Конкурсы

Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

Авторское дидактическое пособие «Этикет для малышей» для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Шекалина Марина Ремовна, воспитатель ГБДОУ №103 Калининского района г. Санкт – Петербурга

Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Существует четыре ступени этикета:

❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

❖ вторая – к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

❖ третья – к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

❖ четвёртая – к 18 годам, девиз «Будь естественным».

На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Цель разработки пособия:

Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

✓ знакомство с правилами этикета,

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Содержание пособия: мнемотаблицы по этикету.

Темы:

❖ «Приветствие»,

❖ «Прощание»,

❖ «Поведение на улице»,

❖ «Правила поведения в транспорте»,

❖ «Говорим по телефону»,

❖ «Идём в театр»,

❖ «Поведение в магазине».

Ход игры:

Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения,  дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу  в тетрадь, которую забирают домой. Дома  ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки. 

Тема: «Приветствие»

- называется имя

- улыбка согревает приветствие

- младший  первый приветствует старшего

- руки в карманах не держим

- входящий  первый приветствует присутствующих

- мужчина первый приветствует женщину

- первая подаёт руку для рукопожатия женщина

- не жуём, когда приветствуем

- при разговоре смотрим на «третий» глаз

- для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

Тема: «Прощание»

- при прощании используем пожатие руки

- кивок головой

- взмахивание рукой

- дружеское прощание: пока, счастливо, чао

- если предполагается встреча говорим « до встречи»

- как вы прощаетесь с родителями перед сном?

- само слово «прощай» означает конец встречи

Тема: «Поведение на улице»

- на улицу выходим опрятно одетыми

- двигаемся по правой стороне дороги

- шеренгой по улице не ходим

- девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

- дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

- на улице не кричим

- на улице не мусорим, для бумажек есть урна

- на улице ничего не жуем

- можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

- если на улице несчастный случай, звоним по 03.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

- при выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

- уступаем место инвалидам, маме

- не обсуждаем громко свои проблемы

- не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

- в транспорте не причесываемся

- не едим

- уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

- троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот - спереди

- если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

- не толкаем всех локтями

- если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.

Тема: «Говорим по телефону»

- не жуём, разговаривая по телефону

- не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

- если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

- если всё-таки трубку взяли, то сначала  приветствуем того, кому звоним

- и второе – представляемся, т. е. называем свое имя

- все телефоны записываем в записную книжку

- обязательно выучим свой номер телефона

- звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

- спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

- долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

- если мы попали не туда, извиняемся

- если к нам попали по ошибке, отвечаем: "Простите, Вы ошиблись номером".

Тема: «Идём в театр»

- в театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

- не забываем взять билет

- приобретаем в театре программу

- после первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

- после третьего звонка вход в зал запрещён

- в буфете можно попить и поесть

- в зале не едим, не кричим

- представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)

- спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Тема: «Поведение в магазине» 

- придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

- не берём животных в магазин

- в магазине встаем в очередь

- корзина для товара

- продукты берём руками только в упаковке

- этикетные нормы обращения к продавцу

- сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь

- не кричим в магазине

- не бегаем по магазину. 

Тема: «Правила поведения в храме».

- одежда для посещения храма должно быть скромной

- за руки не держимся

- не кричим

- не кушаем

- не пьем в храме

- сидят на скамейках только пожилые люди

- если поставили свечку, сразу не убегаем от нее

- не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях

- не бегаем в храме.

Тема: «Правила дружбы детей группы»

- не деремся

- не жадничаем

- не ссоримся

- не кричим друг на друга, говорим спокойно

- жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь

- извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать

- если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле

- не обманываем

- приносим в группу игрушки и угощение всем детям.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий мероприятия в подготовительной группе на тему: «День рождения только раз в году»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения за столом

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Этическая беседа

Обучение дошкольников этикету

Елена Моргач # 5 сентября 2013 в 03:59 +3
Интересно! На своих занятиях с дошкольниками никогда не использовала мнемотаблицы.Теперь обязательно возьму на вооружение. Здесь главное - доступность, наглядность материала, есть обратная связь.
Казанцева Ирина Павловна # 6 октября 2013 в 16:30 +3
Замечательно! Возьму на вооружение и со своими детками попробую, только предложу немного подумать и самим нарисовать на предложенное слово мнемотаблицы. Мы же уже школьники и творчество нам не помешает. Спасибо за идею...
Марина Долгая # 30 ноября 2013 в 12:15 +1
Спасибо. Занятия с использованием мнемотаблиц обязательно улучшат усвоение знаний культуры поведения.
Светлана Викторовна Герич # 11 декабря 2013 в 22:37 +1
Спасибо за идеи . Разрабатываю тему "Первые шаги в этикет", ваш материал поможет разнообразить формы работы.  .
Ирина Михайловна Ивлева # 14 января 2014 в 19:33 +1
Мне очень понравился материал. Тем более, что через пару недель у нас в детском саду  начинается неделя "Этикет"
Наталья Андреевна Козлюк # 21 января 2014 в 19:09 0
Хотелось бы еще увидеть консультацию для родителей, им иногда тоже не помешает напомнить об этикете.
Александра # 24 января 2014 в 22:18 +1
Очень понравился материал. Системный. Содержательный. Доступный. А использование мнемотаблиц делает его вообще уникальным. Примечание. В мнемотаблицах дети сами могут рисовать символы... Это позволяет детям "самим создавать свод правил"
Лада Юрьевна Барадулина # 26 января 2014 в 01:27 +2
Актуальный материал. Использование мнемотаблиц оправдано в дошкольном возрасте.Все основные темы этикета Вы объяли.Спасибо за предоставленный материал.
Екатерина Петровна Гурьянова # 31 января 2014 в 23:07 0
Эффективный подход в использовании мнемотаблиц при ознакомлении детей с правилами этикета.Мнемотаблицы ускорят процесс и помогут добиться желаемого результата.Спасибо за материал.
Елена Михайловна Гаун # 2 февраля 2014 в 10:02 0
Доступный, интересный, познавательный материал для детей. Очень понравилось обязательно использую материал в своей работе. Огромное спасибо!!!!
Айгуль # 10 февраля 2014 в 19:20 +1
Работая с детьми старшей группы,много внимания уделяем вопросам этикета. Но еще не попадалось такого интересного и доступного материала по теме. Хорошее и полезное пособие. Изложено все в такой форме,что ребята воспринимают легко. Спасибо автору большое!
Снежана Валентиновна Семенникова # 28 февраля 2014 в 19:19 0
Замечательные мнемотаблицы! В своей работе тоже используем мнемотаблицы при заучивании стихов, песен, для составления рассказа. Спасибо за идею.
Наталья # 4 марта 2014 в 10:50 0
Использую мнемотаблицы на занятиях уже давно. Хочу отметить, что у детей, в результате систематического использования мнемотаблиц развивается не только мышление, но и внимание, способность правильно излагать свои мысли, развивается любознательность.
Елена Александровна Боева # 5 марта 2014 в 19:42 0
Очень нужный материал.Очень понравился,,Спасибо! С уважением Елена!
Татьяна Сергеевна Гудкова # 12 марта 2014 в 12:30 +1
Тема этикета очень актуальна, особенно в последние годы, когда зачастую родители забывают об элементарных правилах поведения. Чего уж говорить о детях?! Материал, во-первых, интересно преподнесён, а во-вторых позволяет воспитывать ту культуру, которая начинает потихоньку дремать в подрастающем поколении. Очень полезно!!!
Инна Викторовна Шишина # 21 сентября 2014 в 00:09 0
Спасибо за интересный материал!В своей работе тоже использую мнемотаблицы .Дети очень их любят и намного лучше воспринимают материал,лучше запоминают.Сейчас как никогда тема социально-личностного развития очень востребована.Детей необходимо готовить к предстоящей жизни,умению правильно общаться,быть терпимее к друг другу. .Родители порой упускают этот момент в силу своей занятости,некомпетентности в каких либо вопросах,и нам нужно помогать им в этом,ведь нам в этом мире тоже жить!
Светлана Николаевна Пулыгина # 20 ноября 2014 в 18:31 +1
Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение, грамоте, музыке. Главную цель обучения мы видим в том, чтобы ребёнок не только знал как надо вести себя в обществе, но и умел это делать.Спасибо за подобранный вами материал,очень понятно и наглядно.Особенно мне понравилось использование мнемотехники,ребятам очень нравится по ней работать.Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна.Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.Сразу решаем несколько задач.
Татьяна Равиловна Малолетова # 16 декабря 2014 в 09:52 +1
Спасибо, беру в свою копилку, считаю удачным вовлечение родителей в этот процесс, т.к. именно родители являются образцом для подражания. А тут получается - раз сами правила прописали, значит и сами ознакомились, и ответственность перед ребенком наступает по соблюдению данных правил этикета. Получается, что и с родителями поработали. Спасибо большое!
Марина Ветрова # 31 марта 2015 в 20:00 +1
все хорошо, интересная задумка с такими таблицами.
только почему в транспорте нужно отказываться от места, когда уступили?
Елена Алексеевна Воробьева # 17 мая 2015 в 13:36 +1
Как в современном обществе этого не хватает! К новому поколению родителей иной раз не знаешь как и подступиться -все наровят "укусить" и считают это достоинством. Очень понравился материал. Спасибо.
Светлана Александровна Каракутова # 5 июля 2015 в 12:10 +1
Интересный материал. Я в своей работе тоже использую мнемотаблицы для заучивания пословиц, небольших рассказов, сказок. Вместе с детьми рисуем таблицы,так дети быстрее усваивают материал. Ваш материал возьму себе обязательно на заметку.
Наталья Ивановна Вятчинина # 4 января 2017 в 17:01 +1
Мне очень понравились мнемотаблицы, содержание их оптимальны, познавательны, доступны, при выполнении таких таблиц действительно правила этикета становятся простыми и разумными, а педагог умеет найти подход не только к детям, но и к родителям. Обязательно буду использовать этот материал в своей работе.
Людмила Николаевна Татаринцева # 2 августа 2017 в 14:01 +1
Очень красочно и наглядно. Развивает речь дошкольника. Заставляет рассуждать, причем не только на тему этикета. Возьму на вооружение.
Галина Васильевна Аникеева # 7 ноября 2017 в 18:58 0
Примите мой голос! Очень хорошее наглядное пособие для педагогов и для детей.
Наталья # 13 марта 2022 в 17:52 0
Спасибо за материал! Буду использовать в работе.