Конкурсы

Сказка как средство формирования физических качеств у детей младшего дошкольного возраста

Автор – составитель: Оксана Петровна Харина инструктор по физической культуре города Ирбита МКДОУ № 26 «Сказка»

Физкультурное занятие – один из источников охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребёнка.

Особое место в его творчестве занимает сказка. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. В своей практике использую проведение физкультурных занятий по единому сюжету. Беру за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется сюжетом. Использую упражнения для профилактики нарушение осанки и плоскостопия. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей учитывая уровень их компетентности.

Образовательный процесс строится в ДОУ на принципах интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию одновременно решаются задачи других образовательных областей.

Сценарии занятий и из серии «В гостях у сказки»  для детей 3-4 лет, предназначен  для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ

«Репка». Сценарий

Цель: Через знакомые детям сказки, формировать двигательные умения и навыки.

Задачи: Развивать умения выполнять движения осознанно и творчески; формировать правильную осанку; закреплять умения легко ходить на носках и бегать.

Ход занятия

Педагог:

- Здравствуйте ребята, вы любите слушать сказки? А какие вы знаете сказки?

(дети перечисляют, если не называют сказку Репка нужно помочь вспомнить, задавая наводящие вопросы.)

- Вы можете её рассказать? А может, вы не только расскажете, но и покажете?

Дети: Да, расскажем и покажем.

Педагог:

- Ой, как интересно, давайте все дружно повернёмся и по дорожке в сказку «Репка» отправимся.

(звучит весёлая музыка, ходьба в колоне по кругу.)

На дорожку вышли ножки, в гости в сказку мы идём

Бодрые, умелые, быстрые и смелые.

Побежали наши ножки прямо, прямо по дорожке.

Мы быстрее с каждым днём!

Тренируясь, мы растём.

Раз – два, раз – два зашагала детвора.

(ходьба и бег чередуется 2 раза)

Вот и в сказку мы пришли, в огороде оказались мы.

Ровный круг скорей вставай, сказку дружно начинай.

(Стоя в кругу, рассказывая, показывают).

Текст и движения.

Посадил, дед репку

1. Изображают копание земли, сажают семечку, поливают.

Выросла репка большая   пребольшая, вот какая.

2. И.п.: присед руки перед собой на полу, 1-2 встать  руки в стороны, 3-4 руки вверх, вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.

Стал дед репку тянуть,

3. И.п.: ноги на ширине плеч, 1-2 наклон вперёд руками к полу, 3-4 в и.п. (3р)

Тянет, потянет, вытянуть  не может.     

4. И.п.: руки в стороны повороты головы (по 2 р.)

Позвал бабку:  эй, бабка, иди тянуть репку.

5. И.п.: руки на поясе, ноги на ширине плеч. Правой рукой круговой мах вперёд, тоже левой  (по 2 раза каждой рукой).

Бабка идет не спеша, ровно спинку держа.

6. И.п.: ноги согнуты в  коленях, спина прямая, руки на поясе. Ходьба по кругу (1круг)

Тянут, потянут вытянуть  нет могут.

7. Повтор упражнения №4.

Позвали внучку: эй внучка, иди тянуть репку.

8. Повтор упражнения № 5.

 С радостью на помощь  внучка бежит.

9. И.п.: руки на пояс «подскоки». (1 круг)

Тянут, потянут  (перечисляют всех)

10. Повтор упражнения № 3.

вытянуть не могут.

 11. Повтор упражнения № 4.

Позвали они Жучку: эй Жучка иди тянуть репку.

12. Повтор упражнения № 5.

Громко лая не зевая, на четыре лапки встала

13. И.п.: встать на четвереньки, передвигаясь друг за другом  с произнесением  – лай собаки: «Гав – гав –  гав (1 круг) 

между грядок побежала.

Стали вместе тянуть  (перечисляют всех)

14. Повтор упражнение № 3.

Тянут, потянут вытянуть не могут.

15. Повтор упражнения № 4.

Кого нужно позвать?

Эй, кошка, иди тянуть репку.

16. Повтор упражнения № 5.

Кошка проснулась, потянулась, прогнулась, хвостиком завиляла на помощь прибежала.

17. И.п.: сидя на коленях, 1-2 поднимая руки  вверх, встать на колени, 3-4 в и.п. (2 р.). И.п.: стоя на четвереньках, 1-2 поднять спину вверх, 3-4 прогнуть (2 раза), поднять носки (хвостик) вращая в стороны налево, направо (по 3-4 раза в каждую).

Стали репку тянуть (перечисляют всех).

18. Повтор упражнения  № 3.

Тянут, потянут вытянуть  не могут.

19. Повтор упражнения № 4. 

Что же делать? Дождаться ответ детей. Правильно  давайте позовём.

Эй, мышка, иди тянуть репку.

20. Повтор упражнения № 5.

Мышка вылезла из норки,

21. Бег на носках по кругу (или «Змейкой») за педагогом.

Мышка любит репку есть.

Эй, мышка, не зевай: поскорее прибегай.

Стали репку все вместе  тянуть (перечисляют).

22. Повтор упражнения № 3.

Вытянули репку!

А, какую? Покажите.

23. Повтор упражнения № 2.

-  Вы ребята молодцы, смогли не только рассказать, но и даже показать.

(можно угостить детей порезанной на дольки репкой). 

- Пришла пора нам расставаться, пора вам в группу возвращаться.

Сценарий «В гости к Колобку» для младшей группы

Цель: Через знакомые детям сказки, совершенствовать двигательные умения и навыки.

Задачи: Продолжать учить выполнять упражнения с мечами; развивать умения в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд; вызвать у детей положительные эмоции при выполнении физических упражнений.

Маршируя под весёлую музыку, строятся в шеренгу. Мячи по количеству детей лежат в зале на палу.

Ведущий:

- Скажите, а вы знаете сказку про колобка? Он и от бабки ушёл и от дедки, а от кого же он ещё ушёл, мы узнаем из сказки. В сказку вместе все пойдём?

Дети: пойдём!

Ведущий:

- Дружно весело идём, ножки помогают. Руки тоже помогают, шире, шире шаг. Друг, друга догоняют, глазки поднимите, на дорожку смотрите.

(ходьба по кругу за ведущим)

- Руки согните в локтях, побежали ножки быстро, быстро по дорожке.

(бег по кругу)

- Опять ножки зашагали. Дружно, весело идём в сказку попадём. Молодцы все идут, стараются!

- Ой, ребятки посмотрите, на полянку мы пришли, колобки мы здесь нашли, все ребятки подойдите колобки скорей возьмите.

(дети подходят к мячам, останавливаясь, берут в руки.)

- Вот и сказка начинается

Разминка с мячами. (с музыкальным сопровождением)

Текст и движения.

Жили, были дед и бабка  на полянке у реки.

1. О.с. ноги вместе, мяч в руках

Вот какой высокий дед

2. Подняться на носки, мяч вверх 2 р.

И вот какая бабка

3. Опуститься на пятки, мяч вперёд 2 р.

Дед и бабка лепили колобки,

4. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч прижат к груди

А какие давайте покажем, вот какие колобочки, вот какие дружочки

5. Поворот туловища вправо, вытянуть руки, вернутся в и.п. то же в другую сторону (по 2-3 раза).

Месит бабка тесто

6. О.с., прижать мяч к груди,

Мало силы у бабки,  помогает всем телом

7. глубокий присед, положить мяч на пол, встать, руки на пояс, присед взять мяч (4 р.).

Вышел ровный колобок,

8. Покатать мяч в ладонях.

Вышел гладкий колобок

9. и.п.: сесть на пол, ноги врозь

Не солёный и не сладкий. Давайте покажем.

10. Наклон с мячом к правой ноге, выпрямиться, наклон к левой (по 2 раза).

Тут зайчишка прискакал

11. Прыжки на двух ногах, вокруг     мяча.

Прыг да скок, прыг да скок  вокруг колобка

Колобки сейчас возьмём и дальше пойдём.

(ходьба друг за другом, мячи в руках)

Ведущий:

- Ой, ребятки посмотрите на полянку мы пришли. Зайка здесь сидит, ребят ждёт, поиграть он снами хочет. А мы колобки сваи возьмём и на полянке их катать начнём. Дружно вместе все присели, колобки покатали, пальчиками дорожку показали. Колобок мы покатили!

(из глубокого приседа,  мяч двумя ладонями оттолкнуть вперёд по прямой)

- А теперь колобки догоняйте и обратно все вставайте. 

(повторить 3 раза)

- А сейчас колобки взяли и в корзинку мне несите. Спрячем наши колобки. --- Дальше в сказку мы пойдём?

- Дружно весело идём, весело ножки бегут, руки помогают. И снова шагают.

(чередовать ходьбу, бег)

- Ой, ребята посмотрите, пришли на полянку. Мишка ждет там спозаранку,

Что-то рассердился Мишка. Что же скажет Миша?

Медведь:

- Кто малину всю сорвал, кто кусты пообломал мало, мало ягод!

Ведущий:

- Мы ребята с вами сейчас пойдём, ягод много наберём.

Поочередно мальчики и девочки по команде прыгают как «зайки», берут по цвету малые мячи (мальчики жёлтые, а девочки красные) из большой корзины, возвращаются прыжками обратно. Складывают мячи в малые корзинки.

- Мишка обиделся, ушёл, а мы ему корзинку с ягодками оставим.

Ребята посмотрите, там кусты шевелятся, прячьтесь все.  (дети приседают)

Это кто там идёт?

Волк:

- Я лохматый серый волк в колобках я знаю толк. В кустах я посижу колобка я подожду.  (прячется )

Ведущий:

- Ребята, а мы волка перехитрим, волшебных бабочек превратимся.

Раз, два, три, вокруг себя повернись, волшебных бабочек превратись.

(дети разбирают лежащих бабочек на полу трёх цветов)

Подвижная игра: «Найди свой цветок»

Бабочки летают, кружатся, красивые раз, два, три бабочка волшебный свой цветок найди.  (жёлтая бабочка на жёлтый цветок, красная на красный цветок….).

- Ребята пока у нас волшебные бабочки летали, мы на волшебной полянке оказались. Да, вы со мной согласны?

Танцевальный этюд (под спокойную музыку):

Ведущий:

- Здесь растут волшебные деревья. Руки вверх подняли, помахали, это деревья в лесу, ветер сбивает расу (стряхивают руки перед собой). Со всех сторон летят птицы (изображают крылья птиц). На деревья сели (глубокий присед, руки за спиной). Повторить 2 раза.

- А помните, мы с вами в сказку шли «Колобок». Мы с ним повстречались и где-то потеряли. Посмотрите хорошо, может мы его найдём. (дети ищут по всему залу и находят). И правда вот он Колобок. Он волка испугался, медведя испугался, но к ребятам он вернулся, даже солнышко улыбается (оформление на стене). Колобок приготовил для вас угощение. Угостившись за колобком, уходят в группу.

Примечания: Можно использовать кукольный театр или большие игрушки. Роли играет воспитатель и помогает в организации игр (разложить бабочки, держать цветок…).

Непосредственная образовательная область физическая культура с использованием интеграции других образовательных областей, дети активнее выполняют упражнения, высокая плотность занятия. Упражнения выполняют охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями «мышка», «собачка», «зайчики» дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его под музыкальное сопровождение. Таким образом, он закрепляет сюжет сказки. При использовании музыки развивает чувство ритма, настроение героя, развивает координацию движений.  Для меня важно научить фантазировать ребёнка, стараюсь творчески подходить к воплощению детского образа в выполнении упражнений.

Интегрированные физкультурные занятия я провожу с целью осуществления качественного, прочного усвоения знаний, умений и навыков в области физической культуры.

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой

Елена # 5 июля 2013 в 16:59 +1
от всех родителей младшей группы 346 детского сада компенсирующего вида г. Екатеринбурга хочу сказать вам огромное СПАСИБО за неординарную идею!!! Детей в этом возрасте очень сложно заставить делать какие либо упражнения, а тем более если у детей проблемы с опорно двигательной системой как в нашем случае!!! Спасибо этому замечательному сайту который помогает мне лично в развитии моего ребёнка.
Лариса Дорогина # 22 августа 2013 в 14:44 +1
Оксана Петровна,Вы разработали замечательный цикл занятий. Дети очень любят сказки. такой приём повышает у детей мотивацию к занятиям по физической культуре. И КАК правило, такие весёлые и интересные сказки они любят показывать дома. Спасибо за интересный материал. music
Оксана Харина # 3 сентября 2013 в 18:57 +1
Спасибо вам за отзыв. Цель сайта найти союзников, чтобы мы могли поделится своими идеями, опытом работы. Надеюсь у меня это получилось. Желаю вам успехов.
Ольга Валерьевна Строкова # 16 февраля 2016 в 23:49 0
Оксана Петровна, спасибо за прекрасный материал. Дети в младшем возрасте слушают и повторяют. Они с удовольствием показывают "как ходит мишка", "как крадется лиса", "как прыгает зайка" и. т.д. И сказка в этом прекрасная помощница.