Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] - [Ш] в слогах, словах для младших школьников 1 класса
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Парканская СОШ №1 им. А. Стоева»
Описание материала: Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения разработан для учащихся 1 класса. Материал можно использовать для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста для дифференциации звуков [с] и [ш] в прямых слогах, словах.
Цель занятия: Формирование у ребенка навыка различения и правильного произношения звуков [с] и [ш] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш] в слогах, словах.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать внимание, слуховую память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль во время произношения звука.
- Развивать интерес к логопедическим занятиям.
- Формировать усидчивость и целеустремленность.
Оборудование: зеркало, карточки со схемами артикуляции звуков [с] и [ш], карточки с буквами, фишки зеленого и синего цвета, маленький мяч, резиновый мяч среднего размера, предметные картинки со звуками [с] и [ш] в начале слов.
Ожидаемый результат:
- Ребенок уверенно различает и правильно произносит звуки [с] и [ш] в слогах и словах.
- Развиваются навыки фонематического слуха и анализа речи.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы вместе со Свистелкой и Шипелкой будем учиться правильно произносить звуки [с] и [ш], а также играть и выполнять интересные задания!
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Первое задание «Артикуляционная гимнастика». Выполни упражнения:
«Заборчик» — улыбнуться, показать зубы.
«Окошко» —рот открыть, вытянуть губы вперед, округлить их.
«Киска сердится» - улыбнуться, рот открыть, кончик языка за нижними зубами.
«Чашечка» — поднять широкий язык вверх.
«Качели» - улыбнуться, рот открыть, кончик языка поднимать за верхние зубы и опускать за нижние зубы.
Ребенок выполняет артикуляционные упражнения.
Логопед: Свистелка свистит. Произнеси: «С-с-с». (Улыбнуться, держать кончик языка у нижних зубов, направить струю воздуха через узкий проход).
Шипелка шипит. Произнеси: «Ш-ш-ш». (Широкий язык поднять к верхним зубам, выдох через рот.
3. Анализ артикуляции и характеристика звуков по схемам.
Логопед: Что делают губы, зубы и язык при произношении звуков [с] и [ш]?
Ребенок: При произнесении звука [с] губы - в «улыбочке», зубы – «заборчиком», язык - за нижними зубами, ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Ребенок: При произнесении звука [ш] губы округлены и вытянуты вперед, зубы «заборчиком», язычок как «чашечка» за верхними зубами, ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
4. Развитие фонематического слуха. Игра «Узнай звук»
Логопед: Свистелка и Шипелка предлагают поиграть. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [с], и топни ногой, если услышишь звук [ш].
Логопед называет слова: сад, шапка, суп, мышь, сок, шишка, сом, шар, сосна, шкаф.
5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.
Игра «Повтори слоги»
Логопед: А сейчас мы поиграем с мячиком. Я буду катить мяч и называть слоги, а ты повтори слоги.
Логопед произносит слоги и катит мячик по парте:
са-ша-са; со-шо-со; су-шу-су, сы-ши -сы
аш-ас-аш; ош-ос-ош; уш-ус-уш; иш-ис-иш
аса-аша; асо-ашо; асу-ашу; асы-аши
Ребенок повторяет цепочки слогов и катит мяч обратно.
Игра «Собери слоги»
Логопед: Свистелка и Шипелка принесли буквы. Составь из букв слоги и прочитай.
Логопед выкладывает карточки с буквами: С, Ш, А, У, О. Ребенок составляет слоги и называет их.
6. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.
Игра «Построй дорожки»
Логопед: для Свистелки выложи из фишек синюю дорожку, а для Шипелки – зеленую дорожку. Слушай внимательно слова, если в слове есть звук [с] – бери синюю фишку и повтори слово, если звук [ш] – бери зеленую фишку и повтори слово.
Примеры слов:
Со звуком [с]: сад, сажа, сайка, сани, сахар.
Со звуком [ш]: шаг, шар, шапка, шарф, шуба.
Игра «Лишнее слово»
Логопед выкладывайте 4 картинки, где одна не соответствует заданному звуку: сапоги, самолет, шар, санки; шорты, сом, шапка, шарф; собака, сова, самокат, шахматы; сундук, шуба, шиповник, шина.
Логопед: У Свистелки и Шипелки есть картинки. Найди лишнюю картинку и расскажи, почему она лишняя?
Ребенок: Лишний — шар, потому что в слове звук [ш], а в словах: «сапоги», «самолет», «санки» - звук [с].
Ребенок находит лишнюю картинку и объясняет свой выбор.
Игра «Измени слово»
Логопед: Поиграем с мячом. Я буду кидать мяч и называть слова со звуком [с], а ты замени его на звук [ш] и верни мяч. Какое слово получится?
Примеры слов:
сайка – шайка
сов – шов
суд – шут
сутки – шутки
суметь – шуметь
сытый – шитый
стуки – штуки
стык – штык
спит – шипит
споры – шпоры
стиль – штиль
Игра «Назови слова»
Логопед: Свистелка и Шипелка возвращаются по дорожкам. Нажимай пальцем правой руки на синюю фишку и вспомни слово со звуком [с], затем нажми пальцем левой руки на зеленую фишку и назови слово со звуком [ш].
7. Итог занятия
Логопед: Ты сегодня отлично справился с заданиями. Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно? Что тебе понравилось больше всего?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального занятия в 1 классе по РС и ФП на тему: звуки Р, С. Текст «Ёлка»
Итоговое логопедическое занятие в 1 классе. Конспект
Технологическая карта логопедического занятия на тему «Электроприборы», 1 класс
Конспект логопедического занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» в 1 классе с