Конспект урока изобразительной деятельности в 6 классе по теме: "Цвет в натюрморте."
Автор: Шишатова Мария Аркадьевна - Учитель ИЗО МБОУ СОШ№3
Цель: формировать представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей.
Задачи:
- научить выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
-закрепить умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
- развивать колористическое видение;
-воспитывать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация или репродукции картин, методическое пособие «Цветовой круг», художественные материалы (альбомы, краски, кисти, баночки с водой,простые карандаши),примеры детских работ.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
3.Изучение нового материала.
4.Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
5.Практическая работа.
6.Рефлексия.
7.Подведение итогов.
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята. Поприветствуем друг друга с помощью цвета. У кого присутствует в одежде или школьных принадлежностях красный цвет- хлопните в ладоши, если есть желтый – кивните головой, черный – сделайте наклон вперед. Садитесь.
2.Актуализация.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком жанре живописи идет речь?
Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры.
И не облуплена стена,
И неизменны ткани складки,
И все содержится в порядке,
И розовеет ветчина.
Никем не выпито вино
И на салфетку не пролито.
Но нет кистей и нет палитры,
И нет художника давно….
(А. Векслер)
Натюрморт с ветчиной, лимон, перевернутой чашей, стаканом вина, и другим на столе", голландский художник Виллем Хеда Клас
Правильно о натюрморте. Как переводится слово натюрморт?
Ответ:«мертвая природа» или «тихая жизнь» .
Объекты, изображенные в натюрмортах можно разделить на две группы. Вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства) и природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь). Они недолговечны: цветы – завянут, плоды – испортятся и т.д. Поэтому функция жанра натюрморта – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, остановить ход времени.
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы поговорим с вами о цвете в натюрморте.
Художник Н. Крымов говорил:
«Для того, чтобы стать певцом, прежде всего надо поставить голос, для того, чтобы стать художником, надо прежде всего поставить глаз. Если художник умеет видеть, он сумеет написать все, что угодно, начиная от чайника и кончая сложной картиной…».
Давайте вспомним: воспринимаем ли мы цвет предметов всегда одинаково, если наблюдаем их в разных реальных условиях?
Освещение и цвет
Цвет окружающих нас предметов будет меняться от разного времени суток (утро, день, ночь), от погодных условий ( солнечный день или пасмурный), от естественного или электрического освещения. Рассмотрим это на примере работ русского живописца Константина Алексеевича Коровина .
В первом случае мы видим насыщенный оттенками натюрморт с букетом роз при электрическом освещении. Это можно определить по темному времени суток за окном и очертаниям сиреневых теней, падающих от предметов. Во втором натюрморте на фоне распахнутого окна и морского пейзажа, стоят вазы с букетами роз. Солнечный свет наполняет комнату, делая колорит картины светлым. Фиолетово-синие тени динамично падают на белую скатерть, создавая цветовой контраст.
К. Коровин Букет бумажных роз. 1912
К. Коровин «Розы»1910
Влияние одного цвета на другой.
Ребята давайте посмотрим на цветовой круг и вспомним теплые и холодные цвета.
Ответ: Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).
В цветовом круге напротив друг друга находятся дополнительные (контрастные) цвета. Какие это пары?
Ответ: Красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый.
Посмотрите на репродукции картин и назовите сближенные и контрастные цвета, которые использовал художник. Как они взаимодействуют? Какой колорит у картин (теплый, холодный)
Игорь Грабарь. Хризантемы
К. С. Петров-Водкин. Яблоко и лимон
К. С. Петров-Водкин. Бокал и лимон
И. Э. Грабарь. Груши на красной скатерти
А.В. Куприн Натюрморт с трубкой
Винсент ванн Гог Подсолнухи
Винсент ванн Гог Ирисы в вазе
Чем холоднее фон, тем теплее выглядит цвет предмета и наоборот.
Цвет передает не только реальную окраску, но и позволяет нам осязательно почувствовать предмет, его тяжесть или легкость, холод или тепло. Цвет способен создать настроение (печальное или радостное, драматичное или спокойное и т. д.)
Игра «Подбери нужное слово»
Пред вами 4 репродукции картин и прилагательные. Вам на листочках нужно к каждому номеру присвоенной картины записать те прилагательные, которые вы считаете нужными, и объяснить, почему вы сделали такой выбор.
Тревожная, радостная, беспокойная, звонкая, тихая, просторная, тесная, праздничная, грустная
1.М.С. Сарьян. Натюрморт
2.Роберт Фальк . Красная мебель
3.Петр Кончаловский, Сухие краски
4.К. С. Петров-Водкин Селедка
(Заслушиваем ответы нескольких учеников)
«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения». (Петров-Водкин)
4.Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
Вам предстоит выполнить натюрморт, выражающим то или иное настроение (праздничное или грустное, тревожное или таинственное…).
Это может быть яркий, новый сервиз, «сияющий »от радости, разместившийся на праздничной скатерти; а может быть старый эмалированный чайник со скудными остатками черного хлеба и луковицы, передающими грусть и жалость и т.д. Придумайте свою историю предметов, их может быть не много 2-3. Главное постарайтесь передать свои эмоции, настроение через цвет. Какие вам будут нужны цвета красок? Теплые, холодные, или контрастные сочетания? Выделите композиционный центр крупным или ярким предметом. Располагайте предметы на листе так, чтобы они взаимодействовали между собой.
От выбранного вами замысла, расположите лист бумаги по вертикали или по горизонтали. Можно работать сразу красками без предварительного рисунка. Смотрите сразу на все предметы, сопоставляйте цвет с цветом, так вы разовьете умение видеть.
5. Практическая работа.
Во время практической работы учитель контролирует правильность выполнения приёмов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
6. Что нового вы открыли для себя на уроке?
В чем были трудности?
7. Подведение итогов по готовым рисункам учащихся и выставление оценок.
Литература
1. Л.А. Неменская Изобразительное искусство. искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразовате. учреждений.М.:Просвещение 2009.-175 с.
2.Ю. Аксенов, М. Левидов
Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи.
Выпуск 1, 1976 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока ИЗО для 6 класса "Натюрморт в графике"
Урок ИЗО в 6 классе. Вырастить мечту
Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)
Конспект интегрированного урока ИЗО, литература и МХК для 6 класса
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах