Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование основ гуманности у дошкольников в детском саду

Формирование основ гуманности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В современном мире актуальной проблемой является воспитание человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способен познавать и совершенствовать этот мир.
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников гуманных качеств: отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение к другим людям, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование основ гуманности - важное условие воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок основам гуманности и нравственности, зависит и становление его жизненной позиции.
С давних пор мощным средством воспитания основам гуманности ребенка, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир, педагоги считали игру.
Игра для малыша – это не только забава. Играя, ребёнок приобретает знания, умения, навыки, культивирует удовольствие и радость. Это целый мир, в котором он живёт, формирует способности, даже не догадываясь об этом. Б. Никитин в книге «Интеллектуальные игры» писал: «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям, «купается» в нём ваш ребёнок. И надо сделать это быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь» [3].
Посредством игры можно воспитать либо жестокого, равнодушного человека, либо человека отзывчивого, нужного обществу. Отсюда возникает вопрос: какие игры будут формировать развитие гуманных основ ребенка, и при каких условиях становление данных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее? Решение данной проблемы следует осуществлять путем создания условий для формирования в детях гуманных основ посредством игровой деятельности.
Несомненным фактом является то, что ребенку нужна игра, а игра неотделима от игрушек. Игрушки для ребенка – это то, что позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя [2].
У нынешних детей недостатка в игрушках не возникает. На рынке огромный выбор конструкторов, колясок, кукол, машинок и многое другое. Однако следует отметить, не все так безобидно, как кажется на первый взгляд. Игрушки в виде огнестрельного и холодного оружия максимально похожи на настоящее. У игрушечных воинов изображены испуганные, перекошенные и откровенно злые, а порой окровавленные лица, много игрушек в виде пиратов, монстров и т.д. Кукла Барби является идеалом для маленьких девочек. В детских магазинах множество игрушек на военную тематику, которые крайне негативно влияют на неокрепшую психику ребёнка. Приобретая подобные игрушки, взрослые редко задумываются над тем, что этой покупкой или подарком ребёнку приносится больше вреда, нежели пользы.
Дети каждый день, играя, получают большое количество информации, но классифицировать её на хорошую и плохую ещё не могут, это является обязанностью родителей. Их ответственность заключается в том, чтобы тщательно подбирать те игрушки, которые не вредили бы гармоничному развитию их детей.
Так, о роли «прекрасной куклы» Барби для девочек информации довольно много. «Взрослый» мир Барби хоть и игрушечный, но направлен на то, чтобы ему подражать. Тем не менее, его идеалы не соответствуют идеалам реальной жизни взрослых. Играя с Барби, маленькие девочки ассоциируют себя с ней и усваивают роль «красавицы» и «модницы». Сравнивая себя с Барби, девочки могут получить комплекс неполноценности. Эти образы оказывают глубокое влияние на будущую модель поведения взрослеющих девочек. Барби живет красивой, практически беззаботной жизнью в свое удовольствие, что не соответствует действительной реальности взрослой жизни. Вряд ли девочкам, влюбленным в подобные игрушки, в будущем захочется стать верными жёнами и посвященными мамами. А игра с пупсами, «куклами-малышами» наоборот позволит девочкам усвоить роль матери, ухаживающей за ребёнком. Согласно общепринятому мнению, именно в счастливом супружестве и материнстве можно обрести истинное счастье.
У мальчиков тоже есть свои кумиры. На полках детских магазинов в изобилии можно увидеть «героев» из популярных мультфильмов. Они отличаются силой, ловкостью, супер-накачанными мускулами и сверхчеловеческими данными. Но их суть не в том, что всегда побеждает добро, а кто сильнее. У мальчиков укрепляется такая модель поведения, что всегда можно напасть на слабого.
Особенно ярко на рынке детской игрушки представлена тема войны. Пистолеты, автоматы, кинжалы, гранаты, дубинки, сабли, экипировка и многое другое – с такими игрушками можно нападать и воевать. Они изначально настроены на игру в агрессивные действия. Детям искусственно создается путь в мир фантазий, в которых они убивают, зачастую по пустякам, воображаемых врагов. При выборе таких игрушек взрослым следует задуматься, какой социальный опыт может усвоить ребёнок, играя подобными игрушками, можем ли мы впоследствии ожидать от ребёнка, играющего с уродливыми монстрами, чудовищами, пистолетами и автоматами, проявление таких чувств, как сострадание, сопереживание, желание прийти на помощь и другие общепризнанно добрые и гуманные качества.
Игрушка – главный инструмент, посредством которого ребёнок познает мир. И если для взрослых игрушки – это всего лишь вымышленные персонажи, то для детей это почти реальные существа. Практически каждая игрушка диктует ребёнку определённую модель поведения и сюжет игры. И чем добрее выражения лиц у кукол, чем нравственнее сюжет игры, тем спокойнее, уравновешеннее и добрее будут дети [4].
Можно привести примеры некоторых видов позитивных игрушек, с помощью которых можно воспитывать в детях основы гуманности:
1) Моторно-спортивные игрушки (мяч, обруч, роликовые коньки, санки, самокат, скакалка, кегли и др.). Они способствуют развитию крупной и мелкой моторики, физическому развитию, вырабатыванию глазомера, в коллективных и совместных играх они способствуют формированию терпимости, общительности.
2) Сюжетные игрушки (люди, животные, транспорт, мебель и т. п.) содействуют творческой подражательной игре и закреплению положительного социального опыта.
3) Творческие, трудовые игрушки (всевозможный строительный материал, различные виды конструкторов и т. д.). Развивают мелкую и крупную моторику, стимулируют интерес к строительству, конструированию, изобретательности. Такие игрушки способствует развитию пространственного мышления и логики, пониманию социальных ценностей, пользы трудовой деятельности и т.д.
4) Веселая игрушка (прыгающий зайчик, птица с вертящимся хвостом и т. п.). Развивает чувство юмора, внимательность и гуманное отношение к животным.
5) Музыкальные игрушки (говорящая азбука, музыкальные инструменты и т. д.). Способствуют интеллектуальному развитию, формируют музыкальный слух, понимания ценностей музыкального искусства [5].
Такие игрушки как кукла или плюшевая зверюшка являются для ребенка объектом эмоционального общения. Ребенок должен учиться покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных обстоятельствах, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, должен учиться рефлексии, эмоциональному отождествлению [1].
Переходя из одной возрастной группы в другую, дошкольники должны иметь элементарные представления об этических нормах поведения, осознавать понятия «можно - нельзя», «хорошо - плохо». Исходя из этого, работа по данной теме должна вестись с младшей группы. Воспитание таких качеств личности как: забота, сочувствие, сопереживание формируется у детей через простейшие игры с куклами. Например: «Кукла Таня заболела». Дети младшей группы, опираясь на пример педагога, его показ действий, его слово, овладевают нормами поведения. После игры обязательно нужно подвести итог: одобрить заботливое обращение малышей с куклой или обратить внимание на грубое обращение с ней, порицать жестокость. Сначала дети будут проявлять сочувствие к кукле по инициативе и образцу взрослого. Но в последствии систематическая воспитательная работа по формированию основ гуманности будет давать положительные результаты.
В игровой форме с ребятами активно должны использоваться естественные жизненные обстоятельства, которые помогут накоплению у детей положительного опыта социальных отношений. Например: вышли с детьми на прогулку, а на дорожке лежит жучок, который не может встать и уползти. Нужно обратить внимание детей: «Жучка могут растоптать дети, взрослые». Создаем проблему: «Можем ли мы ему чем-нибудь помочь? » или «Что мы можем сделать для жучка? », которую дети будут решать через игру.
Работу по знакомству детей с правилами поведения в обществе можно проводить в форме мини-бесед, содержание которых должно опираться на литературные произведения. Приведем пример: после чтения сказки «Теремок» можно провести беседу о дружном поведении героев (в ходе беседы применяем показ иллюстраций или настольный театр, который помогает ребятам представить персонажей сказки). Далее задать вопросы по тексту. А с помощью вопроса: «Что было потом, о чём в сказке не говорится? » - дети домысливают, что могло быть дальше, где они стали жить, как дружно строили новый теремок. По окончании беседы сделать вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Давайте и мы будем жить дружно! »
В младшем возрасте дети уже знают некоторые вежливые слова. Расширить их знания можно с помощью игры «Вежливый Волк». Для игры используется дидактическая игрушка - Волчок. Дети становятся в круг, передают игрушку Волка друг другу, здороваются с ним, спрашивают о его здоровье, его делах, настроении. Воспитатель подсказывает ребятам, как можно по-разному спросить Волка о его делах, здоровье - «Как поживаешь? », «Как ты себя чувствуешь? », «У тебя всё в порядке? » и т. д. Волк, в свою очередь, благодарит детей тоже по-разному (в роли волка - воспитатель). Таким образом, с помощью игрового персонажа, дети сами начинают понимать важность чуткого отношения к ближнему, совершать положительные поступки, имеющие огромное значение в гуманном развитии дошкольника.
Нужным и важным условием для проведения игр, является предметно-игровая среда, которая создается в соответствии с возрастом детей. Так, в младшей группе можно оформить дидактическое пособие «Цветик-семицветик», прикрепляя к цветку лепесточки, дети будут рассказывать о положительных моментах в играх, о добрых поступках в течение дня.
В педагогическом опыте работы часто наблюдаются примеры детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Богатые возможности в воспитании уважительного отношения к близким, доброжелательности дают сюжетно-ролевые игры, в них отражаются социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка. Дети очень любят играть в «Дочки-матери». Именно в семье ребенок с ранних лет усваивает всё разнообразие нравственных норм поведения. Роли в игру вводятся только тогда, когда дети освоят навык выполнения ряда игровых правил [7].
В работе по формированию социальных навыков поведения с малышами имеют место дидактические игры. Играя, ребенок учится проявлять добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь [7]. Так, при проведении дидактической игры «Едим в гости», малыши с удовольствием могут побывать в гостях у бабушки и дедушки, оказывать им помощь и при этом не забывать говорить «волшебные слова».
Активно можно применять в работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу - малоподвижные игры. Например: игры «Я буду твоим другом», «Ласковая цепочка». Следует в работе создавать такие условия, которые побуждают детей переходить от действия в одиночку к совместным действиям. Например: после неоднократного чтения сказки «Три медведя», решили с детьми смастерить шапочки героев сказки - такая совместная деятельность будет сближать детей.
Также, можно учить детей придумывать собственные сказки, в которых они проявляют заботу, внимание, Например: вместе с детьми придумать сказку, которую назвали «Вежливая страна».
Для формирования коллективистских чувств можно использовать музыкальные хороводные игры, в которых дети дружно будут выполнять действия с хлопками, притопыванием, проговариванием, такие игры, как «Водят пчёлы хоровод», «Именины», «Вьюн» и другие.
Таким образом, воспитательные возможности для формирования гуманных основ у дошкольников посредством различных видов игр безграничны. Участие детей в играх помогает им найти общий язык, облегчает сближение друг с другом, формирует навык этического поведения в обществе. Немаловажное значение в формировании основ гуманности играет и правильный подбор игрушек для детских игр. В настоящее время является достаточно актуальной задача взрослых отличить «добрые» игрушки от игрушек, оказывающих негативное влияние на психику ребенка, в огромном их количестве на рынке.

Список использованной литературы:
1. Воспитание ребёнка в игре / Р. И. Жуковская. – Москва : академия педагогических наук РСФСР, 1963 . – 318 с.
2. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация детей в детском саду/ Е.Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова –М.: ТЦ СФЕРА , 2013-128с..
3. Никитин Б. Н. Интеллектуальные игры. 4-е изд. - М.: Гея, 1994 г. - 176 с.
4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2006..
5. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Теория и методика воспитания. Курс лекций: учеб.пособ. – Майкоп, 2010. – с 98.
6. Сидельникова Т. Н. Введение ФГОС ДО: проблемы и перспективы дошкольного образования // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф.– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 2 (5). – С. 208–209.
7. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании/Т.В. Хабарова- М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-80 с.

Рекомендуем посмотреть:

Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством Барто Самостоятельная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста по ФГОС

Похожие статьи:

Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей дошкольного возраста в ДОУ

Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста

Формирование гражданственности у дошкольников
Автор: Ольга
Опубликовано: 2817 дней назад (15 февраля 2017)
Просмотров: 4267
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Екатерина Юрьевна Кондратьева # 16 февраля 2017 в 09:48 +3
Данная тема очень актуальна в наше время... В детском возрасте закладывать гуманность необходимо, ведь это основа основ. Воспитание гуманных детей очень трудоёмкий процесс, в то время как вокруг нас (и в интернете, и по телевидению, иногда дома и на улице) есть жестокость, злоба и негодование... Спасибо за полезную информацию!
Ольга Михайловна Подгорных # 26 февраля 2017 в 07:29 +1
очень интересная и актуальная консультация,+1