Из опыта работы воспитателя детского сада
Главными институтами социализации детей являются семья и образовательное учреждение. Обязательным условием успешного развития личности ребенка является их взаимодействие. Если в процессе образовательной деятельности ребенка происходит систематическая смена педагогов образовательных учреждений, ступеней образования, то его родители, семейное окружение являются постоянными наставниками от рождения до периода его взросления. Поэтому основные качества личности ребенка формируются в его семье. [2, С. 271]
Формирование гражданственности как нравственно-духовного качества личности имеет огромное значение в жизни ребенка, это качество напрямую влияет на формирование положительных свойств характера ребенка (трудолюбие, уступчивость, терпимость, честность), его эмоциональную сферу. Гражданское воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. [3, С.15]
Как показал мой педагогический опыт работы в дошкольном образовательном учреждении, современные родители более уверены в себе, чем их предшественники, они более требовательны к уровню и качеству образования своих детей, их взгляды на образование, воспитание и развитие ребенка разнообразны. Поэтому педагогам в дошкольном образовательном учреждении построить систему взаимодействия с родителями в настоящее время довольно непросто.
До современных молодых родителей донести смысл формирования гражданственности у детей дошкольного возраста очень сложно. Большинство родителей детей старшего дошкольного возраста озабочены готовностью детей к школе, они считают, что ребенок в детском саду должен научиться читать, писать буквы, решать примеры и т.д.
В начале учебного 2015-2016 года мною был проведен опрос методом анонимного анкетирования родителей детей двух подготовительных групп детского сада «У Лукоморья» г. Саяногорска.
Условия анонимного анкетирования были следующими: каждый из родителей должен был после каждого прочтенного утверждения оценить его применительно к себе, и в бланке для ответов проставить напротив номера соответствующего утверждения номер выбранного варианта ответа (см. таблицу 1): 1 – нет; 2- скорее нет, чем да; 3)- скорее да, чем нет; 4 - да. Анкета на дом не давалась, родители должны были заполнить ее в приемной комнате группы.
Анкета для родителей
1. Интересуюсь историческим прошлым своей страны.
2. Испытываю гордость за Россию.
3. Интересуюсь культурными ценностями (литература, искусство, архитектура и т.п.) своей страны.
4. Слежу за культурными событиями в жизни нашей страны.
5. Вызывают чувство гордости политические и экономические успехи РФ.
6. Знаю Конституцию РФ.
7. Считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы.
8. Знаю основные гражданские права и обязанности граждан РФ.
9. Слежу за современными политическими и экономическими событиями в нашей стране.
10. Соблюдаю обязанности гражданина РФ.
11. Проявляю бережное отношение к историческому наследию страны.
12. Осведомлен о современном положении РФ на международной арене.
13. Проявляю бережное отношение к общественному достоянию.
14. Вызывают чувство гордости спортивные достижения России.
15. Вызывают чувство гордости технические и научные достижения РФ.
16. Активно отстаиваю свои гражданские права.
17. Вызывают чувство гордости исторические победы вооруженных сил России.
18. Испытываю чувство гордости, когда звучит гимн России.
19. Участвую в общественной жизни учебного заведения, которое посещает мой ребенок.
20. Готов отстаивать гражданские права окружающих.
21. Стремлюсь поступать достойно, уважая достоинство других.
22. Не мирюсь с бестактным поведением других по отношению к окружающим.
23. Знаю государственную символику РФ.
24. Считаю обязательной воинскую службу по призыву.
25. Готов вести благотворительную деятельность в пользу нуждающихся.
26. Считаю, что защита природных ресурсов России - дело каждого.
27. Готов вести шефскую или волонтерскую деятельность.
28. Использую знания базовых ценностей мировой культуры для личностного и общекультурного развития
29. Готов трудиться на благо своей страны.
30. Считаю, что каждый гражданин РФ должен заботиться о сохранении экологического баланса.
31. Считаю, что многонациональность России обогащает ее культуру.
32. Считаю, что главное в жизни – делать нечто важное, значимое для других и страны в целом.
33. Уважительно отношусь к прошлому историческому опыту своей страны.
34. Считаю, что Россия полиэтническая страна и в ней должны жить представители разных национальностей.
35. Готов уехать за границу на постоянное место жительства.
36. Уважительно отношусь к традициям представителей других национальностей проживающих в России.
37. Считаю своим долгом оказывать посильную помощь пожилым и престарелым людям.
38. Горжусь победой советского народа в Великой Отечественной войне.
39. Как вы думаете, актуально ли гражданское воспитание с детьми дошкольного возраста?
После сбора анкет подсчет баллов производился мною лично путем суммирования баллов всех ответов. Опрос производился в добровольном порядке, анкета предлагалась обоим родителям. Если семья ребенка неполная, то соответственно анкета предлагалась одному родителю. Таким образом, в опросе приняли участие 84 родителя обоих исследуемых групп.
В зависимости от значения полученного индивидуального балла все участники анкетирования были разделены по уровню гражданской компетентности на три категории:
- от 39 до 76 баллов – низкий уровень;
- от 77 до 114 – средний уровень;
- от 115 до 152 – высокий уровень.
Результат исследования уровня гражданской компетентности родителей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «У Лукоморья» города Саяногорска можно представить следующим образом:
33% родителей имеют низкий уровень,
52% родителей имеют средний уровень гражданственности,
и только 15% родителей имеют высокий уровень гражданской компетентности.
Таким образом, исследование уровня гражданской компетентности и заинтересованности родителей в формировании гражданской культуры своих детей показало низкий уровень. Выявление этого факта, прежде всего, свидетельствует о необходимости работы в ДОУ не только с детьми старшего дошкольного возраста по гражданскому воспитанию, но и с их родителями, потому что роль семьи в воспитании ребенка имеет наибольшее значение.
С целью повышения уровня гражданской компетентности детей в ДОУ необходимо было в плане проектной деятельности на учебный год предусматривать деятельность по повышению уровня гражданской культуры их родителей и организовывать ее в процессе образовательной деятельности путем сотрудничества с семьёй каждого ребенка.
Так, в течение учебного 2015-2016 года в подготовительной группе ДОУ г. Саяногорска «У Лукоморья» проводилась педагогическая работа по гражданскому воспитанию. Для повышения гражданской культуры родителей детей они привлекались к участию в мероприятиях, разработанных для детей. Они участвовали в плановых проектах с детьми, в качестве домашнего задания проводили беседы с детьми на темы «Государственная символика», «Выборы: что это такое?», «История моей семьи» и другие. Родители участвовали в организации уголка мини-музея в группе, оформлении плакатов, фотогазет («Герб семьи», «Генеалогическое древо»), оказывали детям помощь в оформлении выставок рисунков и поделок по тематике гражданственности. Родителям на обозрение были представлены консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина».
Прививать гражданственность детям следует путем приобщения их к таким понятиям, как «любовь к Родине», «неприязнь к врагам отечества», «трудовой подвиг», «служение на благо отечества» и т.д. в процессе воспитательной деятельности ребенок должен быть подведен к пониманию того, за что нужно любить свою родину, почему наш народ победил войну, почему родина чтит своих героев, которые отдали жизнь за счастье и благополучие своих потомков, почему их имена увековечены в названиях улиц, площадей, почему в их честь воздвигнуты памятники и т.д. [4, С. 37]
В гражданском воспитании наибольшую роль играет пример взрослых, которые окружают ребенка в бытовой среде, близкие люди. Каждого ребенка необходимо привлекать к общению со старшими членами семьи (с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками), которые должны передавать им со своих слов историю своей семьи, своего города, народа посредством пересказа конкретных фактов из их жизни. Каждая семья имеет свою собственную историю, и истории семей многих детей подготовительной группы нашего ДОУ тесно переплетается с историей нашего города. Ознакомившись с историей своей семьи, каждому ребенку будет легче познать историю своего города, народа. [3, С. 16]
Так, в процессе реализации гражданского воспитания методом проектной деятельности в качестве мероприятия нами был проведен в подготовительной группе ДОУ конкурс рассказчиков истории своего города. Заранее каждому ребенку и их родителям было дано домашнее задание провести беседу с дедушками, бабушками о том, как был основан и как развивался город Саяногорск при их жизни, какова была их роль в становлении молодого города Саяногорска. Дети должны были узнать конкретные факты жизни дедушек и бабушек об истории развития города Саяногорска, а потом поделиться со своими сверстниками их рассказом, фотографиями, предметами семейной гордости и т.д. В ходе проведения данного мероприятия родители проявляли заинтересованность и активное участие, поскольку для них это было новшество.
Результатом проведения данного мероприятия стало повышение у детей уровня социальной культуры. Однако воспитывая любовь у ребенка к своей семье, не означает, что мы прививаем любовь к Родине, потому что известно много случаев, когда люди преданы своей семье, родному дому, но при этом безразличны к судьбе своей страны, своему народу. Поэтому очень важно, чтобы дети в раннем возрасте познали «гражданское лицо» своей семьи, то есть какие подвиги на благо народа совершили их прабабушки, прадедушки, чем они знамениты и т.д.
В результате проектной деятельности по повышению гражданской культуры детей путем взаимодействия с их семьями дети стали осознавать свою роль в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, поскольку знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Библиографический список:
1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.:«Перспектива», 2011. – 317 с.
2. Журахова М. Н. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников [Текст] / М. Н. Журахова, Н. В. Муляр, В. Г. Хаустова // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 271-273.
3. Макарова, Т. Роль социального окружения ДОУ в патриотическом воспитании старших дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2011.- № 12. – С. 14-17.
4. Пантелеева Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2011.- № 2.- с. 36-42.
Рекомендуем посмотреть:
План – проект в старшей группе детского сада «Семья и детский сад – едины, ведь в здоровье – наша си
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка