Первые навыки самостоятельности и «этикета» прививаются ребенку, как это ни странно, за столом. Годовалые малыши весьма охотно пытаются сами взять в руки ложку. Проявляя интерес к ней, ребенок не понимает: «А зачем это мне нужно, если так весело и забавно кушать, запуская руки в тарелку и с удовольствием их облизывать?» Малышу необходимо показать, что ложкой кушать гораздо интереснее, а, самое главное, красивее и чище. А для наглядности — вручить ему этот загадочный столовый прибор, попутно отправляя еду в ротик своей ложкой. Конечно, на первоначальном этапе «своей» ложкой малыш много не съест, зато получит первые необходимые навыки.
По словам специалистов, ежедневный семейный обед или ужин, длящийся хотя бы полчаса, может дать детям многое. «За столом можно расспросить ребенка о том, как он провел день, рассказать о своих делах — все это укрепит его самоуважение».
Однако, даже если семья не может собираться за обедом или ужином ежедневно, стоит выбрать время для общей трапезы хотя бы один или два раза в неделю. Будет лучше, если вам удастся совместить семейный обед или ужин с каким-нибудь мероприятием, например, устроить его после похода на выставку или в кино. Тогда вы сможете обсудить за столом увиденное, а ведь интересный застольный разговор тоже имеет значение. Вовлекая детей в приготовления к обеду, вы сможете к тому же неназойливо преподнести им некоторые навыки сервировки стола.
Даже маленький ребенок способен положить возле каждой тарелки ложку, поставить чашку, подать к столу салфетки. Таким образом, вы начнете знакомить ребенка с этикетом, а попутно можете заняться математикой, спросив: одинаковое ли количество ножей и вилок, сколько тарелок стоит на столе; логикой и вниманием: что еще нужно подать к столу, что мама забыла; эстетикой: какого цвета салфетки лучше подойдут к сервизу и т. д.
Аккуратность — важнейшее качество хорошо воспитанного человека. Какое впечатление производит на вас гость, который размазывает еду по тарелке, роняет ее на стол? Чтобы однажды таким человеком не оказался ваш ребенок, с самого раннего детства воспитывайте в нем привычку кушать аккуратно.
Конечно, заставить кроху оставить после себя идеально чистый стол вам удастся далеко не сразу. Маленький непоседа обязательно влезет рукой в тарелку или прольет на себя сок. Не ругайте малыша: чаще всего это просто проявление любопытства в отношении еды, свойственное возрасту. Лучше постарайтесь воспитать доступные для него навыки аккуратности.
На первом году жизни для малыша очень важно соблюдение ритуалов. Постоянное выполнение вами одних и тех же действий воспитывает в ребенке привычку, и, немного повзрослев, он будет проделывать то же самое самостоятельно. Перед каждым приемом пищи мойте ребенку руки. К году он должен знать, что за стол нужно садиться с чистыми руками.
Посадив кроху за стол, наденьте ему нагрудник. «Секрет» нагрудника в том, что даже испачкавшийся малыш выглядит в нем опрятно, а жидкости и жиры не проходят насквозь на одежду. В этом отношении очень удобны пластмассовые нагрудники: еда не размазывается по их поверхности, а быстро скатывается в полость, сохраняя аккуратный вид.
Не позволяйте малышу играть с едой. Если малыш начал возиться в тарелке, а тем более выкладывать ее содержимое на стол — это верный признак того, что он просто-напросто уже наелся.
Но не выпускайте его из-за стола сразу! Малыш не должен покидать место обеда чумазым. Обязательно научите его пользоваться салфетками. Их всегда ставьте на стол перед крохой, а после еды вытирайте ему ручки и ротик.
Годовалый малыш начнет получать удовольствие от еды только в том случае, если ему будет позволено есть самостоятельно. Значит, следует поучить его держать ложку и правильно пользоваться ею во время еды. Конечно, на первых порах ему будет очень непросто без помощи взрослого поднести полную ложку точно ко рту... После того, как малыш легко справляется с едой с помощью ложки, предложите ему кушать вторые блюда вилкой, а через некоторое время покажите, как пользоваться ножом.
Не ругайте малыша за то, что он то и дело принимается есть руками: он просто устает пользоваться столовыми приборами. В этом нет ничего страшного. Некоторые продукты, например, фрукты и овоши, малышу можно позволить есть подобным образом. Только позаботьтесь, чтобы это выглядело эстетично: нарезайте их на мелкие кусочки, которые ему будет удобно взять пальцами.
Постепенно прививайте малышу различные навыки. Показывайте на примере, что каждое блюдо едят по-своему: суп — только с помощью столовой ложки, для вторых блюд существуют нож и вилка, а маленькая ложечка нужна для того, чтобы есть десерты. Когда малыш научится кушать самостоятельно, используйте разную посуду: глубокие тарелки — для первого, мелкие — для второго, блюдца, розеточки для варенья.
Помните, что дети очень легко усваивают дурные примеры: не ешьте в присутствии ребенка из кастрюли, банки, не пейте из бутылок и т. п.
Играя с набором игрушечной посуды, можно решить часто встречающуюся проблему кормления малышей, а заодно и познакомить с правилами поведения за столом.
— Подскажи своей кукле, что ложку надо взять в правую ручку, а после еды надо вытереть рот салфеткой.
Малышке надо научить кушать любимую куклу. Для этого ей придется быть примером для своей игрушечной подружки. Ложечку малышке, ложечку кукле. Так подружки быстро справятся с едой и продолжат свою игру.
Старайтесь чаще объяснять ребенку взрослые правила с помощью игр, стихов и сказок. Конечно же, малыш с удовольствием будет открывать рот, когда услышит веселые «кормильные» стишки, а затем будет рассказывать их своим игрушкам.
В. Левин «Аппетитная песенка для Лешки»
Стоял кораблик-ложка
В картофельном порту.
Ушел кораблик-ложка
С картошкой на борту.
Плывет кораблик-ложка
С картошкой по волнам.
Плывет корабли к-ложка,
А Лешка его: «Ам!» (подставляйте в стихи имя вашего малыша)
Э. Мошковская «Маша и каша»
Вот это — хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша.
А это — ее тарелочка,
А в этой тарелочке...
Нет, не каша, нет, не каша!
И не угадали!
Съела Маша, съела кашу
Всю, сколько дали! (вместо каши подставляйте любую еду, которую ест ваш малыш)
Увлекательно рассказать о том, как обращаться с посудой (мыть после еды, ставить на специально отведенное для нее место и т. д.) поможет, например, сказка «Федорино горе», помогая воспитать из вашего малыша настоящего хозяина. А еще вместе с малышом Вы можете придумать собственные стихи или сказку, которую малыш будет с удовольствием рассказывать другим, а также играть в нее, закрепляя вновь полученный навык. Например:
О. Королева «Сказка про платочек»
На полке в шкафу лежал новый носовой платочек. Был он белого цвета с нежными голубыми васильками. В шкафу было темно и скучно, и он ждал, когда же его возьмет девочка-хозяйка, и он сможет стать полезным.
В один прекрасный день дверь шкафа открылась, и девочка достала платочек. Платочек этому очень обрадовался.
- Наконец-то я смогу стать полезным — подумал он. Девочка села за стол рядом со своими родителями. На столе было много еды, и все стали кушать.
После еды девочка вытерла рот платочком, и из чистого он превратился в грязный. Платочек очень расстроился, что теперь он грязный и больше не сможет быть полезным. Вдруг мама девочки взяла платочек и положила его в стиральную машину. Там было много разных вещей.
— Не огорчайся, платочек, — сказало полотенце. — Смотри, здесь много таких как ты и все они радуются потому, что знают — отсюда они выйдут чистыми и смогут снова стать полезными своим хозяевам.
Стиральная машина отключилась, мама достала все вещи и развесила их на веревочке. Согретые солнышком они вскоре стали сухими. Затем мама достала утюг и выгладила их. Теперь вещи были чистыми, сухими и выглаженными, и мама положила их на полочки в шкаф. Платочек лежал в шкафу и был очень счастлив. Теперь он сможет быть полезным еще много и много раз.
Всю информацию, которую малыш получил при общении с вами, теперь он способен перенести в свою игру с посудой, закрепить, таким образом, полученные навыки и продолжать самостоятельно развивать игру дальше. Предлагаем вам специально подобранные стихи для детей на тему «Этикет».
Все стихотворения отличает то, что они написаны с большим чувством юмора, и, в то же время, учат тому, что такое правила этикета, и как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек. Вот как, например, представляет себе этикет Кролик из сказочной повести Льюиса Кэрролла (пер. Б. Заходера) «Алиса в стране чудес»:
Пропали перчатки,
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?!
Ведь я не могу нарушать этикет!!!
Все скажут, что Кролик
Разут и раздет!..
В. Левин «Размышления после очень вежливого разговора»
По вкусу
Стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко
Можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться
Нужно иногда —
За слабого, к примеру.
Но
Даже вежливость —
Беда,
Когда забудешь меру.
А. Кондратьев «Пожалуйста»
Отменить, что ли,
Слово «Пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет,
Пожалуй, что
Без «Пожалуйста»
Нам становится Неуютно.
Р. Сеф «Алло, это море?»
Алло! Это море?
Алло! Это море?
Вы слышите, Черное море,
Меня?
Ракушку я взял,
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я вас узнаю
В этой гулкой ракушке.
Я слышу
Хрустящий прибой на песке.
Алло! Это ветер
Качает верхушки
Седых эвкалиптов
В прибрежном леске?
Алло! Это парус
Летит на просторе.
Алло! Это рыба
Плывет в глубине?
Алло! Отвечайте мне,
Черное море!
Алло! Отвечайте,
Пожалуйста, мне!
В. Левин «Мистер Сноу»
— Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
— Через час. Даю вам слово.
— Вот спасибо, мистер Сноу...
И. Токмакова «Счастливого пути»
Карета кое-как ползет,
Усталый конь ее везет, —
Счастливого пути!
Усталый человек идет,
Рукой с лица стирает пот, —
Счастливого пути!
А в океанах корабли,
От родины своей вдали, —
Счастливого пути!
Пускай, кто едет, кто идет,
Всегда свой путь домой найдет, —
Счастливого пути!
Один философ заметил, что «хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований». И тогда становится понятно, почему они порой с трудом даются нам и нашим детям — ведь в каждый конкретный момент обойтись без них легче и проще. Поэтому, если вы хотите подвигнуть ребенка на эти усилия, помогите ему увидеть в них смысл.
Воспитание ребенка в семье начинается прежде всего с той постоянной нравственно-культурной атмосферы, которая сложилась в доме. С тех добрых (или, к сожалению, недобрых) отношений, которые существуют между членами семьи.
Малыш буквально живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной домашней атмосфере вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети.
В свою очередь, чтобы добиться постоянного ровно-доброжелательного, приветливо-вежливого, терпимого духа в семье, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за самого себя и за своих близких сына, если перед его глазами не будет достойного папы, дедушки или старшего брата. И в то же время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумехи-мамы едва ли вырастет аккуратная и трудолюбивая рукодельница-дочь.
Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое отношение к труду и к окружающим его людям малыш лепит с нас, взрослых. Дети, особенно маленькие, чрезвычайно наблюдательны. У них исключительная память при постоянном неосознанно-интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых.
Большое значение имеет воспитание у детей трудолюбия, вежливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах. Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками. Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирование у ребенка нравственных основ поведения.
Уже в 3 — 4 года мальчик и девочка прекрасно замечают: всегда ли помогает папа снять пальто пришедшей в дом бабушке, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату. Малыш видит то, как торопится по вечерам мама, стараясь успеть приготовить ужин, постирать, погладить... И как папа в это же время читает газету или «болеет» перед телевизором... И десятки других, привычных нам и потому давным-давно не замечаемых нами мелких домашних событий наш маленький ребенок каждодневно, каждочасно наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью.
Наш 4 — 7-летний малыш обязательно должен иметь свои домашние дела: протереть пыль, помочь бабушке убрать на кухне и вымыть посуду, насыпать корм в кормушку за окном, полить цветы, вычистить свою обувь, сходить в магазин за хлебом, привести в порядок книги и игрушки. Для того чтобы домашние обязанности сделались привычными для ребенка, разумно отвести для них постоянное время в режиме дня. И следует совершенно серьезно и достаточно требовательно относиться к проделанной малышом домашней работе. Нам, уважаемые мамы и папы, видимо, не должно забывать вежливо поблагодарить нашего мальчика или девочку за хорошо и старательно сделанное дело. И обязательно высказать ему замечание и, более того, потребовать, чтобы небрежно и лениво выполненная работа была им переделана заново. Тогда ребенок тоже начнет относиться к своим домашним, а позднее и ко всем прочим своим обязанностям вполне серьезно и ответственно.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения — не разговаривать громко, не 'Толкать прохожих. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстником, способны поделиться игрушкой, проявить заботу. Пятилетние дети могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо»; «Своим поступком я огорчил бабушку». Он испытывает стыд за то, что плохо себя вел, за то, что обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания, и т. д. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности со сверстниками, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, способность оказать помощь.
Таким образом, любое наше действие, любой наш, родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. Мы не имеем права никогда, ни на минуту терять чувства своей родительской ответственности перед детьми. Даже в мелочах.
Взрослые не должны допускать проявления ребенком таких качеств, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, леность, лживость, эгоизм, тщеславие, тормозящих его нравственное развитие. К семи годам у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям. Полезно, чтобы взрослые побуждали ребенка оценивать тот или иной его поступок: «Кому ты помогал сегодня в детском саду?»; «Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?»; «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?»; «Что сказал бы папа о твоем поступке?». Старший дошкольник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как: «Мама будет недовольна. Значит, это нельзя»; «Не могу, папа не разрешит»; «Хотелось бы, но за это не хвалят».
В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность со взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни. Какими нравственными установками он будет при этом руководствоваться, зависит от его воспитанности. В этот период у-детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Поэтому особое внимание уделяется умению считаться с мнением окружающих, при необходимости уметь отстаивать свои взгляды без ссор и конфликтов.
В этот период детей знакомят с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Стараются воспитывать положительные взаимоотношения — умение играть рядом, не мешая друг другу, учат приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, правильно пользоваться ' игрушками: не разбрасывать и не портить их, аккуратно убирать на место. Малышей приучают соблюдать чистоту и порядок, следят за тем, чтобы они старательно вытирали ноги, не сорили, не проливали на пол воду при умывании.
Самым маленьким, двух-трехлетним, прививают навыки личной гигиены. Их приучают замечать неопрятность в одежде, прическе («Видишь, развязался шнурок, оторвалась тесемка, обратись за помощью к воспитателю, няне, если не можешь сделать сам»), формируют навыки самообслуживания (снимать и надевать одежду, аккуратно ее складывать, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать обувь и т. п.). С помощью взрослых приучают мыть руки перед едой и после любого загрязнения, вырабатывая потребность к чистоте и опрятности, пользоваться своим полотенцем, носовым платком, сатфеткой, спокойно сидеть за столом, аккуратно есть, держать ложку в правой руке. Этими навыками должны овладеть дети на третьем году жизни.
У детей постарше продолжают совершенствовать культурно-гигиенические навыки. Их приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать пищу не торопясь, спокойно сидеть за столом, не крошить хлеб. Они должны уметь пользоваться салфеткой, вытирать ею губы, пальцы. С помощью взрослых Дети усваивают, что во время умывания необходимо засучить Рукава, иначе замочишь одежду, вытираться досуха, учатся пользоваться мылом. Малышей приучают замечать неполадки во внешнем виде и самим их устранять, обращаться за помощью к взрослому лишь в случае необходимости.
Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения: не затевать возню, не мешать окружающим криком и шумом. Детям разъясняют, как они должны вести себя в вестибюле, в умывальной комнате, столовой, спальне, во время прогулки на участке и на улице, в общественных местах и дома.
Продолжается работа и по воспитанию вежливости: детей приучают называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, не забывать благодарить, здороваться, прощаться.
Формируя культуру взаимоотношений между детьми, взрослые должны воспитывать у них умение дружно играть, сообща пользоваться игрушками и книгами, при необходимости уступать их друг другу, прививать умение оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких. Взрослые стараются вызвать у детей чувство симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим. Все это должно стать нравственной основой поведения.
У детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные и нравственные возможности значительно возрастают. Поэтому усложняются и требования к ним. Дети четырех-пяти лет знают некоторые правила поведения и могут самостоятельно ими руководствоваться. У них сложились многие культурно-гигиенические привычки, которые продолжают совершенствоваться. Дети умеют обслужить себя: одеваться, раздеваться, умываться. Опираясь на имеющиеся привычки и возможности, у детей четырех-пяти лет продолжают вырабатывать опрятность, аккуратность. Их учат не только замечать непорядок во внешнем виде и устранять его, но и беречь одежду, обувь, личные вещи. Ребенок этого возраста должен уметь чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрывать рот при кашле или чихании. Детей учат вести себя за столом, спокойно есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола. Совершенствуются отношения со сверстниками. У детей продолжают воспитывать умение играть сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться общим правилам, стараются развивать общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь, учат не быть назойливыми, не вмешиваться в разговор взрослых, не перебивать их, уметь оказывать услугу старшим. Повышаются требования, предъявляемые к ребенку в культуре общения со взрослыми и сверстниками. Дети должны знать, как отвечать на вопросы, уметь своевременно вступать в разговор, проявляя при этом вежливость и сдержанность.
Старшие дошкольники при целенаправленном воспитании приобретают прочные навыки вежливости: приветливо здороваются и прощаются со всеми взрослыми и сверстниками, без напоминания взрослого называют заведующего детским садом, воспитателей, няню, знакомых, соседей, родственников по имени и отчеству. Педагог и родители закрепляют у детей умение выслушивать взрослого внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу, при необходимости предложить свою помощь. Эти элементы этикета в отношениях с окружающими свободно постигают старшие дошкольники. Их приучают дружить с товарищами, с уважением относиться к труду и отдыху старших, проявлять заботу о маленьких, оказывая помощь в раздевании и одевании, развлекая игрушкой малыша.
Правила, регулирующие общение детей, заметно возрастают. Детей приучают справедливо разрешать споры и разногласия, дружелюбно напоминать сверстнику правила поведения, самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других, постепенно подводят к умению выполнять правила поведения в отсутствие взрослых.
В этот период детей учат культуре поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекая к себе внимания посторонних, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту, уступать место старшим. Большое внимание уделяется воспитанию у детей культуры речи: умению отвечать на вопросы полным ответом, с хорошей дикцией и ясным произношением; задавать вопросы, четко формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращения; вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу. Детей обучают разговаривать приветливо, в Доброжелательном тоне, первыми здороваться со знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, за помощь или заботу; проявлять внимание и предупредительность к пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придержать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.). Им прививают умение вести себя в общественных местах, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым.
Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду — игрушки, посуда, мебель — твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «мое» постепенно, в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.
Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий — рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо своевременно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т. д., содержать все это в надлежащем порядке.
Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой.
С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга — одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.
На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правило обращения с книгой:
— береги книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;
— после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить ее на место;
— правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте — в книжном шкафу или на полке;
— если заметил, что книга не в порядке, почини ее сам или с помощью взрослого.
На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить все необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.
Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.
Автор: Черенкова Елена Феликсовна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения за столом
Сценарий мероприятия в подготовительной группе на тему: «День рождения только раз в году»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Этическая беседа
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни
Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста
Индюкова Ольга Владимировна # 3 февраля 2018 в 20:32 0 |
В статье правильно говорится, дети подражают нам - взрослым во всём. Не возможно воспитать культурного, аккуратного, высоко нравственного человека в семье, где отсутствует культура поведения и общения. Если взрослые члены семьи позволяют себе в грубой манере выяснять отношения друг с другом в присутствии ребёнка, то в будущем на уважение к себе со стороны детей расчитывать не приходится.Статья будет полезна как педагогам, так и родителям! |
Ольга Владимировна Индюкова # 4 февраля 2018 в 22:02 0 |
Диана Владимировна Гурьянова # 12 апреля 2018 в 07:49 0 |