Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий музыкально-литературной композиции для учащихся детской музыкальной школы

Музыкально-литературная композиция в ДМШ «Генералам двенадцатого года»
Автор: Креймер Оксана Владимировна, преподаватель музыкально - теоретических дисциплин ОГПОБУ «Биробиджанский колледж культуры и искусств»
Описание материала: Предлагаю вам общешкольное мероприятие для родителей и учащихся ДМШ в рамках тематических мероприятий, расширяющие наши знания о войне 1812 года. Музыкально - литературная композиция может быть интересна широкому кругу слушательской аудитории.
Цель: Воспитание любви к Отечеству через изучение памятных страниц истории.
Задачи:
Образовательные: Осветить изученные исторические события средствами литературы, живописи, музыки, театра.
Развивающие: Способствовать развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине на примерах героев сражений Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы.
Демонстрационный материал и оформление:
Репродукции картин И. М. ПРЯНИШНИКОВА «1812 год»,
В. В. МАЗУРОВСКОГО «Кто кого» (Эпизод из войны 1812 года),
А.П. ШЕПЕЛЮКА «Михаил Кутузов во время Бородинского сражения», П.В. МИНЕЕВОЙ (Студия военных художников им. М.Б.Грекова) «Маргарита Тучкова»,
И. К. ОЛЕНДОРФА «Пожар Москвы в 1812 году»,
В. В.ВЕРЕЩАГИНА «Зарево. Замоскворечье».
- портреты М.И.Кутузова, Д.Давыдова;
- сборники стихов Д.Давыдова, роман Л.Н. Толстого «Война и мир»;
- цветочные композиции.
Использованы стихи В.Жуковского, Д.Давыдова, Э.Асадова, Б.Слуцкого, Ю.Левитанского, музыкальные номера в исполнении преподавателей и учащихся ДМШ. Для участия в прологе приглашены участницы барабанной группы городского Дворца культуры.
Для создания единой цельной композиции названия номеров, фамилии авторов и исполнителей проецируются на экране, без объявления.

Ход мероприятия:
ПРОЛОГ
(Без объявления) Выход участниц костюмированной барабанной группы с парадным маршем.
№1. В.Жуковский «Бородинская годовщина»(2 последние строфы) (чтец)
№2. «Слава народу» С.Рахманинов - Н.Некрасов (школьный хор)
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья!
Темой нашей сегодняшней встречи станут страницы истории Отечественной войны 1812 года и, конечно, знаменитое Бородинское сражение, в результате которого наполеоновская армия не имела победы, а русские войска ушли с поля битвы непобежденными. После Бородинской битвы на Военном Совете в Филях, Кутузов принял решение не рисковать армией и оставить Москву без боя, вопреки мнению большинства генералов: - С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать… Русский поход 1812 года должен был завершить завоевания Наполеона в Европе:- Через пять лет я буду господином мира, говорил Наполеон,- останется одна Россия, но я раздавлю ее.
Вступая в Москву, Наполеон ждал от нее покорности, символических ключей от города, как это было в других европейских государствах. Но он вошел в пустую Москву, жители покинули город. С первых дней пребывания французских войск в Москве начались пожары, охватившие почти весь город.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою. (А.С.Пушкин. Евгений Онегин)

Между тем, М.И.Кутузов усиленно готовил контрнаступление и скоро погнал-погнал непобедимую наполеоновскую армию до «самого Парижу». Зима 1812 года выдалась в России особенно морозной, со снегопадом и лютыми ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая армия видела теперь свое единственное спасение в бегстве. Как тут не вспомнить пророческие слова другого великого полководца Александра Невского:- Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!
В истории нашей Родины было много войн: больших, малых, освободительных, но лишь две из них названы Отечественными. Никогда не было в России ни до войны, ни после такого воссоединения всего народа: и неважно, какого ты сословия, богат ты или беден, все вместе, рядом друг с другом.. .Силами высокой поэзии и музыки мы окунемся в мир героев, обладавших не только несомненными достоинствами, но и естественными романтическими слабостями. Уж сколько сложено стихов, спето песен, написано романсов, снято кинофильмов, все они прочно вошли в нашу современную жизнь.
Полководцы Кутузов, Багратион, Барклай ДК Толли, генералы Раевский, Тучков, Ермолов, Милорадович, Кутайсов, атаман Платов, гусар Денис Давыдов, эти имена покрыли неувядаемой славой русскую армию. Спустя 2 века они по-прежнему остаются в нашей памяти генералами двенадцатого года…
№3. «Генералам двенадцатого года» А.Петров - М.Цветаева (вокал-гитара)

О бедном гусаре замолвите слово:
Ваш муж не пускает меня на постой.
Но женское сердце нежнее мужского,
И сжалиться может оно надо мной.

Я в доме у вас не нарушу покоя,
Скромнее меня не найти из полка.
И если свободен ваш дом от постоя,
То нет ли хоть в сердце у вас уголка? (неизвестный автор)
№4 «О, жизнь без завтрашнего дня» А.Рыбников-А. Ахматова (вокал-фортепиано)
№4.О.-Л.Тишина «Гусар» (чтец)

Мы с детства представляем себе гусаров, как воплощение мужественности и красоты. Их боевая работа - разведка, нападение, дальние рейды по тылам противника - была причиной многочисленных подвигов и яркой жизни, полной приключений. Кто становился гусаром? Богатые, знатные, высокообразованные молодые люди дворянского происхождения. Благодаря полученному великолепному образованию, они увлекались музыкой, литературой, и во всех армиях слыли самыми великими забияками, выпивохами и неотразимыми покорителями женских сердец.
№5. «Приходи на меня посмотреть» В.Биберган-А. Ахматова (вокал-фортепиано)

Гусар Денис Давыдов…Интересная личность, руководитель партизанского движения. За 5 дней до великого сражения именно он предложил Багратиону идею партизанского отряда, ее он позаимствовал у испанских партизан. Его расчет был прост: Наполеон, надеясь победить Россию за 20 дней, на такое время и взял с собой провианта. А если отбирать обозы, ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы.
№6. Д.Давыдов. Басня «Голова и ноги» (чтец)

Фильм «Гусарская баллада» познакомил нас с историей корнета Шурочки Азаровой. Прообраз Шурочки - кавалерист-девица Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова, которая под именем Александра Александрова была ординарцем у самого Кутузова! Никто из товарищей не подозревал, что уланский офицер Александров с георгиевским крестом на груди - девушка. Смущало отсутствие усов, которые должны были носить в армии, но все списывалось на молодость юнца. Первая в русской армии женщина - офицер, переодевшись в казацкое облачение, она поступила в уланский полк, потом участвовала во многих битвах, всюду проявляла храбрость. При Бородине она была контужена и ранена ядром в ногу. Вернемся к фильму. По сюжету девушка - корнет Шура Азарова поет своей кукле Светлане колыбельную, прощаясь с ней и с родным домом, и окончательно прощаясь с детством.
№8. «Колыбельная Светлане» Т.Хренников. (трио скрипка-флейта-фортепиано)
№9. «Грянул внезапно гром над Москвой» рус. нар. песня (фолькл. ансамбль)

-Что значит солдат и каково его назначение?- был вопрос в Уставе русской армии. И тут же следовал ответ: «солдатом называется и первый генерал, и последний рядовой великой русской армии, которой вверена защита Святой Веры, Царского трона и родного края от внешних и внутренних врагов и поддержка в государстве порядка, определенного законами…» Всякое дело российский воин начинал с молитвы, которая исполнялась всем строем, соборно. Именно этим и отличалась русская армия от остальных. Исполнение молитвы - ритуал, выработанный в армии и на флоте годами. Петь должны были все, независимо от звания, возраста и положения. Особой торжественностью этот ритуал отличался при проведении воинского церемониала «вечерняя зОря». Ежедневно перед палатками военного лагеря выстраивался весь полк. В строю стояли как солдаты, так и офицеры. Все обнажали головы и пели. При последнем слове молитвы коротко били барабаны, и следовала команда: «Накройсь». Солдаты укладывались спать.
№10. Молитва русского воина перед сражением (чтец-юноша)
«Спаситель мой! Ты положи за нас душу Свою, чтобы спасти нас. Ты заповедал и нам полагать души свои за друзей наших, за близких нам. Радостно иду я исполнить святую волю Твою и положить жизнь свою за Царя и Отечество. Вооружи меня крепостью и мужеством на одоление врагов наших и даруй мне умереть с твердою верою и надеждою вечной и блаженной жизни в царстве Твоем. Мати Божия! Сохрани меня под покровом твоим. Аминь»

№11 Э.Асадов «Зарницы войны» (чтец)

№12 Лирическая рус. нар. песня (фолькл. ансамбль)
№13 Б.Слуцкий «Уже не любят слушать про войну» (чтец)

7 сентября 1812 года после 15 часов боя место битвы представляло собой страшное зрелище. На полях и лугах лежали десятки тысяч мертвых в разных положениях и в разных мундирах. Трава и земля были пропитаны кровью. Мертвых было так много, что их невозможно было всех похоронить. И вот через несколько дней на поле появилась фигура молодой женщины. Она была вся в черном, медленно шла по полю, переступая через трупы, как будто кого-то разыскивая… Два дня подряд Маргарита Нарышкина- Тучкова вместе с монахом соседнего монастыря искала останки мужа Александра Тучкова, но ничего не нала: только напичканное свинцом и чугуном жуткое месиво из земли, человеческих тел и оружия. С трудом она выдержала это испытание, а потом вдруг решила: раз похоронить мужа по-христиански невозможно, то на том месте, где растворилось в земле его тело, нужно построить церковь. Так возник Спасо-Бородинский храм и монастырь, а сама она стала в нем игуменьей Марией. Она пережила мужа на 40 лет и оставила о себе не только потрясающую историю любви и самоотверженности, не только храм и монастырь. Она открыла сестрам секрет особого нарышкинского хлеба, которым было принято поминать усопших. Сейчас этот хлеб называют бородинским.
№14. Вальс из к/ф «Петербургские тайны» А.Петров- О.Петрова (фортепианный дуэт)

В память о наполеоновском нашествии в Москве был воздвигнут храм Христа-спасителя «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Строительство продолжалось почти 44 года: храм был освящен в мае 1883 года. Идея строительства храма - памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени. 5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен (взорван)
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в идеи «строителей коммунизма». В 1944 году возникло общественное движение за воссоздание храма. Лишь в 1999 году новый храм Христа Спасителя распахнул свои двери.
В 1883 году в стенах храма прозвучало величайшее творение русского композитора П.И.Чайковского «Увертюра 1812 год». У нас есть потрясающая возможность услышать отголоски этого произведения
№ 15. «Воспоминание о России» И.Брамс - А.Львов, создатель национального русского гимна 1883 г. (фортепианный дуэт)

Выход всех участников вечера
№16. Ю. Левитанский «Посвящение Давиду Самойлову» (чтец)

Им удается через века вызывать у нас преклонение и восхищение
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить (Ф.Тютчев)

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальное мероприятие для 1 класса. Сценарий "В гостях у сказки" Сценарий праздника в музыкальной школе: Посвящение в юные музыканты Конкурсная программа по теории музыки «Юный музыкант» Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре
Участник №46 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Сценарий внеклассного мероприятия в детской музыкальной школе
Опубликовано: 2827 дней назад (24 февраля 2017)
Просмотров: 1688
+5
Голосов: 5
Ирина Николаевна Ступченко # 24 февраля 2017 в 15:16 0
Оксана, Владимировна! Мне было очень интересно ознакомится с Вашей работой. Вами полностью решены и достигнуты все поставленные задачи. Урок отличный, как и сама публикация. Примите голос!
Оксана Владимировна Креймер # 24 февраля 2017 в 15:30 0
Спасибо, Ирина Николаевна, за вашу оценку!
Татьяна Николаевна Калмыкова # 24 февраля 2017 в 17:54 0
Добрый вечер, Оксана Владимировна. Очень понравилась Ваша работа! Довольно интересная идея и материалы, использованные в самой работе, а именно исторические справки. Отличная публикация)
Оксана Владимировна Креймер # 25 февраля 2017 в 03:45 0
Большое спасибо!Самое главное- это было еще и очень зрелищно!
Лариса Владимировна Валитова # 25 февраля 2017 в 17:39 0
Здравствуйте Оксана Владимировна. Очень красивое и культурное мероприятие, вдохновленно и музыкой и романтическими настроениями позапрошлого века. я вообще с трепетом отношусь к такого рода мероприятиям. которые требуют очень большой подготовки большого числа людей. К сожалению, таких вечеров у нас проводится все реже и реже. Спасибо. Голос.
Оксана Владимировна Креймер # 26 февраля 2017 в 03:13 0
Спасибо, Лариса Владимировна! ДЛя меня это тоже важно- чтобы дети не росли невеждами
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 4 марта 2017 в 19:41 0
Оксана Владимировна, благодарю за приглашение. Интересная музыкально-литературная публикация. Голос № 3.
Константин Юрьевич Плотников # 6 апреля 2017 в 17:41 +1
Спасибо за тему, интересно подобранный репертуар (я, правда, не вижу такой темы без фрагмента из Увертюры "1812" Чайковского - как раз бы в финале, после тютчевских слов; если кого-то смущает царский гимн - так ведь эта музыка была символом силы и побед России, не меньше александровского гимна).
Новых задумок и свершений!!
Оксана Владимировна Креймер # 10 апреля 2017 в 15:42 0
Уважаемый Константин Юрьевич, спасибо за добрые слова! В музыкальных иллюстрациях под №15 как раз и звучит фортепианное переложение этого царского гимна А.Львова, так что вы подметили "в точку", мы думаем одинаково