Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников

Проектная деятельность как средство формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей достаточно важно, значимо, сложно и многообразно, и на любом исторически этапе развития страны этот вопрос был актуален. Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста путем развития патриотических и нравственных чувств возможно посредством воспитания эмоциональной отзывчивости, устойчивого интереса к своей стране и готовности охранять и возрождать природные богатства. Накопленные представления и знания детей в области патриотизма необходимо упорядочивать: осмыслять, расширять, углублять, систематизировать, обобщать.
Это в свою очередь требует поиска адекватных методов воспитания. Все более широкое применение в современной практике воспитания в ДОУ находит метод проектов. Его сущность состоит в организации самостоятельных действий детей по решению актуальной и интересной для них проблемы, а также обязательному представлению полученных результатов.
Общепризнанность метода проектов, в том числе в области патриотического воспитания, обусловлена тем, что в силу своей педагогической сущности он помогает решать задачи развития творческих способностей воспитанников, умений самостоятельно проектировать свои знания и использовать их для решения интеллектуальных и практических задач, извлекать и анализировать подходящую информацию.
Развитие современного подрастающего поколения характеризуется еще одной направленностью — стремлением к интеграции, к сотрудничеству, и это проявляется во взаимодействии в коллективе, в группе. Такая тенденция способна преодолеть проблемы разобщенности в межличностных отношениях, сепаратизма.
Сложностью, затрудняющей процесс формирования патриотизма детей дошкольного возраста методом проектной деятельности, является недостаточность научно обоснованной, теоретической базы, малоизученность начального уровня формирования ребенка как патриотизм, некомпетентность педагогов использовать адекватные формы этой работы в современных условиях. Практике ДОУ особо требуются технологические разработки данного вопроса. Также имеется противоречие между потребностью проведения специальной работы по формированию у дошкольников основ патриотизма и недостаточной разработанностью методов и форм осуществления этого процесса с детьми дошкольного возраста. Данное противоречие позволяет выделить проблему исследования: подходит ли метод проектов для воспитания основ патриотизма у старших дошкольников? Важность проблемы воспитания патриотизма обусловлена потребностью общества в формировании нового типа личности.
В качестве метода формирования основ патриотизма рассматривается использование проектной деятельности в ДОУ. Для начала следует рассмотреть общие положения о проектной деятельности.
Как отмечено выше, психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие происходит поэтапно в процессе накопления и эмоционального усвоения конкретных событий, и зависит это от обстоятельств, в которых воспитывается ребёнок и от средств и методов воспитания. Известными психологами отмечено: ребёнка воспитывает та деятельность, которая приносит ему радость, оказывает на него положительное нравственное влияние, непринужденно развивает умственные и физические способности. Самостоятельно спланировать такую деятельность ребёнок не способен. Это должен сделать воспитатель, используя новые современные гуманитарные методики. Одной из таких методик является технология проектирования, которая ориентирована на отношения «ребёнок – взрослый» и основывается на соучастии в деятельности. Применение технологии проектирования способствует развитию актуального для человека поискового поведения и дает возможность педагогу совершить первый вклад в культуру личности с помощью сотрудничества, созидания, диалога, дружбы, толерантности, т.е. компонентов «культуры мира». В процессе совместной с детьми работы над проектом педагоги благоприятствуют подъему личности ребёнка к культуре: дети осваивают положительные образцы поведения в обществе; утверждают позитивное и ответственное отношение к себе, к окружающим, к природе; дети приобретают право на саморазвитие [1, С.64].
Поэтому наиболее действенным средством патриотического воспитания в ДОУ будет являться метод проектов.
Таким образом, проект - это самостоятельная либо коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат.
Виды индивидуальных и коллективных проектов в ДОУ можно представить следующим образом.
Устно-речевой – это поиск решения проблемы в устной форме; здесь может быть и инсценировка различных сказок, проведение развлечений по темам «Я – патриот России», «Мы любим Россию» и т.д.
Исследовательско-творческий: дети экспериментируют, а потом результаты оформляют в виде стен-газет, фото-выставок, драматизации и т.д.;
Роле-игровой: дети используют элементы творческих игр, входят в образ персонажей сказки и решают по-своему сформулированные проблемы;
Информационно-практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) [2, С. 59].
Работа над проектом в ДОУ осуществляется в несколько этапов. Этапы проектной работы в общем виде можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1).
На подготовительном этапе проекта следует проконсультировать воспитанников по вопросам сбора информации и ее источников, последующего анализа и обработки полученных данных.
Воспитанники, знакомясь с заданием, выявляют проблемы, выдвигают пути их решения; распределяют роли. Задача воспитателя на данном этапе состоит в том, чтобы побудить своих подопечных к деятельности, помочь правильно сформулировать цели проекта, выработав стратегии их решения, определить продолжительность и масштаб проведения проекта.
Основной этап заключается в выполнении и реализации непосредственно самого проекта: обсуждение путей реализации проекта и способов представления его результатов, сбор (опрос, интервью, наблюдение или эксперимент), поиск и последующая творческая переработка необходимой информации. После проведенного исследования, синтеза и анализа полученных данных, воспитатели оформляют проект.

Таблица 1 - Этапы работы над проектом
Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога
1. Целеполагание Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы Мотивирует детей. Объясняет цели. Наблюдает.
2. Планирование Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
3. Выбор методов проверки принятых гипотез Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации. Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
4. Выполнение Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. Работают с информацией. Синтезируют, анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).
5. Защита проекта Представление результатов проектирования. Оценка результатов. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

На этапе защиты проекта педагог наблюдает за процессом защиты, участвует в анализе и оценке результатов проекта вместе с детьми. Более целесообразными и плодотворными являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество детей, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия [3, С. 39].
Просмотрев и проанализировав основные этапы работы над проектом, можно отметить, что проектная методика – это новая педагогическая личностно-ориентированная технология, отражающая основные принципы гуманистического подхода в образовании. Она базируется на сознательном развитие критического мышления у детей, уделяет особое внимание индивидуальности человека и его личности.
Образовательная и воспитательная ценность проектов очевидна. Прежде всего, она заключается в междисциплинарных связях, которые способствуют развитию у дошкольников познавательной активности, воображения, фантазии, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Однако, существует также и психолого-педагогический аспект, позволяющий судить об эффективности метода проектов.
Выполнение заданий проекта выходят за рамки непосредственно образовательной деятельности и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
- занятия не ограничиваются приобретением воспитанниками определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается интерес к изучаемой теме.
- дети получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию.
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и воспитателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;
- в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на ребенка: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность детей за конкретную работу в рамках проекта [2, С. 61].
Педагоги ДОУ в проектной деятельности выполняют следующие задачи:
- формируют у детей способность при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы;
- формируют понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов (особенно на вопросы социально-культурного характера);
- формируют осознание необходимости исследования явления с разных сторон;
- развивают активность и самостоятельность.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением воспитанников в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в воспитании [3, С. 84].
В современном ДОУ для реализации проектной деятельности в рамках ФГОС необходимо создавать следующие условия:
1) Дидактические условия должны быть такими, чтобы ребенок мог связать образовательный процесс с жизнью, приобретать навыки исследовательской деятельности, развивать самостоятельно познавательную активность, проявлять инициативу;
2) Непосредственно образовательная деятельность должна быть такой, чтобы ребенок приобретал практический опыт, активно участвовал в поиске информации;
3) Достаточность времени для самостоятельной деятельности, так как в ДОУ дети находятся продолжительное время – это условие вполне реально;
4) Позиция педагога, переориентированная в педагогическом процессе с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную;
5) Опора на систему детской деятельности, обеспечивающую мотивационную связь разных видов детской деятельности в стандартных условиях ДОУ.
В основе проектной технологии лежит развитие интеллектуальных способностей дошкольника, умений самостоятельно систематизировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие креативного мышления. Проектная методика всегда подразумевает решение определенной проблемы, которая предусматривает применение разнообразных методов, средств воспитания, и интеграцию знаний, умений из разных творческих областей. Результаты завершенных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. либо конкретное ее решение, либо конкретный результат [4].
Проект как педагогическая методика предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сущности.
Следует определить основные требования в применении метода проектов:
1) наличие обязательной в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей разностороннего интеллекта, исследовательской работы для ее решения;
2) практическая, идейная, познавательная важность предполагаемых результатов;
3) самостоятельная работа;
4) структуризация содержательной части проекта с выявлением поэтапных результатов;
5) применение исследовательских методов: постановка проблемы, выходящих из нее задач исследования, нахождение гипотезы их решения, осмысление методов исследования, апробация конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректирование, составление выводов (совместное применение в ходе исследования метода «мозговой атаки», статистических методов творческих отчетов, презентаций).
Выбор тематики проектов может быть различным. При одних обстоятельствах эта тематика может устанавливаться специалистами органов образования в рамках действующих программ. В других — применяется педагогами самостоятельно с учетом возрастных особенностей детей. Тематика проектов может иметь отношение к теоретическому вопросу программы с целью расширить знания детей по этому вопросу. Часто темы проектов относятся к определенному практическому вопросу, актуальному для обыденной жизни и требующему применения знаний детей из разных сфер их творческого мышления, исследовательских умений. Таким образом, достигается естественная интеграция познаний [4].
Творческие задания в проекте формирования патриотического воспитания должны способствовать актуализации знаний, умений ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим социальным миром и миром природы; стимулировать его потребность в самореализации, самовыражении, в творческой активности. В реализации проекта должен работать принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективной и индивидуальной работы в педагогическом процессе.
В процессе реализации проекта усилия воспитателей и детей должны быть направлены на развитие способностей к перенесению знаний и умений в иную ситуацию, распознания неизвестного в известном, рассмотрения новой функции объекта, многовариантности мышления, видения структуры объекта, способности к сочетанию известных способов деятельности с целью приобретения новых знаний, представлений.
При составлении содержания проекта педагог опирается на существующие у детей желания и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для преобразования детей в субъект своей деятельности. Педагог в проекте придумывает мотивацию, моделирует проблемную ситуацию, дети участвуют в поиске ближайших и перспективных целей своей работы, рассматривая различные варианты решения проблем, они при этом должны действовать на основе самостоятельно разработанного решения.
Своеобразность метода проектов состоит в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с природной и социальной средой; педагогическое взаимодействие производится в совместной с ребенком деятельности, опираясь на его личный опыт. Метод проектов должен сочетаться с принципом событийности, предполагающий погружение ребенка в определенную тему или проблему.
В проекте можно создать структуру образования из разных областей знаний, более того, появляются большие возможности для реализации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей. Особое педагогическое значение работы по организации проектной деятельности дошкольников заключается в практико-ориентированной сущности, и это позволяет оценить расположение ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.
Система деятельности в дошкольном учреждении по работе с проектами должна содержать следующие блоки: первый блок заключается в педагогическом сопровождении ребенка в деятельности по ознакомлении с окружающим миром; второй блок благоприятствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их фактическому применению; третий блок повышает потребность дошкольника в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
В разработке задачи, подготовке и планировании проекта основная роль принадлежит педагогу и детям. В практической реализации проекта участвуют дети, родители и сотрудники детского сада [4].
Преобладающие методы, используемые в проекте, могут быть разными: игровые, творческие, интеллектуальные и др. Также педагоги моделируют различную тематику проектов.
Темы игровых проектов, например, в сфере патриотического воспитания, могут быть следующими: «Я и моя семья»; «Мир, в котором я живу»; «Государственная символика»; «Права и обязанности». Примерными темами познавательных проектов в патриотическом воспитании могут быть: «Родина моя – бескрайняя Россия»; конкурс «Достояние России»; музей народной культуры; история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.; «Красная Книга» (составление альбома из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).
По срокам проекты в ДОУ могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Проектная деятельность педагога заключается в планировании действий, которые формируются и уточняются в течение всего периода и распределяются на несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) составление содержания всего воспитательного процесса на основе темы проекта;
4) организация развивающей, интеллектуальной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) реализация совместной творческой, исследовательской и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его корректировка;
8) коллективная реализация проекта, его презентация.
Таким образом, проект в педагогической деятельности ДОУ – это продукт взаимодействия и сотворчества педагогов, детей, родителей и иногда персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и детальный план действия составляются коллективно. На стадии разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и иных видов деятельности по тематике проекта воспитатели должны уделять внимание и моделировать организацию образовательной среды в ДОУ с тем учетом, чтобы она являлась фоном исследовательской деятельности, формировала у дошкольника любознательность. Например, реализуя проект по организации музея «Моя Родина» можно поставить яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением герба, флага России, географической карты России в уголке патриотизма.
В игровом уголке можно выставить игры на эмпирическую тему. На стенах группы и в приемной можно развесить плакаты патриотического содержания.
В реализацию эмпирической и творческой деятельности детей должны быть включены родители и близкие люди, так как самостоятельно ребенок с этой работой не справится. Родители с детьми в проектной деятельности могут участвовать в таких формах как беседы с ребенком по социально-нравственным темам, составление фотоальбомов, оформление выставок, прогулки по городу, посещение музеев и достопримечательных мест, поиск информации для решения проектной задачи и другие.
В рамках проекта педагог предлагает и раздает детям задания таким образом, чтобы они были доступны для выполнения и доставляли радость, а при необходимости педагог предоставляет справочный, практический материал или рекомендацию.
Последний этап проекта – презентация, демонстрация результатов. На защиту приглашают гостей, и в этот момент происходит эмоциональный накал, здесь педагогу необходимо выделить социальную важность проекта. Следует объяснить смысл его создания. Защита проекта должна проходить ярко, интересно, также педагогу необходимо представить на обозрение вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Дидактический смысл проектной работы состоит в том, что она связывает обучение с жизнью, развивает навыки исследовательской деятельности, формирует познавательную активность, самостоятельность, творчество, способность планировать, работать в коллективе. Такие качества должны способствовать в дальнейшем успешному обучению детей в школе [4].
Таким образом, проектная деятельность в педагогической работе сегодня занимает важнейшее место в системе дошкольного образования. Эффективность проектной деятельности по формированию патриотизма может быть повышена при соблюдении таких условий как соответствие содержания проекта интересам, желаниям и потребностям детей, учитывание при планировании проекта основных структурных компонентов патриотизма, привлечение родителей к процессу реализации проектов в ДОУ.
Литература
1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики / Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса , Мозаика- Синтез, – 2008, С. 112. 10
2. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ: Библиотека руководителя ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. 15
3. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.– М.: АРКТИ, 2011,–С. 96. 20
4. Курганова Е. Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО - URL:
5. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения. / В.И. Лесняк. - Педагогика и жизнь. - №5. - 2010. - С. 110-114
Скачать Проектная деятельность как средство формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Роль семьи в воспитании гражданственности у детей старшего дошкольного возраста | Осенний букет своими руками пошагово с фото
Автор: Ольга
Опубликовано: 2598 дней назад (12 октября 2017)
Просмотров: 2365
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Екатерина Владимировна Демина # 12 октября 2017 в 19:36 +1
Уважаемая, Ольга Владимировна!
Мне очень понравилась ваша методическая разработка. Этот материал очень пригодится на практике молодому специалисту и опытному педагогу.
Но надо не забывать оформлять свой материал, так как его очень сложно читать.
Удачи вам и успехов!
Ирина Владимировна Жемчужнова # 13 октября 2017 в 23:01 +1
Здравствуйте, Ольга Владимировна!Просмотрев Вашу разработку, хочу сказать, что это такой тяжелый труд: ПРОЕКТ.Мне всегда трудно давались патриотические занятия, а тут проект. Вы умничка. Многие возьмут Вашу разработку за основу. Успехов Вам!И мой голос!
Ольга Ивановна Лукина # 14 октября 2017 в 20:39 +1
ЗДРАВСТВУЙТЕ. ЗАНЯТИЯ ПО ПАТРИОТИЗМУ НЕ РЕДКО ПОЛУЧАЮТСЯ СКУЧНОВАТЫМИ, А ТУТ ЦЕЛЫЙ ПРОЕКТ. ВЫ МОЛОДЕЦ!!!
Фарида Габбассовна Самигуллина # 15 октября 2017 в 08:54 +1
Здравствуйте, очень интересный проект, полный полезной информации. Очень многое взяла на заметку. Спасибо за ваш труд. Отдаю голос.
Егорова Светлана Васильевна # 16 октября 2017 в 16:01 0
Спасибо! Собираю интересные проекты. Буду использовать в работе.
Екатерина Сергеевна Горяйнова # 1 ноября 2017 в 09:57 +1
Ольга Владимировна! Спасибо за Вашу огромную проделанную работу! Очень много интересного материала особенно для молодого специалиста. Спасибо!