Особенности формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Первым уровнем системы общего российского образования согласно Закону РФ «Об образовании» является дошкольное образование. На данном уровне общего образования у детей формируются основы гражданского воспитания.
Наиболее важным периодом для этого выступает старший дошкольный возраст.
Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста является важным направлением современных программ дошкольных образовательных учреждений. Так, в Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой четко установлены задачи, связанные с формированием данного качества личности.
Согласно выводам Е.А. Казаевой, психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста выглядят следующим образом: «Дошкольник не остается на поверхности фактов, а стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Он способен к отражению мира в системе. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений.
Под руководством педагогов и родителей дети могут усвоить систему знаний посредством понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу дошкольного учреждения необходимо содержание системы знаний выстроить по иерархическому принципу, а именно выделить базу, центральное звено знаний, которые должны стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми» [3, С. 54].
По мнению А.А. Люблинской: «Основной формой знаний дошкольников являются представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и базовые нравственные понятия и способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам» [7, С. 238].
Появление познавательных интересов является важным средством успешного развития и воспитания детей, формирования позитивного отношения к окружающему миру. Общение ребенка со взрослыми во многом определяет содержание и направление развития его познавательного интереса. Взрослый может подтянуть ребенка на новый уровень познавательной деятельности путем создания «зоны ближайшего развития».
У детей следует формировать систему общих знаний о сущности общественной жизни, которая является основой их сознательного отношения к окружающему миру. Этому способствует возрастание объема представлений и понятий об окружающем мире, увеличивающаяся бесконтрольность психических процессов, умение понимать связи между предметами и явлениями окружающего мира, увеличение возможностей умственного развития, появление познавательных способностей.
Также следует обращать внимание на организацию деятельности детей, так как знания и чувства формируются и закрепляются в деятельности. Деятельностное отношение детей к окружающему миру отражается в игре, труде, творческой изобразительной деятельности, общении, повседневно-бытовой жизни. Знания и чувства самостоятельно формируются и совершенствуются в этой деятельности.
Чувства ребенка преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют его потребности, выступают в качестве мотивов поведения, проявляют отношение к окружающему миру. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с процессами общественной жизни способствует развитию социального начала в чувствах, воспитанию требуемого отношения к фактам окружающей жизни. Характерным признаком чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Решающим значением в процессе воспитания у дошкольников любви к Родине выступают эмоциональные переживания детей, которые принимают более сложный и устойчивый характер, желание проявить заботу о близких людях и ровесниках. В воспитании старших дошкольников важное значение имеет модель эмоционального отношения взрослых к реальности. От объема проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления реальности.
Формирование такого непростого и многообразного чувства, как любовь к Родине, происходит на основе развивающегося и ставшего устойчивым чувства уважения, сочувствия, доброты и ласки к родным и близким людям. С развитием ребенка появляются и чувства, которые распространяются на более широкий круг предметов и явлений.
Сформированность основ патриотизма и гражданственности у старших дошкольников является результатом систематической и целенаправленной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, предусматривающего организацию познавательно-интеллектуальной деятельности детей по овладению необходимым для данного возраста количеством знаний о Родине, воспитание у них эмоционально-положительного отношения к деятельности такого рода, сопереживания в процессе ознакомления с окружающим миром, интереса к событиям, возникающим в стране, активизирование у дошкольников стремления к применению в деятельности полученных знаний, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. Педагогам в ДОУ необходимо знакомить дошкольников с культурой «своей малой родины», то есть той местности, где ребенок родился и живет – это одна из важнейших задач формирования личности дошкольника, и она является составляющей процессов гражданского воспитания. Второй составляющей данного результата является воспитание гражданина цивилизованного общества. В старшем дошкольном возрасте появляются первые предпосылки, свидетельствующие о возможности и необходимости реализации специальной работы по правовому и патриотическому воспитанию дошкольников. К ним можно отнести формирование у детей нравственных чувств на основе роста сознательности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают осваивать ценности того социума, в котором живут, а для общества важно воспитывать активных будущих его членов, готовых участвовать в управлении этим обществом.
Многие педагоги-психологи считают, что нравственные чувства у ребенка не возникнут путем естественного созревания. Их развитие зависит от способов воспитания, от обстоятельств, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка становятся богаче и разнообразнее, они появляются раньше, чем у детей, которые не получили правильного воспитания. Самое значимое в формировании нравственных чувств – это проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства детей проявляются, формируются и развиваются в деятельности, они становятся побудительной силой поведения. Старшим дошкольникам доступны познания, которые выходят за рамки непосредственно воспринимаемого [8, С. 576].
Воспитатель в своей педагогической деятельности с помощью семьи стремится, используя разные виды и формы деятельности (игровую, трудовую, спортивную и т.д.), объединить детей вокруг себя, воспитывая гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества.
Так, свое отношение к окружающему миру ребенок выражает через творческую изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию). Изображая предметы и явления окружающего мира, ребенок выражает не только свои зрительные впечатления, но и свое отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием общественной среды. Рисунки детей обычно отражают их восприятие мира, интересы, их впечатления о различных явлениях и событиях. Эмоциональное впечатление об изображаемом событии дети передают с помощью основных средств выразительности: композиции, цвета, линии. Все красивое, хорошее, доброе четко и конкретно прорисовывается ребенком, выделяется на переднем плане, крупно, яркими красками.
В старшем дошкольном возрасте у детей повышается свобода поведения на основе активного развития волевых процессов. Появляется способность контролировать свое поведение, сдерживать негативные побуждения, подчинять свои поступки существующим требованиям. В этом возрасте под влиянием взрослых ребенок осуществляет практические действия, результат которых имеет значение не только для него самого, но и для других лиц, членов коллектива. Но социальные побуждения деятельности у дошкольников только начинают формироваться. Они обладают слабой побудительной силой и не могут в течение длительного времени сдерживать свое поведение в рамках выбранной направленности [5, С. 93].
В процессе развития у детей старшего дошкольного возраста активного отношения к окружающему миру расширяется сфера их общественно полезной деятельности. Деятельность дошкольников может выходить за пределы дома, группы, она может приобретать характер общественной направленности. Дети могут принимать участие в защите природы, труде по благоустройству участка детского сада, улицы города и т.д. [6, С. 127].
Социальная активность ребенка ярко также отражается в сюжетно-ролевой игре. Ребенок активно воплощает в игре качества своей личности, и если роли детей в игре могут быть одинаковыми, то игровые образы всегда индивидуальны. Игра - это самостоятельная творческая деятельностью детей. Педагогически организованная игра формирует личность ребенка [9, С. 9].
Наличие социально-нравственных элементов в игре помогает познакомить детей с такими насущными проблемами, как духовно-нравственные ценности окружающего их мира. Эмоциональность в творческой игре воплощает различные виды деятельности, формирует нравственные понятия. Сюжетно-ролевые игры имеют высокий развивающий потенциал для детей.
Особенность игровых действий заключается в том, что ребенок добровольно берет на себя ролевые обязанности и, выполняя их, демонстрирует понимание этих правил (норм, требований), свою способность их осуществлять. Данные свойства игры создают благоприятные возможности для нравственно-правового воспитания старших дошкольников [1, С. 387].
Формирование личности ребенка осуществляется, прежде всего, в семье и его близком окружении. В зависимости от характера семейных отношений складывается личность ребенка.
Формирование социального поведения ребенка в семье зависит, от примера социальной активности взрослых, определенной нравственно-эстетической атмосферы взаимоотношений и модель общения родителей с детьми, от « семейного психологического климата. Воспитать гражданина – обозначает сформировать нравственно свободную личность [4, С.16].
Одной из форм установления нравственно-правовых норм в социальной жизни и воспитания гражданственности является информационная и образовательная деятельность, которая создает предпосылки для формирования правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения.
Современные педагоги должны направлять ребенка на позицию свободной равноправной личности, воспитывать у него уважительное отношение к Закону и правам других людей. Воплощение такой идеи возможно только при понимании взрослыми содержания структурных компонентов гражданственности [2].
Научные исследования проблемы становления личности ребенка позволили определить основные структурные компоненты гражданственности, состоящие их когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей детей. Они имеют
следующие элементы:
1. Понимание и осознание или когнитивный компонент;
2. Эмоциональное отношение или оценочно-эмоциональный компонент;
3. Деятельностное отношение или нравственно-волевой компонент.
Согласно теории Казаевой Е.А., основой для развития других компонентов являются образования первого уровня - когнитивный компонент, под которым понимается система освоенных личностью убеждений, социальных знаний, понятий, суждений, представлений, правил, норм, оценок, ценностей.
Эмоциональный компонент формирует оценочно-личностные отношения, ценностный смысл, самоопределение личности относительно общества или его отдельных объектов, процессов, явлений. Приобретенные знания получают личностный смысл, переходя в систему мотивов и установок.
Личностный смысл, определяя ценностные установки, превращается в нравственно-волевое стремление личности, в потребности, как ведущие формы проявления человека – это деятельностный компонент. Он реализуется в такой деятельности как оказание помощи взрослым и пожилым людям, проявление заботы о них, желание выполнить просьбу взрослого, бережное отношение к природе. Приемы познавательной деятельности заключаются в фактическом и оценочном анализе ситуаций и явлений, в способах актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки целей вмешательства в жизненные ситуации), а также в выборе способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения [3, С.67].
Соответственно по мнению Е.А. Казаевой: «Гражданственность личности формируется в результате сочетания таких нравственных качеств, как патриотизм, правовая культура, национальная толерантность и другие. Цель гражданского воспитания старших дошкольников заключается в укреплении и поддержании связи между формирующейся личностью и ее родиной, являющейся совокупностью географических, исторических, этнических, культурных и религиозных представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой ее (личности) гражданского поведения» [3, С. 26].
Опираясь на исследование данного автора, мы в своей работе будем понимать, что формирование основ гражданственности начинается в старшем дошкольном возрасте и представляет единство ее когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов.
Библиографический список
1. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
2. Кадышева Т. Г. Правовое воспитание старших дошкольников в ДОУ, методы работы// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013.
3. Казаева, Е.А. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: Учеб.-метод.пособ. / Е.А. Казаева – Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2001. – 93 с.
4. Макарова, Т. Роль социального окружения ДОУ в патриотическом воспитании старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12. – С. 14-17.
5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: метод.пособ. / М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
6. Организация воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности в системе профессионального образования (принципы и технологии): монография / В.Ш. Масленникова, И.Б. Юсупов, В.А. Боговарова [и др.]. – Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2010. – 192 с.
7. Пантелеева Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам //Дошкольное воспитание. – 2011.- № 2.- с. 36-42.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002 - 720 с.
9. Савенков, А.И. Учебное исследование в практике современного дошкольного образования / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. – 2012. – №2. – С.4-15.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка