Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно - нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям.
Человек способен радоваться зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Наполнив свою душу добром, счастьем, мечтой воспитатель сможет привить эти чувства детям.
Мечта нашего педагогического коллектива – растить отзывчивых, добрых милосердных детей, учить их экологически - грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Духовно – нравственное воспитание в системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Результатом духовно – нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т.е. экологическое воспитание.
Формирование такого осознанно - правильного отношения к природе - длительный процесс. Поэтому начинать закладывать его основы следует как можно раньше.
Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни, поэтому она более понятна и доступна ему.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
(С. Дрожжина)

Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенный растительный и животный мир. Природа нашего края разнообразна и уникальна, и важно не только познакомить с ней детей, но и научить их любоваться, размышлять, проявлять заботу.
Через экскурсии и прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов формируются представление о растениях, животных, насекомых нашей области. А с помощью взрослых формируется и чувство ответственности за сохранение животного и растительного мира. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и птицам, и животным, и людям.
Духовно – нравственное воспитание требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть, не совсем в той форме и не в том качестве каких мы ожидаем.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с природой родного края, мы определили цели:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать её сохранению по мере своих возможностей;
- учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;
- знакомить с лекарственными растениями Самарской области
- знакомить с «Красной книгой» Самарской области
Мы составили план знакомства детей с природной родного края:
- растения нашего участка (деревья, кустарники, цветы на клумбах)
-скверы и парки города;
-флора и фауна наших лесов;
- лекарственные растения;
-урочище « Монастырская гора»;
- реки ( Волга, Сызранка, Крымза, Кубра, Кашпирка);
- « Красная книга» Самарской области;
-Жигулевский заповедник;
-правила поведения в природе.
В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов), практические (труд, опыты), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) игровые (дидактические и ролевые игры)
Я стараюсь использовать все методы и приемы, но заметила, что наиболее эффективным, доступным и интересным являются наблюдения за объектами природы в естественных условиях (экскурсии и прогулки), игры-эксперименты, дидактические игры.
Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года в урочище Монастырская гора, расположенное рядом с нашим детским садом, в городской парк, на набережную (в сопровождении родителей). Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку, и он узнал что-то новое. Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.
Были проведены экскурсии « Разноцветные краски осени », «Хмурая осень», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие в весенний парк». Во всех экскурсиях активное участие принимают родители. Прогулка в парк, в лес всегда эмоционально - положительно окрашена: детей радует многообразие цветов, травы, насекомых. В ходе таких прогулок дети запоминают названия растений, радуются, когда удается узнать насекомое: божью коровку, стрекозу, бабочку.
Прогулки обязательно сопровождаются художественным словом, это стихотворения: «Одуванчик», «Колокольчик», «Василек», загадки о растениях и насекомых. Дети охотно их запоминали и использовали затем в самостоятельной деятельности. Во время прогулок собирали семена цветов, различный природный материал для будущих творений.
Детей привлекает опытно – экспериментальная деятельность «Чем мы дышим», «Огород – на окне», « Веселые капельки», « Может ли воздух быть сильным», в зимний период «Сыпем, лепим». Интересный природоведческий эксперимент мы провели со старшими детьми. Весной в уголке участка нашего детского сада закопали мусор: сухие листья, бумагу, целлофановый пакет и пластиковую бутылку. Пометили это место табличками. А в августе проверили, что осталось от мусора. Оказалось, что листья и трава практически исчезли, бумага слегка видоизменилась, отсырела, но немного её осталось, а вот целлофан и пластик нисколько не видоизменились. Так на практике ребята поняли, как вредно для природы оставлять мусор в лесах и парках.
Дидактические игры природоведческого характера – еще одна возможность вести воспитательную работу экологической направленности. Это и игры-рассуждения «Что было бы? (если бы исчезли все насекомые, птицы и т.д.) и различные виды лото (растения и животные) и игры по типу «Четвертый лишний», «Правильно - неправильно», «Найди животных по следам», «Гнездовья птиц», «Зимние запасы» и многие другие.
Полученные детьми знания находят отражение в творчестве: они составляют описательные рассказы об увиденном. Выполняют поделки из природного материала. После одной из бесед мы сделали плакат « Что можно, что нельзя в природе ».
Родителей воспитанников мы тоже привлекаем к решению поставленных задач. Это создание мини – музеев (« Насекомые нашего края») и приглашение на экологические праздники: «День воды», «День птиц», «Прогулка в лес». И трудовые акции «Краше сделаем наш сад!», «Самая красивая клумба» в ходе которых не только уточняем и закрепляем правила поведения, но и стараемся отметить важность участия каждого в большом деле сохранения природы родного края.
Кроме этого в каждой группе нашего сада создан уголок природы, где размещены растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся о растениях, радуются новому распустившемуся цветку. Дети активно принимали участие в проекте «Лекарственные растения на подоконнике». Таким образом организованная работа позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает духовно – нравственный, целостный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Я стараюсь не останавливаться на достигнутом, а ищу новые формы работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию и развитию духовно – нравственных качеств.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Конспект занятия в подготовительной группе. Весёлая фасоль | Беседа о Великой Отечественной войне в детском саду. Средняя группа
Опубликовано: 2931 день назад (11 апреля 2016)
Просмотров: 2998
+7
Голосов: 7
Ольга Анатольевна Еланина # 11 апреля 2016 в 10:49 +2
Спасибо Вам, Наталья Александровна, за возрождение и воспитание в наших детях любви к природе, ко всему что нас окружает! Я считаю это очень важная миссия научить детей любить, знать и уметь обращаться с природой. Формирование правильного отношения к природе - важный процесс! Особенно сейчас, когда к природе стали относятся неподобающим образом, важно заострить на этом вопросе внимание! А начинать закладывать основы любви и уважения к природе нужно как можно раньше.
Всего Вам наилучшего!
Нина Магомедовна Белозерова # 11 апреля 2016 в 11:45 +2
Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников, как никогда раньше, стоит сегодня перед нами, педагогами. И очень важно, Наталья Александровна, что Вы пытаетесь решить этот вопрос. В наш век ИКТ дети остаются зачастую за барьером понимания природы. Замечательно, что работа проводится в системе. Спасибо!
Наталья Николаевна Демьянченко # 11 апреля 2016 в 16:19 +2
Очень важно в наше время не забывать воспитывать, применяя художественное слово, сопровождаемое беседой, разъяснением, примером, личным примером, демонстрацией. Это я увидела в представленной вами практической деятельности.
Наталья Александровна Цуцерова # 11 апреля 2016 в 18:46 +1
Дорогие коллеги! Большое спасибо вам за добрые слова, оценки.
Ирина Михайловна Дунаева # 17 апреля 2016 в 19:15 +1
Добрый вечер, Наталья Александровна! Заглянула на вашу страничку. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края очень интересное. Творческих Вам успехов. Примите мой голос.
Вера Петровна Тухватуллина # 18 апреля 2016 в 16:36 +1
Здравствуйте! Очень интересная статья, это очень важно научить детей любить природу.
Елена Николаевна Кривенко # 12 июня 2016 в 09:17 0
Доброе время суток! Прочитала ваши статья с интересом. Поддерживаю все выше написанные комментарии, но хочу заметить что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было одной из основных задач общества. И вы очень верно подобрали направление, через воспитание любви к родному краю.