Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование гражданственности у дошкольников

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современных условиях нашего общества одним из главных социальных и государственных приоритетов является воспитание человека – гражданина, которое должно реализовываться с раннего возраста развития человека как личности. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии ребенка, поскольку в этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры относятся к основополагающим принципам государственной политики в сфере образования [1]. Практически во все периоды истории России формирование гражданственности у детей считалось одной из главных задач нашего государства и общества, поскольку гражданское воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. По мнению многих ученых-педагогов, гражданственность является составным элементом мировоззрения человека, его отношения к родной стране, другим национальностям и народам. Гражданственность, по мнению Казаевой Е.А., – это сложное интегральное личностное образование, основными элементами которого являются гармоническое сочетание высоких патриотических чувств, интернациональная, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно ее дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти [2, с.43].
В содержании программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предусмотрено формирование гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста [4, с.142]. Однако на практике процесс формирования гражданственности в дошкольных образовательных учреждениях сопровождается многочисленными трудностями: большой объем времени на организованную образовательную деятельность детей и режимные моменты (прогулка, самостоятельная деятельность, сон, питание и т.д.), незначительное количество методических рекомендаций для воспитателей по формированию гражданственности детей дошкольного возраста, низкий уровень гражданской культуры родителей воспитанников.
Для подтверждения проблем состояния гражданского воспитания в начале 2015-2016 учебного года было организовано исследование уровня сформированности гражданственности у детей дошкольного возраста в детском саду г. Саяногорска «У Лукоморья». Проведено исследование двух групп – старшей и подготовительной. Численность исследуемых групп составила по 22 ребенка в каждой группе, возраст детей старшей группы от 5 до 6 лет, подготовительной – от 6 до 7 лет. Данное ДОУ осуществляет свою деятельность на основании программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Для оценки уровня сформированности гражданственности у детей дошкольного возраста был использован метод опроса в форме беседы. Опросный лист составлен в виде таблицы с вопросами для каждого ребенка (см. ниже).
Каждый положительный ответ ребенка оценивался в 2 балла, каждый ответ частично положительный («иногда», «наверно», «некоторые» и т.д.) оценивался в 1 балл, ответ отрицательный – 0 баллов. Уровень гражданского воспитания детей по результатам опроса определялся следующим образом:
0-7 баллов – низкий уровень гражданственности ребенка,
8-13 баллов – средний уровень гражданственности
14-20 баллов – высокий либо достаточный уровень гражданственности.
Таблица. Опросный лист
Вопросы
Хотел бы ты служить в армии, когда вырастешь? (мальчикам). Хотела бы ты помогать нуждающимся людям (больным, пожилым), когда станешь взрослой? (девочкам)
Когда ты вырастешь, хотел бы ты остаться работать по любимой профессии в родном городе?
Герои российских (советских) мультфильмов тебе нравятся больше, чем герои иностранных мультфильмов?
Близкие люди любят природу родного края, часто говорят о ней, обращают твое внимание?
Ты знаешь название города, страны, адрес свой?
Ты знаешь флаг, герб, гимн России?
Ты знаешь, чем богата наша страна, республика Хакасия?
Ты учитываешь интересы товарищей, когда играешь с ними?
Взрослые обращают твое внимание на памятники культуры, достопримечательности города, республики страны, рассказывают тебе о них?
Ты считаешь, что надписи на предметах быта (одежда, посуда, игрушки и т.п.) должны состоять из букв русского алфавита, а не иностранного?
Результаты исследования детей подготовительной группы показали, что значительная часть детей имеет низкий уровень сформированности гражданского воспитания: 55 % детей исследуемой группы. Средний уровень выявлен у 27% детей, только 18% детей имеют достаточный уровень сформированности гражданского воспитания. Результаты исследования детей старшей группы определили следующие показатели: 41 % детей показали низкий уровень, 45 % детей имеют средний уровень гражданственности, и только 14 % детей можно отнести к высокому уровню гражданского воспитания.
Таким образом, результаты опроса показали низкий уровень когнитивного компонента гражданственности детей дошкольного возраста, и это в свою очередь выявляет необходимость дополнительной работы воспитателей в этой области.
В ходе опроса детей было установлено, что у значительной части детей взрослые не обращают внимание ребенка на природу родного края, ее достопримечательности, памятники культуры, не рассказывают о них, не дают представлений о богатствах нашей страны, республики и т.д.
В настоящее время на практике воспитания детей в ДОУ актуальна и сложна работа с родителями по поводу формирования у детей гражданственности, так как в молодых семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными, а у родителей при разговоре на данную тему вызывают часто недоумение. Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (жилье, питание, здоровье детей и т.д.), ценностям нравственного воспитания уделяется незначительное внимание. Сотрудничество воспитателя с родителями в процессе воспитания гражданственности у детей должно быть одним из важнейших направлений в работе. Такие субъекты воспитания, как педагоги, семья, СМИ, этнические сообщества образуют целостную единую систему, оказывающую влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества для ребенка является огромной.
Следует отметить, что основная педагогическая деятельность в области формирования гражданского воспитания по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой заключается в расширении знаний и представлений о Родине, и воспитание лишь чувства гордости за свою Родину [4, с.142].
Воспитание гражданина, как будущего патриота, в дошкольном возрасте должно базироваться, на мой взгляд, не только на знаниях о той среде, в которой проживает ребенок, но и на чувствах любви к родной стране, природе, чувства ответственности за сохранность своего народа, чувства долга перед своей Родиной, чувства уважения к культуре своего народа.
С целью решения существующих проблем в области формирования гражданственности нами запланирована и начата работа по реализации таких мероприятий как целевые прогулки, наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города, природы и т.д.), беседы о родном городе, разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура), воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Таким образом, реализация воспитательной функции по формированию гражданственности в настоящее время остается актуальной проблемой современного российского дошкольного образования, несмотря на большое внимание общественности на проблемы в этой области, и требует новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 31.12.2012. - N 53 (ч. 1). - ст. 7598
2. Казаева, Е.А. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: Учеб.-метод.пособ. / Е.А. Казаева – Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2001. – 93 с.
3. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: метод.пособ. / М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника
Формирование основ гуманности у дошкольников в детском саду | Конспект НОД с детьми средней группы по окружающему миру. Моя родина Хакасия
Опубликовано: 1668 дней назад (22 февраля 2017)
Просмотров: 3322
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Индира Фагитовна Васфиева # 23 февраля 2017 в 09:12 +2
Важное направление в воспитании, потому что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладывается предпосылки гражданских качеств.Актуальная тема нашего времени.
Ольга Викторовна Скачилова # 24 февраля 2017 в 10:35 +2
Очень важное направление в воспитании детей, необходимо это начинать с раннего возраста. Считаю, тема очень актуальная и важна для педагогов. Голос!
Ольга Михайловна Подгорных # 26 февраля 2017 в 06:57 +1
тема очень актуальна в наше время,+1