Сказочная педагогика
Сказкотерапия с песком
Автор: Шишатова Мария Аркадьевна
Учитель ИЗО МБОУ СОШ№3
Цель: обогащение эмоционального мира ребёнка через сказкотерапию с песком.
Задачи:
-формировать уверенность в себе, своих возможностях посредством сказок
-познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования песком
-развивать мелкую моторику и речь детей
-воспитывать любовь к чтению сказок.
Данный материал рассчитан на взрослую и детскую аудиторию. (воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования , педагогам – организаторам , родителям.)
Песок…. Его текучесть, податливость притягивают детей с малых лет. От первых куличиков в песочнице до замков из песка, от первых каракуль палочкой на сырой поверхности песка, до создания песочной картины.
Песок просто необходим ребёнку для полноценного развития. Рисуя двумя руками, ребёнок развивает мелкую моторику, координацию, пластику, память, что улучшает работу мозга , а это залог успешного обучения в школе. Рисование песком дает невероятные возможности для развития творческих способностей, фантазии, воображения. Это возможность расслабиться, снять стресс, напряжение и страхи.
Ребенок заворожено смотрит, как одна картинка может сменять другую. Как на его глазах происходит волшебство и чудо, в котором он принимает непосредственное участие.
Теплый песок на подсвеченном столе, приятная музыка и сказка, которые помогают справиться с внутренними трудностями, переживаниями, поверить в доброту. Рисуя иллюстрации к знакомым сказкам или придумывая свой сюжет можно создавать причудливые узоры, сказочных героев, применяя освоенные приемы работы с песком.
«Быстро сказка сказывается да не скоро дело делается»
На занятии сказка прочитывается, обсуждается и проигрывается. Каждому предоставляется возможность побывать тем или иным сказочным персонажем (положительным и отрицательным), испытывая различные эмоции. Затем или вместе с педагогом или самостоятельно ребенок рисует фрагмент из сказки, наиболее близкий ему.
Вашему вниманию представлены небольшие фрагменты сказок и детские рисунки к этим произведениям.
«Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.»
Русская сказка «Курочка Ряба»
Нахмурясь, голова вскричала. -
Вот гостя мне судьба послала!
Послушай, убирайся прочь!
Я спать хочу, теперь уж ночь,
Прощай! "
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
К И. Чуковский «Федорино горе»
Ладно, ладно... А ты знаешь, где Лапландия? — спросила она у северного оленя.
— Кому же это знать, как не мне! — ответил олень, и глаза у него заблестели. — Там я родился и вырос, там я скакал по снежным равнинам!
Г.Х. Андерсен«Снежная королева»
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Удивился младший брат, что кот разговаривает, поэтому не раздумывая нашел коту и мешок и сапоги. Он ведь прекрасно помнил, какие хитрости кот выдумывал, когда на крыс и мышей охотился. Кто знает, может быть и сейчас он чем-нибудь в беде поможет!
А кот тем временем сапоги одел, притопнул молодецки, мешок через плечо перекинул и направился прямиком в заповедный лес, в котором множество кроликов водилось.
Ш. Перро «Кот в сапогах»
А эти сказки ребята придумали сами:
Про мудрую и старую черепаху которая знала все секреты и охраняла морские сокровища.
Про слона, который познакомился со всеми цветами на поляне и поливал их каждый день из хобота.
Про лесных животных, устроивших новогодний праздник в лесу.
Рисуя вымышленные истории ребенок ощущает успокаивающее действие. Сказкотерапия в работе с детьми позволяет обсудить самые важные этические проблемы, наладить общение.
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии
Сказкотерапия для детей 5-8 лет
Консультация для родителей. Сказкотерапия для дошкольников
Психокоррекционная сказка для детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Сказкотерапия для дошкольников
Сказкотерапия в семье