Педагогический проект «Мы вместе»
Автор: Рожнева Наталья Сергеевна, учитель - логопед
Вид проекта.
По целевой установке – практико – ориентированный.
По сроку реализации - краткосрочный.
По количеству участников - групповой.
Образовательная область - речевое развитие.
Актуальность.
Работа по развитию фонематических процессов дошкольников является крайне актуальной, так как своевременное выявление и коррекция речевых нарушений является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению. Нарушение фонематических процессов отрицательно влияет на становление звукопроизношения детей, так как ребенок не дифференцирует на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Также страдает умение произносить слова сложной слоговой структуры, нарушается лексико-грамматическая сторона речи. Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка оказываются «неуловимыми». Это приводит к нарушению связной речи, ребенок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.
Дети с недоразвитием фонематических процессов, плохо справляются со звуковым анализом слов, имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме. Поэтому недостатки фонематических процессов важно устранить в дошкольном возрасте, чтобы они не перешли в дисграфию и дислексию. Эффективность работы по устранению недостатков речи во многом зависит от включения родителей в коррекционный процесс, так как существует необходимость закрепления полученных на занятиях навыков в домашних условиях. Поэтому учитель – логопед должен найти такие формы работы, чтобы вовлечь родителей в процесс коррекции.
Родители не всегда могут создать дома условия необходимые для развития речи ребенка. Причины этого различны: некоторые родители не придают значения речевым нарушениям детей, некоторые не понимают значимости коррекционной работы или не умеют ее проводить. Задачей педагога является обоснование для родителей актуальности коррекционной работы, обучение приемам работы. Взаимодействие педагога и родителей по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов является одним из важных условий эффективности воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Анализ педагогической ситуации позволил выявить следующие проблемы:
1) низкая степень участия родителей в коррекционном процессе;
2) недостаток игр, дидактических пособий по развитию фонематических процессов в РППС группы. Исходя из этих проблем, был разработан проект «Мы вместе».
Цель проекта: объединение усилий педагогов, родителей и детей по созданию дидактических пособий направленных на развитие фонематических процессов детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Обеспечить активного включения родителей, педагогов и детей 6 лет в коррекционный процесс на основе совместного создания дидактических пособий по развитию фонематических процессов.
2. Создать ситуации успеха для всех участников проекта.
3. Пополнять РППС группы играми, дидактическими пособиями по развитию фонематических процессов детей 6 лет.
Содержание работы.
Данный проект реализуется в 3 этапа: Подготовительный.
Анализ педагогической ситуации, анкетирование родителей, формулировка целей и задач проекта, изучение литературы по теме, планирование предстоящей работы.
Основной.
Реализация проекта осуществляется через различные формы взаимодействия: мастер – класс по созданию дидактических игры, в том числе с использованием ИКТ, обучение родителей приемам коррекционно- развивающей работы, проведение консультаций, создание совместного продукта, создание ситуации успеха, семинар – практикум для родителей по применению игр на развитие фонематических процессов.
Аналитический.
Мониторинг реализации проекта, итоговое анкетирование родителей, анализ эффективности проведенной работы.
Рабочий план проекта.
Подготовительный этап.
1. Изучение литературы по данной теме (в течение 1 недели), ответственный учитель – логопед.
2. Анкетирование и обработка анкет родителей (в течение 1 недели),
3. Формулировка целей и задач проекта, планирование работы (в течение 1 недели), ответственный учитель – логопед.
Основной этап.
1. Проведение мастер – класса для родителей по созданию дидактических игр по развитию фонематических процессов. Участники: учитель – логопед, родители.
2. Самостоятельное изготовление дидактических игр родителями с детьми (в течение 2 недель), участники: учитель – логопед, родители.
3. Проведение семинара – практикума. Участники: учитель – логопед, родители, дети.
Аналитический этап.
1. Итоговое анкетирование и анализ родителей (в течение 1 недели), ответственный учитель – логопед.
2. Анализ проведенной работы, вручение благодарностей родителям (в течение 1 недели), ответственный учитель – логопед.
Целевая аудитория: родителей детей 6 лет, дети.
Состав участников.
Участники: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи, родители.
Руководитель проекта: учитель – логопед.
Обязанности руководителя проекта:
- постановка целей, задач проекта;
- осуществление общего руководства;
- организация работы с детьми и родителями;
-контроль за выполнением плана реализации проекта;
-анализ результатов проведенной работы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы: методическая литература, Интернет-ресурс.
Временные ресурсы: проект рассчитан на 1 месяц.
Материально – технические ресурсы: материалы, необходимые для создания дидактических пособий.
Результаты реализации проекта:
Краткосрочные:
1. Родители включились в коррекционный процесс на основе совместного создания дидактических пособий по развитию фонематических процессов.
2. Для всех участников проекта была создана ситуация успеха.
3. Пополнилась РППС группы играми, дидактическими пособиями по развитию фонематических процессов детей.
Долгосрочные результаты реализации проекта:
1.Повысится уровень фонематических представлений детей;
2. Повысится уровень педагогической компетентности родителей, появится интерес к участию в образовательном процессе.
Перспективы дальнейшего развития.
Данный проект может стать частью долгосрочного проекта по взаимодействию учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе «Отчего идет дождь»
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Похожие статьи:
Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников
Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края
Практико-значимый проект в ДОУ
Проект в ДОУ по теме «Природа Красноярского края»
Проект в детском саду по теме: Что я знаю о себе