Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [Л`]"

Конспект индивидуального логопедического занятие "Автоматизация звука [Л`]". Лексическая тема «Дикие животные осенью»"
Цель:автоматизировать звук [л`] в слогах, словах, актуализировать и расширять словарь по теме «Дикие животные осенью».
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять акустико-артикуляционную характеристику звука [л`];
- расширять и актуализировать словарь по теме «Дикие животные осенью»;
- развивать грамматический строй речи, закреплять навыки словообразования и словоизменения (составление словосочетаний существительное + существительное винительного падежа, упражнение в употреблении простых предлогов, упражнение в образовании притяжательных прилагательных);
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением;
- развивать связное высказывание;
- развивать переключение и концентрацию внимания;
- тренировать зрительную память;
- развивать межполушарные связи, моторику;
- тренировать речевое дыхание;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: план характеристики звука, карточки для артикуляционной гимнастики, метроном, ящик для песочной терапии с игрушками «Дикие животные», аудиозапись «звуки леса», демонстрационный материал «Берлога», «Дерево», план описания животных, карточки для тренировки запоминания, таблица интеллекта по теме «Дикие животные», вазочка с поваренной солью, две чайные ложки, мёд, пособие для развития межполушарного взаимодействия «Солонец-лизунец», игровой тренажёр «Буквапельки».
Предварительная работа: разучивание последовательности слогов для попевки, упражнения для формирования навыков правильного употребления простых предлогов. Отработка чёткого произнесения слов: лизунец, олень, лиса, жилище, маслёнок, лисичка, клюква, малина. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных. Работа с таблицами интеллекта.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Здравствуй, сегодня к нам приехали гости, поздоровайся с ними. Они очень хотят посмотреть, как мы занимаемся. Проходи, садись за стол.
Послушай загадку и назови отгадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
Ребёнок: Осень!
Логопед: Мы сегодня порадуемся осеннему дню, а с кем мы это сделаем, ты сейчас узнаешь. Опусти руки в песок и найди игрушки. Отряхни руки, кого ты нашел?
Ребёнок: Я нашёл белку, оленя, лису и др.
Логопед: Как назвать все эти игрушки одним словом?
Ребёнок: Дикие животные.
Логопед: Верно, мы сегодня познакомимся поближе с дикими животными, а где же они живут?
Ребёнок: Они живут в лесу.

Логопед: Закрой глаза (аудиозапись «звуки леса»). Мы оказались в осеннем лесу.
Здравствуй осенний лес
Полный сказок и чудес
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь и что за птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои.

Логопед: Первым встречает нас ёж. Какие изменения происходят с ним осенью?
Ребёнок: Осенью ёж ложиться спать.
Логопед: Верно, а ещё он утепляет жильё/жилище. Ёж ищет убежище под пнем или вырывает нору и приносит туда сухих листьев, мха и зарывается в них. Интересно то, что летом сердце ежей делает 180 ударов в минуту и бьется вот так, послушай, а когда животные находятся в спячке, сердцебиение замедляется до 20-60 ударов. У ежа очень подвижный язык. Он им достаёт насекомых, чтобы нарастить на долгую зиму жирок. Чтобы твой язык стал таким же подвижным, выполним упражнения вместе с ним (артикуляционная гимнастика).

Акустико-артикуляционная характеристика звука
Логопед: Давай вспомним, когда мы произносим звук [л`], в каком положении находятся губы?
Ребёнок: Губы улыбаются
Логопед: Где находится язычок?
Ребёнок: За верхними зубами.
Логопед: Звук [л`] согласный или гласный?
Ребёнок: Звук [л`] согласный.
Логопед: Правильно, звук [л`] согласный, потому что воздух встречает преграду - зубы.

Звук [л`] твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
Логопед: Звук [л`] мягкий, звонкий.

Уточнение графического образа буквы
Логопед: Какой буквой обозначается звук [л`]?
Ребёнок: Звук [л`] обозначается буквой Л (Эль).
Логопед: Когда днём льёт дождь, то погода какая?
Ребёнок: Дождливая.

«Буквапельки»

Логопед: Вот и сейчас солнышко заходит (убираем солнце), надвигаются тучи и совсем скоро пойдёт дождь, но не на улице, а на нашем экране.
Поиграем с капельками. На каждой капле ты увидишь букву, лови только капельки с буквой Эль (нажать на них левой кнопкой компьютерной мыши).
Ребёнок ловит буквы и проговаривает их.
Логопед: Роза распустилась полностью, значит ты очень хорошо знаешь букву Л.
Логопед: От капелек ямки наполнились водой и образовались лужи.

«Лужи»
Логопед: Произнесём вместе чистоговорку про лужи.
Ля ля ля – мокрая земля.
Ли ли ли – лужи мы нашли.
Ле ле ле – лужи на земле.
Лю лю лю – лужицы люблю.
Чтобы не промочить ноги, перепрыгивай их и считай (одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж). Сколько всего получилось луж?
Ребёнок: Всего 6 луж.
Логопед: Если же осенним днём светит солнце, то погода какая?
Ребёнок: Солнечная.
Логопед: Правильно. И сейчас дождливая погода меняется на солнечную.

«Лучи»
Логопед: Солнце осенью светит не так ярко, как летом, но сейчас мы увидим последние его лучи.
Давай покажем, как светят и греют лучики солнца. Наши пальцы - это лучики. Будем произносить слоги под музыку, двигаясь от каждого лучика.
Ля, лё, лю, ли, ле (от каждого пальца движемся ритмически по воображаемым линиям в воздухе).
Логопед: Кто радуется последним лучиками? (Показываем медведя в берлоге).

Ребёнок: Медведь.
Логопед: Какие изменения происходят с ним осенью?
Ребёнок: Медведи едят орехи, ягоды, корешки, рыбу, грибы, для того, чтобы накопить жировой слой и ложатся в спячку.
Логопед: В ноябре медведь забирается в берлогу и погружается в сон. Но пока ещё не ноябрь, а октябрь и медведь ищет себе пропитание. У него очень хорошая память. Он помнит все ягодные и грибные места и обходит их время от времени, собирая урожай. Сейчас и ты попробуешь, как медведь, запомнить, где находится самый любимые его грибы: маслёнок и лисичка. Произнесём вместе: «маслёнок», «лисичка».

Несколько секунд у тебя для того, чтобы запомнить, где находится грибы. А теперь отметь положение картинки на схеме. В каком углу был маслёнок, лисичка?
Ребёнок: Маслёнок был в левом нижнем углу, лисичка в правом верхнем. Теперь постарайся запомнить самую любимые ягоды медведя: малину и клюкву. Произнесём названия ягод. Отметь положение картинок на схеме. В каком углу были ягоды?
Ребёнок: Клюква была в правом верхнем углу, малина в левом нижнем.
Логопед: Так же медведь очень любит сладкий мёд. Я принесла сегодня немного мёда. Набери носом воздух, понюхай мёд и на выдохе произнеси: «Ах!». Ещё раз понюхаем аромат мёда: «Ах как пахнет!».
Логопед: Следующий на нашем пути кто?

Ребёнок: Это лиса.
Логопед: Верно. Это хитрая лиса. Какие изменения происходят с ней осенью?
Ребёнок: Она меняет шерсть на зимнюю.
Логопед: Правильно. Интересно то, что лисы умеют отлично запутывать следы во время погони, чтобы ввести врага в заблуждение. Именно поэтому их называют самыми хитрыми. Лиса запутала следы. Попробуй догадаться, где, чьи следы?

Ребёнок: Это лисьи следы. Это волчьи следы. Это оленьи следы. Это беличьи следы. Это медвежьи следы.
Логопед: Ты отлично справился с заданием, молодец. Когда лис хочет понравиться лисе, он танцует танец, поднимаясь на задние лапки. Сейчас мы немного отдохнём и тоже попробуем станцевать с лисом.

Физкультминутка.

Логопед: Подвигались немного, садись на место. Кто на нашем пути?

Ребёнок: Это олень.
Логопед: Верно. Какие изменения происходят с ним?
Ребёнок: Олень сбрасывает рога.
Логопед: А для того, чтобы новые рога у него выросли крепкие, ему очень нужна соль. Соль делает более развитыми мышцы, помогает животным родить здоровых детёнышей. Смотрящие за лесом создают специальные солонцы-лизунцы. Повторим это слово: «Лизунец». Сейчас и мы с тобой сделаем свой солонец-лизунец для оленей и лосей. Тебе нужно будет одновременно двумя руками набрать в ложки соль и наполнить ею солонцы.
Логопед: Посмотри, кто прыгает нам на встречу?

Ребёнок: Это белка.
Логопед: Совершенно верно. Какие изменения происходят с ней?
Ребёнок: Белка меняет шубку на зимнюю, тёплую.
Логопед: Белка умеет ловко и быстро лазать по деревьям, цепляясь за кору острыми коготками. Сейчас мы проследим, как она понесёт шишку в дупло. Итак, белка держит шишку передними лапками, а толкается задними и прыгает прямо к чему?
Ребёнок: К дереву.
Логопед: Теперь она ловко прыгает на что?
Ребёнок: На ветку, на дерево.
Логопед: Залезает к себе куда?
Ребёнок: В дупло.
Логопед: Кладёт шишку и вылезает из чего?
Ребёнок: Из дупла.
Логопед: Снова спрыгивает с чего?
Ребёнок: С дерева.
Логопед: Белка очень быстро перемещается, прыгает с ветки на ветку. При выполнении последнего задания, действуй быстро, как белка.

Логопед: А сейчас вспомни всех животных, которых мы сегодня встретили, и расскажи, кто тебе больше всех понравился.
Логопед: Не всех животных мы сегодня встретили, есть ещё в наших лесах кабаны, лоси, куницы, бобры, рыси. С ними мы познакомимся на следующих занятиях. Уходить из весеннего леса нужно очень тихо, чтобы не испугать диких животных.

Итог
Логопед: Где мы были сегодня?
Ребёнок: В осеннем лесу.
Логопед: Каких диких животных ты запомнил?
Ребёнок: Я запомнил медведя, лису, белку, оленя.

Рекомендуем посмотреть:

Технологическая карта логопедического занятия на тему «Электроприборы», 1 класс Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 классе на тему "Птицы"
Как ёж готовится к зиме для детей кратко
Опубликовано: 745 дней назад (8 ноября 2022)
Просмотров: 1069
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!