Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий внеклассного мероприятия в детской музыкальной школе

Сценарий лекции-концерта "Моей душе покоя нет...! (внеклассное мероприятие для родителей и учащихся ДМШ)
(знакомство с романтизмом)
Автор: Креймер Оксана Владимировна, преподаватель музыкально- теоретических дисциплин ОГПОБУ «Биробиджанский колледж культуры и искусств»
Описание материала: Предлагаю вам внеклассное мероприятие для родителей и учащихся ДМШ по теме «Моей душе покоя нет…», раскрывающее особенности эпохи и стиля композиторов- романтиков. Данный материал будет полезен не только музыкантам, ведь в душе каждый из нас- романтик.
Цель: Знакомство со стилевыми особенностями композиторов-романтиков.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление об эпохе романтизма в музыке, стиле исполняемой музыки, особенностях музыкального языка
Развивающие: Показать многообразие тем и образов сочинений романтиков.
Воспитательные: Повысить роль родителей в процессе обучения детей музыке, активизировать творческую любознательность учащихся

Демонстрационный материал:
Использованы для оформления:
- портреты композиторов Ф.Шуберта, И.Брамса, С.Рахманинова, А.Скрябина, П.Чайковского;
- сборники стихов Ф.Тютчева, Д.Байрона, Р.Бернса, сказки братьев Гримм ;
- репродукции картин Э.Делакруа - «Свобода на баррикадах»,портрет Шопена, картин К.Брюллова - «Всадница», «Итальянский полдень».

Методические приемы: беседа-диалог, знакомство с демонстрационным материалом, слушание музыки в исполнении учащихся и преподавателей ДМШ

Ход встречи:
Муз. №. Ф.Лист «Грезы любви»

События 1789 года прозвучали финалом века Просвещения. На глазах менялся мир, но не всегда можно было сразу разобраться в сути перемен. Особенно много споров вызывала сама Французская революция, с которой просветители связывали торжество идей Свободы, Равенства и Братства. Великая революция не осчастливила человечество. Наступала новая пора- пора романтизма, которая охватывает условно 1800—1910 годы. Романтики не стремились к переустройству общества. У них возникает мир выдуманной прекрасной мечты, в котором они видели царство добра и искренности. Они уходили из действительности в старинные легенды, народные сказки. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Австрийский композитор и музыкант Франц Шуберт жил в Вене в одно время с великим Бетховеном. Застенчивый юноша преклонялся перед силой таланта Бетховена, наблюдал за ним издалека, так и не рискуя познакомиться поближе. Не мудрено- разница между ними- 27 лет. Если музыка венского классика пронизана героическими темами и образами революции, то Шуберт тяготел к образам природы, ему интересны были сценки-картинки, а самой любимой была тема странствий в поисках счастья. Именно ему принадлежит право открыть страницу романтизма в музыке

Муз.№ Ф.Шуберт «Форель» (вокально- инструментальный дуэт)

Появились новые формы инструментальной музыки, которые теперь называют миниатюрами, передающие всего один миг из вечно меняющейся жизни. Несмотря на свой масштаб, пьесы бурлят экспрессией. Ею может быть «песня без слов» (как у Мендельсона), мазурка, вальс, ноктюрн, экспромт и музыкальный момент.

Муз.№ Ф.Шуберт «Музыкальный момент» фа минор (домра- фортепиано)

Очень четко стала ощущаться связь с народно-бытовой музыкой- австрийскими, немецкими песнями и танцами. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось. Гармония обогатилась невиданными красками, эффект «света и тени» – излюбленный прием романтиков.

Муз.№ И.Брамс «Венгерский танец» №5 (скрипка- фортепиано)

Говоря о романтизме того времени, обязательно хочется рассказать о Фридерике Шопене. Юность композитора проходила все в той же Вене, а затем в Париже. Сюда пришла весть о вспыхнувшем в Польше восстании за независимость. Шопен мечтает вернуться домой, увидеть Польшу свободной. Ему приходит весть, страшная весть о разгроме восстания, аресте руководителей и участников, среди которых были и его родные. отчаяние, боль, страдания он излил в музыке знаменитого «Революционного» этюда до минор, ставшем настоящей исповедью композитора

Муз.№ Ф.Шопен «Революционный» этюд до минор (фортепиано)

Вам наверняка хочется узнать, как развивалось это направление в России? В России оно пошло по другому пути, хотя предпосылки были все те же самые: бесправное положение простых людей, их безграничная вера в справедливость. Так в чем же отличие?- В Германии, Италии, Австрии, Польше революции уже были позади, а России только предстоит это все пережить. Но что же наших русских композиторов волновало, тревожило, как когда-то Шуберта, Шопена, Мендельсона? Этот ответ прост- ЛЮБОВЬ! Любовь к природе, к Родине, к женщине, к русской культуре,- все это выражалось в музыке доступной и простой.
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг,
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь...
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть. (Н.Огарев)
Однажды во время одного из выступлений Сергею Рахманинову подарили большой куст сирени. С тех пор, как гласит легенда, этот благоуханный цветок сопровождал его всю жизнь: в каком бы уголке земного шара музыкант ни выступал, кто -то неизменно дарил ему сирень. Композитор прозвал таинственную поклонницу Белой сиренью и спустя какое-то время узнал имя таинственной незнакомки. Это была учительница Фекла Яковлевна Руссо.
Музыка композитора и его исполнение произвели на нее огромное впечатление и совершенно изменили ее душевное состояние. В благодарность Фекла Яковлевна послала ему сирень...Прошли многие-многие годы. Давно уже нет участников той истории, но всегда на рахманиновских концертах в первом ряду непременно лежит букет белой сирени

Муз.№ С.Рахманинов- Е.Бекетова «Сирень» (вокально- инструментальный дуэт)

Наша знакомство с романтиками было бы неполным без встречи с музыкой самого загадочного русского композитора – Александра Скрябина. Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики, а настоящим мастером музыкальной мистики- именно он,Скрябин.

Муз.№ А.Скрябин «Поэма» ре мажор (фортепиано)

Перед тем, как прозвучит финальный номер, хочется еще раз вернуться в далекое прошлое, в Австрию, в Вену, к Шуберту, который первым нашел новые краски. Представьте, как было бы скучно, если бы никто не объяснялся красиво в любви, не мечтал, глядя на звездное небо, не фантазировал, не путешествовал. Ведь до сих пор существует звучащая живопись, звучащая поэзия.
Моей душе покоя нет.
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет –
И все из-за кого-то.

Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то!
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.

О вы, хранящие любовь
Неведомые силы,
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый.

Но нет со мной кого-то.
Мне грустно отчего-то.
Клянусь, я все бы отдала
На свете для кого-то (Р.Бернс в переводе С.Маршака)
Музыка- искусство свободное, овеянное вольным воздухом, родственное силам природы- ветру, небу, морю (К.Дебюсси).

Муз.№ П.Чайковский «Святки» (фортепианный дуэт)

Романтическое искусство- самое долговечное, родившееся в начале 19 века в период величайших открытий, гениальных догадок, нового взгляда на мир, общество, природу, человека. Творцы этого искусства оставили нам не только открытия, но и тайны, разгадывать которые предстоит вам, наши молодые музыканты.

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальное мероприятие для 1 класса. Сценарий "В гостях у сказки" Сценарий праздника в музыкальной школе: Посвящение в юные музыканты Конкурсная программа по теории музыки «Юный музыкант» Экспресс-викторина для проведения технического зачета в школе искусств
Участник №45 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Классный час в детской музыкальной школе. Методическая разработка | Сценарий музыкально-литературной композиции для учащихся детской музыкальной школы
Опубликовано: 2828 дней назад (23 февраля 2017)
Просмотров: 4025
+1
Голосов: 1
Лариса Владимировна Валитова # 25 февраля 2017 в 17:40 0
Оксана Владимировна! Все свое отношение я выразила в предыдущем комментарии. Чудесно. Голос.
Оксана Владимировна Креймер # 10 апреля 2017 в 15:44 0
Спасибо, Лариса Владимировна! рада, что все не зря...