов. И всё чаще дети приносят их в детский сад, «заражая» других. Родители вместе с детьми смотрят фильмы-боевики со сценами насилия, где главные герои бандиты, воры, убийцы, не осознавая того, как всё это отрицательно сказывается на детской, ещё толком не сложившейся, психике.
Уважаемые, родители, если вы хотите, чтобы ваши дети выросли добрыми, заботливыми, уверенными в завтрашнем дне, необходимо, в первую очередь, воспитать у себя и окружающих нас людей жизнерадостное отношение к миру, духовно-нравственные качества. В мире столько хорошего, полезного и прекрасного. Найдите время, понаблюдайте за звёздным небом, как тает снег, как набухают почки, как распускаются первые цветочки, послушайте как весело щебечут птицы, как движутся облака на небе, на что они похожи, как всходит и уходит за горизонт солнце и так далее. Давайте вспомним сказку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково»: « Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее- остановись!»
Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка. Когда мы говорим о сказкотерапии, мы подразумеваем лечение, которое направлено на повышение детской самооценки, путём снижения уровня тревожности и агрессивности. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и правильные пути их решения, то есть учим детей преодолевать трудности и страхи. Таким образом, сказочные события переносим в реальную жизнь.
У каждого ребёнка может быть своя сказка, направленная на ту или иную проблему, например, если ребёнок боится прививок можно сказать, что это не просто лекарство-защита, а волшебный эликсир, дающая жизненную силу и энергию и связать это всё со сказкой, придумать сказочный сюжет с героями. Другой пример, моя дочь ужасно боялась пауков, я предложила ей самой сочинить сказку. По-началу ей было очень сложно. Тогда попросила нарисовать несколько насекомых. К моему удивлению, все как на подбор были смешными, в нарядных одеждах: на голове были шляпки, на лапках туфельки, хотя нет, одного она изобразила грустным , объяснив тем, что мама-паучиха потеряла своего любимого паучонка. Через некоторое время навязчивый страх к паукообразным исчез. Не раз, когда гостили у бабушки, приходилось слышать « Ой, какой хорошенький, мааалюсенький!» (хотя красивого и приятного в нём было мало, но я старалась своё отвращение ей не показывать) Возможен и такой вариант, когда взрослый начинает, а ребёнок продолжает.
Многие педагог-психологи рекомендуют приёмы релаксации. Я очень часто использую их в своей работе. После прочитанного основного текста, после его обсуждения детям предлагаю удобно лечь на ковёр и закрыть глаза. Данная техника помогает детям расслабиться, учит сбрасывать с себя лишнюю негативную информацию, о которой я говорила, ранее. Но читать их нужно тихо, спокойно, медленно, с небольшими паузами.
Очень хорошие приёмы релаксации для детей дошкольного возраста у педагога Татьяны Анатольевны Куликовской. Некоторые из них я опубликую здесь для того, чтобы родители имели представление как работать с готовым текстом. В её работе представлены небольшие по объёму тексты, основной сюжет которых составили предметы и явления окружающего нас мира. (обратите внимание, что все неодушевлённые предметы написаны с большой буквы, это значит, что автор, вложил в них, определённые человеческие качества.) Вот варианты из них:
Как на берёзках появились чёрные полоски
На стволе берёзки-
Чёрные полоски.
Может чёрным угольком
Кто-то чертит их тайком?
Летом в барсучьей норе появился Барсучонок. Он быстрее рос и становился самостоятельным. И вот однажды Барсучонок решил один отправиться к речке. На пути к речке стояли большие белые берёзки. Только в те времена на них не было ещё чёрных полосок.
Чтобы малыш не заблудился, Барсучиха нарисовала ему на некоторых берёзках чёрные полоски. Пошёл малыш от одной разрисованной берёзке к другой. Так до речки и добрался.
Хорошо Барсучонку, и Барсучихе не страшно его отпускать: не заблудится.
Увидела Лисичка берёзки с чёрными полосками. Удивилась. Понравились они ей! Взяла она уголёк и разрисовала остальные берёзки. И теперь у всех берёзок появились чёрные полоски. Но они от этого ещё краше стали.
А барсучонок совсем вырос. И дорожку к речке хорошо знает.
Примерные вопросы для обсуждения:
Зачем Барсучиха нарисовала на берёзках чёрные полоски?
Почему Лисе нравились берёзки с чёрными полосками?
Как он чёрные полоски помогли Барсучонку?
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе стройную зелёную берёзку. Подойди к ней. Постой около берёзки. Почувствуй, как её мягкие, гибкие веточки наклоняются к тебе. Они, словно лёгкое, нежное одеяло, укрывают и согревают и тебя. Они отдают тебе своё тепло и добро. Ты становишься сильнее, тебе хочется сделать много разных добрых дел. Поблагодари берёзку за её подарок. Ты спокоен и счастлив.

(Т.А Куликовская)
После сна, во второй половине дня, мы с детьми старшей группы снова возвращались к этой сказке, только уже воспроизводили её на бумаге. Готовые рисунки дети уносили домой, пересказывали родителям содержание сказки.

Горка
Дети горкой снег сложили,
А потом водой залили.
И на радость детворе
Вышла горка во дворе.
Рано утром Петя вышел во двор. Кругом лежал белый снег. Хорошо было бы из него слепить что-нибудь! Но Снежную Бабу лепили вчера. Вот она стоит, слегка наклонив голову в старом ведре. Снежную крепость тоже уже сделали. Она служит надёжной защитой от снежков. А вот Горки нет.
Стал Петя снег в большую кучу сгребать. Много снега собрал. Высокая горка получилась. Только пора Пете было домой возвращаться. Оставил он Горку и ушёл.
Тут Маша из школы вернулась. Решила погулять немного. Увидела Горку: «Хорошая Горка, большая, только ступенек не хватает». Взяла Маша лопатку и сделала ровные ступенечки. А потом пошла домой. Уроки надо ещё выучить.
Дима пришёл из детского сада и залюбовался Горкой: « Замечательная Горка, только водой её надо залить!». Взял он леечку с водой и полил Горку.
Быстро застыла Горка. Огляделась вокруг. Вот Качели стоят рядом с Песочницей. Вот Фонарь ждёт вечера, чтобы вспыхнуть своим тёплым светом. Вот Снежная Баба озорно поглядывает глазами-угольками. Понравился ей двор. Хорошее место.
Скоро и Петя с Машей появились. Взяли дети картонки да ледянки, стали с горки кататься. То по одному, то «паровозиком». И ребятам хорошо, и Горке весело!
Через некоторое время пришёл Никита. Он нёс тяжёлый снегокат. Горка испугалась « Сейчас я развалюсь. Недолго я простояла во дворе!»
Дети попросили Никиту не кататься на снегокате. Но он никого не хотел слушать. Забрался Никита на Горку и снегокат затащил. Рассердилась Горка: « Ишь, ты какой, сам ничего не сделал, а сломать норовишь!» Тряхнула она макушкой и сбросила Никиту вниз. Упал мальчик в сугроб, обиделся: «Плохая у вас Горка, пойду я в парк кататься».
А ребята остались. Для них эта Горка была самая лучшая на свете. Потому что сами её сделали!
Примерные вопросы для обсуждения:
Почему Петя решил слепить Горку?
Зачем Маша сделала ступеньки?
Для чего Дима полил Горку водой?
Почему Горке понравился двор?
Отчего Горке было весело?
Зачем Горка сбросила Никиту?
Почему Горка для детей была самой лучшей?

Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе тёплый зимний день. Снег легка растаял и хорошо лепится. У тебя на руках тёплые перчатки. А снег мягкий и податливый. Из него можно слепить всё что захочешь. Вот Горка, вот снеговик, вот снежная крепость. А тебе хочется лепить домик. Ты лепишь стены, крышу, дверь, ступеньки. Входишь в домик и включаешь волшебный фонарик. Фонарик светит мягким ровным светом. В домике становится тепло и уютно. Появляются пушистый коврик, столик, диванчик. Ты садишься на диванчик. Тебе хочется отдохнуть. Ты отдыхаешь.

(Т.А.Куликовская)

Так что же такое сказкотерапия?
Это восприятие и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки.
Надеюсь, что эта статья поможет вам, уважаемые родители и педагоги, справляться со стрессами ваших детей.
Счастья, мира и добра Вам!

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Консультация для родителей. Сказкотерапия для дошкольников Сказкотерапия с песком Психокоррекционная сказка для детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия в семье

Сказкотерапия для детей

Сценарий летней прогулки «Люблю берёзку русскую» для старших дошкольников | Дидактические игры для детей 6-8 лет
Опубликовано: 3784 дня назад (13 июля 2014)
Просмотров: 17634
+13
Голосов: 13
Ирина Вячеславовна Некрасова # 13 июля 2014 в 15:46 +5
Спасибо большое за материал! И за знакомство с работами автора Т.А. Куликовской. Обязательно посмотрю ее книжечки, когда буду в книжном магазине. Уж больно понравились мне ее сказки, жизненные, интересные. Примите мой голос +1. И пожелания удачи и творческих успехов!
Гуля Рашитовна Балдовская # 13 июля 2014 в 16:26 +6
Спасибо,Ирина Вячеславовна, это только часть её текстов.Образцы её литературного творчества очень просты на слух, а самое главное интересны. Обязательно каждому воспитателю нужно приобрести её книжечки.
Светлана Алексеевна Хватова # 13 июля 2014 в 16:32 +4
очень интересно!
Анна Юрьевна Бровенко # 13 июля 2014 в 16:44 +5
Гуля Рашитовна , было очень интересно познакомиться с материалом! Очень актуальная разработка! Действительно, бывает так, что трудно найти подход к ребенку, успокоить его, если он чего-то боится. Сказкотерапия как метод работы - это хороший вариант. Удачи Вам в вашей работе!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 13 июля 2014 в 16:50 +5
Гуля, спасибо за приглашение, с большим удовольствием прочитала вашу работу. Несмотря на то, что я работаю в школе со старшеклассниками, тоже стараюсь выявлять творческие способности у своих воспитанников и даю возможность им их развивать. Конечно у нас своя сказкотерапия, которая тоже приносит свои плоды. Очень интересный вы предлагаете материал, показывающий значимость в применении с дошколятами сказкотерапии, которая помогает раскрыть внутренний мир каждого ребёнка, тем более, что предусматривает и индивидуальные подходы. Спасибо за информацию!+1
С уважением, Т.Н.
Наталья Николаевна Сегенюк # 13 июля 2014 в 17:02 +3
Гуля, спасибо за приглашение! Очень интересный материал! Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач, обыгрывание ситуаций с героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. А работы Т.А. Куликовской нужно обязательно найти и почитать, интересно! Успехов, и, конечно, +1
Светлана Христьяновна Лаптева # 13 июля 2014 в 17:15 +5
Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы, наверное, и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.
Метод сказкотерапии, как и куклотерапии, сегодня широко используется педагогами в воспитательном процессе. Сказкотерапия означает "лечение сказкой". Посредством сказкотерапии можно снизить уровень тревожности и агрессивности детей, развить умение преодолевать трудности и страх, речь детей, выявлять и развивать творческие способности. Спасибо!1+
Ираида Юрьевна Ляпунова # 13 июля 2014 в 17:40 +3
Гуля Рашитовна, давно известна удивительная форма "лечения сказкой" души ребенка. Сказка помогает погрузиться в воображаемый мир и справится с проблемами.В вашей публикации эта тема имеет продолжение и представляет новый интересный материал Т.А.Куликовской. Обязательно найду возможность поближе познакомиться с творчеством данного автора.
Елена Николаевна Черепанова # 13 июля 2014 в 18:15 +3
Гуля, материал очень актуальный, особенно для нашего времени, и ценный. Сказкотерапия - особая форма работы с детской душой, которая, как у тебя четко подмечено, забита совершенно ненужной, вредной информацией. Отсюда и детская агрессия, и высокая тревожность, и гиперактивность, и страхи... Дай Бог, чтобы эта информация доходила не только до родительских ушей, но и до их сердец. Такая работа должна проводиться регулярно. Успехов тебе и всем нам в том, чтобы посеять в детские сердца хоть что-то доброе и полезное.
Алёшина Марина Леонидовна # 13 июля 2014 в 19:09 +3
Полностью согласна с Вами, что нашим детям не хватает добрых и спокойных сказок, а еще советских мультиков на которых выросли мы!Спасибо за поучительный материал и знакомство с произведениями Татьяны Анатольевны Куликовской.
Регина Сириновна Сабирзянова # 13 июля 2014 в 20:38 +3
Спасибо за замечательные сказки. В дошкольном и младшем школьном возрасте особенно актуально применение сказкотерапии для решения проблем ребенка.
Маргарита Александровна Гришина # 13 июля 2014 в 20:43 +7
Гуля Спасибо за информацию и за интересный материал.Я сама не специалист,чтобы высказываться по поводу особой формы работы с душой-сказкотерапией,здесь стоит не ошибиться.Вот,что говорят специалисты:Первый этап заключается в том, что вы должны подобрать главного героя сказки. Это может быть как человек, так и необычное существо. Только основной смысл заключается в том, что герой должен быть похож на ребенка характером. Второй этап вы должны продумать очень хорошо. Главное – это описать жизнь героя так, чтобы малыш мог уловить сходства со своей жизнью и характером. Третий этап должен полностью описывать такую проблемную ситуацию, в которой часто оказывается кроха. И что немаловажно, герой должен испытывать такие же эмоции, как и ребенок в реальной жизни. Четвертый этап очень важный, так как герой должен найти правильный выход из трудной ситуации. Необходимо показать малышу, что выходов может быть несколько и к чему они приведут. Обязательно присутствие в сказке человека, который сможет показать правильный выход. Заключительный этап сказки показывает то, что герой понимает, что был не прав и выбирает осознанно тот вариант развития событий, который поможет ему изменить свою жизнь. Вариантов применения сказкотерапии очень много. Например, Вы можете предложить малышу самому найти способы решения проблемы для сказочного героя и вместе написать ему письмо с советами ребенка. Польза сказкотерапии Благодаря сказкотерапии вы сможете узнать, о чем переживает и думает ваш малыш, чтобы вовремя помочь ему скорректировать его эмоциональное и психическое состояние. Например, благодаря сказкам можно избавить малыша от агрессии. И это без дорогих лекарств, врачей и посещения больниц. Считается, что сказкотерапия полезна для всех, и даже для взрослых. Но не стоит думать, что она поможет за один раз, и вы избавитесь от всех бед. Это довольно длительный процесс, который обязательно принесет положительные моменты. Одно из главных условий, которое говорит о том, что малыш готов к лечению сказками, это отличие сказочных событий от реальности. Обычно у детей это возраст от трех лет до четырех. Конечно, нужно обязательно учитывать особенности развития конкретного ребенка. Если родители, видя проблемы в психологичном плане у своего ребенка, начнут применять сказкотерапию, то малыш обязательно скажет «спасибо» в будущем. Существует очень много различных методов работы со сказками. Мало того, что это простой и действенный метод, но он еще и очень приятный не только малышу, но и родителям. А наблюдая со временем за изменением поведения ребенка, вы сможете смело сказать, что приложили все усилия, чтобы ваш малыш вырос здоровым и счастливым. авт. Евгения Хоновец Спасибо,что подняли эту проблему.+1
Светлана Николаевна Ефименко # 13 июля 2014 в 21:14 +5
Здравствуйте,Гуля Рашитовна. Вы в своей работе затрагиваете, важную тему- сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Я уже несколько лет работаю по образовательной методике "Добрые сказки" и вижу, какое благотворное влияние этот вид творчества оказывает на детей.

"Читайте сказки, стар и млад,
И в доме вашем будет лад..."

Примите мой голос!
Любовь Александровна Рябова # 13 июля 2014 в 22:52 +3
добрый вечер спасибо за приглашение,интересный материал для детей дошкольного возраста,детям с тяжелым и сложным характером сказки нужны в первую очередь,мой голос+1,творческих идей!
Сидорова Зоя Григорьевна # 14 июля 2014 в 14:36 +1
Гуля Рашитовна! На раннем этапе жизни ребёнок воспринимает жизненные ситуации через сказку. В доступной форме, интересно можно через сказку рассказать и показать ребёнку всё! Я ДУМАЮ, ЧТО ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРИЁМ, который является помощником педагога в любой ситуации. Сказочные герои могут быть и добрыми и злыми, и ласковыми и грубыми, т.е.мы их наделяем такими качествами. на их примере мы учим, воспитываем детей. Главное, что хорошо в сказке, что сказка всегда хорошо кончается. У ребёнка воспитывается уверенность в себе, вера в добро. Молодец, что затронула эту тему педагогического воспитания. Не многие педагоги им пользуются, а надо!
Спасибо за публикацию Зоя.
Раиса Ивановна Больба # 14 июля 2014 в 16:59 +1
Гуля Рашитовна! Я не специалист в сказках и не могу разложить всё по полочкам, как сделала это Маргарита Александровна Гришина, но в одном я с Вами согласна - многие родители очень мало уделяют времени своим детям. А дети много времени проводят возле телевизора или компьютера, где много негатива, где никто не рассказывает им о добре и зле, что добро должно побеждать. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что ребенок в 6 лет не знает, как держать ножницы, не может вырезать простую деталь. А ведь это тоже от родителей зависит. Иногда мне кажется, что сначала надо воспитать самих родителей, а уж потом их детей. Удачи Вам в работе и терпения!
Любовь Ивановна Митюхина # 17 июля 2014 в 22:39 +1
Уважаемая Гуля Рашитовна! Любые методы арт-терапии в том числе и сказкотерапия интересны, поучительны, снимают эмоциональное напряжения у детишек,учат и развивают. Очень хорошо что вы применяете в своей работе и приемы релаксации. Интересный материал.Спасибо. Примите мой голос!
Светлана Сергеевна Давыдова # 2 декабря 2014 в 12:14 0
Очень интересный материал спасибо
Екатерина Александровна Степченкова # 30 января 2015 в 16:43 0
Сказка действительно хороший материал для обучения. Недаром сказки сочинялись издревле и передавались из поколения в поколение, ведь это накопленный опыт. И казалось бы обычная сказка, а если ее начать разбирать и задумываться над подобными вопросами, то открывается смысл сказки, заложенный между строк. Спасибо за замечательный материал!