Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Значение создания благоприятной обстановки на уроке
Автор: Жук Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 41", город Бийск.
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию статью, которая является обобщением опыта работы по исследуемой теме. Материал будет полезен учителям, начинающим свою педагогическую деятельность.
Цель: определение условий для эффективного решения образовательных и воспитательных задач на уроке.
Задачи: повысить профессиональную компетентность, разработать методические рекомендации по организации урока.
Основной формой обучения в современной школе по-прежнему является урок. Эта форма имеет большой потенциал для решения образовательных и воспитательных задач. Однако решаются эти задачи иногда такими средствами, которые не приводят к нужному результату. От каких факторов зависит эффективность урока? У каждого учителя есть свой ответ на этот непростой вопрос. Безусловно, уже при планировании урока необходимо учитывать особенности данного классного коллектива и индивидуальные особенности личности учащихся. Есть ли ребята с высокой учебной мотивацией или слабоуспевающие ученики? Гуманитарные или математические способности у школьников в этом классе? А особенности темперамента? Какой задавать темп урока? Как избежать утомляемости, которой подвержено большинство учащихся? А нежелание учиться? Можно ли с ним как-то справиться?
Ответы на эти вопросы помогут определить методы и формы работы. Удивительно, но получается, что еще до урока учитель начинает создавать благоприятную обстановку, которая будет помогать решению множества задач. Как часто мы задумываемся о создании таких условий? А может быть, именно от этого и зависит во многом эффективность обучения? Проследим, как складывается ситуация успеха школьника на разных этапах урока.
Организуя занятие, проверяем готовность рабочих мест учащихся, четко предъявляя требования. Это помогает школьникам быстро мобилизоваться для учебной деятельности. Приветствие, улыбка, подчеркивающая доброжелательное отношение, помогают добиться нужного настроя учащихся. Положительные эмоции вызывают незатейливые стихотворения, которые мы иногда любим прочитать ученикам:
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!
При проверке домашнего задания используем сочетание индивидуальных и фронтальных форм. Хотя в современном образовании фронтальная форма не приветствуется, вспомним, что в каждом классе есть группа ребят, которым комфортна именно такая деятельность.
Высокомотивированные учащиеся получают более сложное задание (например, найти орфографические ошибки, исправить их, объяснить написание слов). Слабоуспевающим школьникам предложено воспользоваться образцом, что соответствует их возможностям. Задания разных уровней сложности, без сомнения, помогают создать ситуацию успеха.
Чтобы поддержать интерес ребят и снять тревожность, которая может возникнуть при опросе, используем игровые формы. Постараемся быть объективными при выставлении отметок, не забудем дать мотивировку оценки знаний. Указание на ошибки необходимо сделать в тактичной форме, искренняя похвала создаст хорошую психологическую атмосферу.
Обязательно предлагаем учащимся участвовать в постановке учебных целей. Это подготовит их к активному и осознанному усвоению материала.
Интерес к новой теме можно вызвать постановкой проблемного вопроса. Опора на имеющиеся у учащихся знания помогает в ходе эвристической беседы повысить познавательную активность ребят. Школьники побуждаются сравнивать учебный материал и делать обобщающие выводы. Использование имен учащихся в дружелюбной манере, похвала поддержат необходимый эмоциональный настрой при изучении даже достаточно трудной темы.
На этапе закрепления учебного материала стимуляция мышления осуществляется такой увлекательной формой, как кроссворд. Учащиеся при этом получают возможность применить имеющиеся знания на практике, показать осознанность этих знаний. Кроме того, игровая форма позволяет ребятам почувствовать уверенность в своих силах.
Для домашнего задания оставим достаточно времени: это тоже важный этап урока. Объясняем так, чтобы учащиеся знали не только то, что нужно выполнить, но и как это сделать. Домашнее задание предусматривает возможность выбора для школьников: пусть оно будет интересно ребятам. Цели такого урока, конечно, достигнуты. Этому во многом способствовало создание благоприятной обстановки.
Рекомендуем посмотреть:
Памятка для написания сочинения-рассуждения
Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса
Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса
Внеклассная работа по русскому языку и литературе в школе