Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы. Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Автор: Михайлова Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ "ГДС "Сказка" р.п. Городище Волгоградская область Описание материала:
Большинство родителей и педагогов очень хотят, чтобы их дети были культурными и воспитанными людьми. Людьми, чувствующими боль другого, умеющими радоваться не только своему счастью, владеющими правильной. грамотной речью...Самым первым, пусть и малюсеньким шажочком в исполнении этой родительско - педагогической мечты может стать планомерная работа по формированию этикетной речи у дошкольников.
Надеюсь, что данная статья будет полезна и интересна студентам. Цель:
формирование в каждом ребенке духовно- нравственного начала и обучение детей вежливому общению в различных речевых ситуациях Задачи:
- дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
- развивать связную диалогическую и монологическую речь каждого ребенка в группе;
- помочь детям усвоить формулы речевого общения;
- ознакомить детей с нормами русского литературного языка;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать свои и чужие поступки, учить давать оценку своему поведению и поступкам других людей.
"Ничего не обходится нам так дешево
и не ценится так дорого, как вежливость."
М. Сервантес
"Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания." Изречение одного из крупнейших философов древнего Китая Сюнь-цзы как нельзя лучше показывает, что воспитание играет огромную роль в развитии маленького человека. Только под влиянием других людей, в общении с ними ребенок приобретает навыки культуры общения или, наоборот, бескультурья. К сожалению, последнее все чаще проявляется не только в детской и подростковой среде, но и часто встречается среди взрослых людей.
Что делать? Если взрослых людей трудно "переделать" и повлиять на их культуру общения, то в ребенка можно, хотя бы попробовать "заложить" зачатки культуры речи, попытаться сделать нормой для дошкольника вежливое обращение ко всем окружающим. Ребенка нужно именно научить доброжелательному отношению к другим людям на разных примерах. Как разговаривать по телефону, зачем здороваться и прощаться, как вести себя в поликлинике и транспорте, как обращаться к сверстнику, а как ко взрослому....И если работа в этом направлении ведется кропотливо, планомерно и постоянно, да и к тому же если и педагог является образцом для подражания, то результаты обязательно будут.
И все равно, на протяжении младшего и среднего дошкольного возраста дети неосознанно, а потому что так надо или так сказал взрослый, употребляют в своей речи вежливые слова. В старшем же дошкольном возрасте уже можно рассчитывать на осознанность со стороны дошкольников при формировании навыков этикетной речи.
Так, в течении этого учебного года с детьми подготовительной группы проводились следующие формы работы по данной теме: беседы, организованная деятельность, дидактические игры, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок, решение проблемных ситуаций, обсуждение возникших ситуаций во время общения детей друг с другом и воспитателем.
Проводились тематические дни:
1. Общение. (Для чего люди общаются? Общение бывает разным. Устное и письменное общение)
2. Здравствуй!До свидания!
3. Есть ли правила общения по телефону?
4. Нужно ли быть вежливым?
5. Как и когда уместно разговаривать? (тихо-громко, много - мало...)
6. Тон общения.
7. Книга - друг?
8. Общение без слов....возможно?
9. Когда ты улыбаешься, с тобой улыбается весь мир...
10. В зрительном зале.
11. Стыдно ли извинятся?
12. Умей слушать! Учись слышать!
13. Мне нужно что-то попросить...
14. Слова-паразиты
15. Мы идем в гости.
16. В поликлинике
17. "Давайте говорить друг другу комплименты"
18. Зависит ли вежливость от возраста или кто должен поздороваться первым?
19. Птицы сильны крыльями, а люди — дружбой. (Нужно ли с другом быть вежливым?)
20. "Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести."
В течении года была подобрана и составлена картотека игр на развитие речевого этикета и культуры общения. Игры вызывают огромный эмоциональный отклик со стороны детей и позволяют в непринужденной обстановке закрепить те или иные правила общения. Есть игры, которые стали особенно популярны и притягательны для ребят. Нашим старшим дошкольникам очень понравились такие игры, как "Комплименты", "Змей Горыныч", "Волшебное кресло",Скульптор", "Назови ласково".
Для родителей были оформлены консультации: "Основные правила речевого этикета", "Способы воспитания вежливости". Надо сказать, что пример родителей и близкого окружения детей играет огромную роль в формировании навыков этикетной речи. И к сожалению, если дома ребенок часто слышит примеры ненормативной лексики, то ему тяжелее усваивать этикетную речь, так как нет примера для подражания среди родных ему людей.
Подготовлен был список по детской художественной литературе , в которой затрагивались вопросы по речевому этикету и культуре общения.
Для детей в группе были организован книжный уголок, где дети могли познакомиться с художественными произведениями, которые мы обсуждали и рассмотреть иллюстрации в книгах.
Регулярно, раз в неделю проводилась образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию (риторика для дошкольников по программе "Детский сад 2100" по рабочим тетрадям "Ты-словечко, я-словечко" часть 2 З.И. Курцевой).
Систематическая работа по формированию навыков этикетной речи не только в подготовительной к школе группе, но и на протяжении предыдущего времени дала свои положительные результаты.
Результаты:
- у многих детей появилось осознанное отношение к формулам речевого этикета;
- большинство дошкольников используют формулы речевого этикета в повседневной жизни и не только со взрослыми, но и между собой ( "Спасибо, что ты дал мне игрушку", "Привет, ребята!", "Извини, я нечаянно"....);
- уменьшилось количество жалоб друг на друга, дети уже вполне могут самостоятельно разрешить между собой конфликтные ситуации, не прибегая к помощи взрослого;
- в ходе беседы или при возникновении различных ситуаций ребята могут вспомнить и привести в пример какого-нибудь литературно героя и его поступки.
Список литературы:
1. Т.А. Шорыгина. Вежливые сказки. Этикет для малышей. М.:Книголюб. 2005г
2. З.И.Курцева Ты-словечко, я-словечко Пособие для дошкольников часть 2 Баласс 2019
3. А.А. Усачев Программа развития и обучения дошкольника. Этикет : если вы собрались в гости : 5–7 лет. М.: ОЛМА–Пресс, 2002.
4. И.Н.Курочкина «Этикет для детей и взрослых», учебное пособие, М. :Академия.,2001
5. М.Е.Костюк Риторика для дошкольников М.: Просвещение,2008
6. С.В. Петерина, Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1986.
Приложения: Тематические дни, Картотека игр, Консультация для родителей