Сценарий летней прогулки «Люблю берёзку русскую» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Автор: Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы.
Цели: ознакомление детей с русским народным творчеством.
Задачи: рассказать детям о берёзе – символе России, символе красоты русской природы, о празднике Зелёных Святок (Троицей), обычаем русского народа украшать жилища веточками берёзы. Укреплять веру в благополучное будущее, желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг другу. Развивать стремление к познанию. Пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Вызвать желание слушать музыку, стихи.
Материалы: иллюстрации с изображением берёзы в разное время года, репродукция картин А.Куинджи Берёзовая роща», И .Левитана «Берёзовая роща», венок из берёзовых листочков, сарафан, бантики подарочные для украшения берёзовой веточки , диск с песней «Берёзонька», рисунки других деревьев для сравнения (дуб, осина), для игры- платочки на каждого ребёнка, для посадки саженца :лопата, лейка, перчатки.
Воспитатель: (в русском народном костюме) предлагает отгадать загадку о берёзе.
Зелена , а не луг, бела, а не снег,
Кудрява,а не голова.
Воспитатель: Ребята, вы хотите прогуляться в берёзовой роще? (да)Тогда обратите внимание на выставку картин известных нам художников. Давайте сравним берёзку с другим деревом, вспоминаем, как выглядит дуб, осина. Чем похожи? Чем отличаются? Какие краски использовали художники: яркие или тусклые? Какое настроение вызывают картины, что вы чувствуете, гуляя по берёзовой роще? ( сказочное, бодрое, весёлое, радостное)
В давние-давние времена в Новый год украшали не ель, а берёзу. Богиню всех богатств на всей земле называли Берегиней, почитали в образе священного белого древа- русской берёзы. Берёза славится целебными свойствами. Под окнами всегда сажали деревце в знак благополучия, здоровья , мира и любви- оберега. Для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того чтобы птицы прилетали и пели свои песенки, её всегда сажали рядом с домом. В народных песнях, сказках берёза- символ Родины.
Слушание песни «Берёзонька» сл.Т.Волгиной, муз.А.Филлипенко.(определить темп, настроение)
Хоровод
Дети идут по кругу с платочками в руках и поют:
Девочка- «берёзка» стоит в центре круга, собирает у всех платочки, поднимает их над головой.
На лугу, на лугу
Зеленёшенько,
Там берёзонька стоит
Одиношенька.
Низко берёзонька
Наклонилася,
Горько берёзонька
Зажурилася.
-Ты скажи, что с тобой
Приключилося?
Воспитатель: В давние времена Берёза считалась символом жизни. Когда в семье рождался мальчик ,то сажали дуб в огороде, когда девочка- берёзу. Люди верили в целебную силу , считали, что она передаёт им силу, а когда человек заболевал, то и дерево чахло и умирало.
В Троицу молодые девушки уходили в лес, выбирали молоденькую берёзку, украшали её разноцветными ленточками, водили вокруг неё хороводы, загадывали желания.
Берёзы, радуйтесь!
Зелёные радуйтесь!
К вам девушки идут,
К вам красные идут-
Завивать венки идут.
Берёзку и сейчас украшают молодожёны в день свадьбы и тоже загадывают желания.
Чтобы вся семья была здорова и дружна, в доме царили мир, лад, благополучие, чтобы будущий урожай был богатыми щедрым, как листва на берёзе, ветками берёзы раньше в праздник Троицы украшали избы.
Ребята, а давайте и мы украсим веточку берёзы , приклеим бантик, и загадаем желание.( После украшения воспитатель пройдётся этой веточкой, дотронется до каждого ребёнка. Пожелает здоровья, быть добрыми, вежливыми, дружными, заботливыми, красивыми.
Игра «Золотые ворота»
Двое детей держутся за руки, поднимают руки наверх, изображая ворота. Все остальные проходят между ними, проговаривая:
Золоты ворота,
Пропускают не всегда:
Первый раз -прощается,
Второй раз –запрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас! (Кто попался в воротики, должны сказать ласковые слова берёзке)
Игра « Подскажи словечко»
Берёзовый…(лист, ствол, веник, сок, венок)
Берёзовая…(крона, листва, роща, ветка)
Берёзовое…(полено)
Существует народная примета о берёзе:
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Воспитатель: многие поэты восхищались и любовались красотой этого дерева, очень много стихов сложено. Может быть некоторые из вас слышали? ( Например, стих С. Есенина «Белая берёза»)
Послушайте, внимательно стихотворение А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую» и скажите за что поэт любил берёзку.( дома дети учат стих наизусть)
Ребята, нужно беречь деревья, следить за тем, чтобы окружающие не ломали ветки, не губили деревья, не добывали сок.
(Если на участке нет дерева, то можно вместе с детьми посадить саженец)
А чтобы в нашем детском саду ( в школе) всегда было уютно, красиво, спокойно, я предлагаю посадить деревце.
После посадки все дружно идём пить чай из отвара берёзовых листьев.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект летней прогулки в средней группе
Летняя прогулка в детском саду
Конспект летней прогулки в старшей группе. Наблюдение за дождём
Конспект прогулки в старшей группе летом
Похожие статьи:
Летняя прогулка в старшей группе. Что цветет летом
Наблюдение за птицами летом в старшей группе