Конспект урока ИЗО. Каждый народ-художник. Роспись национальной казахской игрушки, 4 класс.
Автор: Учитель Изо и черчения. Афанасьева Олеся Викторовна
Цель:
Знакомство с казахской народной игрушкой- сувениром .Создание эскиза куклы в цвете.
Задачи:
1. Дать представление о культуре Казахстана.Познакомить с характерными особенностями формы и росписи игрушек.
2. Развивать творческие и графические навыки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре. Дать возможность почувствовать себя народным мастером.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение.
Возрастная аудитория :
Мастер-класс будет интересен всем, кто любит заниматься ДПИ , делать подарки и сувениры. Учителям изобразительного искусства, дополнительно образования, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.
Необходимые материалы:
1 баночка непроливайка
2 кисти беличьи круглые № 1-5
3 кисть плоская синтетика № 4
4 палитра
5 лист альбомный
6 простой карандаш
7 краски гуашь
Ход урока:
«Грядущее прекрасно, но ведь оно растет из
настоящего, как настоящее из прошлого. Разумеется,
времена меняются, и ничто не придет в новую эпоху
таким, как оно есть в наши дни, неизменным.
Но все же,что нашего дня достойно сохраниться
и расцвести в веках, принося свои плоды новому,
счастливому человечеству?»
Абай
Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и религия.
Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в нарядной юрте - национальном жилище казахов.
Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха - никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода.
Народные обычаи
Суйынши – сообщение радостной вести. Когда произносят «Суйынши», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок.
Сэлемде – знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.
Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.
Существуют легенды и каждая из них в какой-то степени отражает жизнь, быт людей прошлого времени.Давайте послушаем одну из них.
«Когда-то давным-давно кочевал здесь средний жуз, на казахские аулы часто делали набеги калмыки, монголы, джунгары. Они убивали мужчин и детей, уводили в рабство женщин и девушек, угоняли скот. Однажды хан среднего жуза со своей дружиной вел бой с калмыками. Калмыков разбил, взял большие трофеи. У подножия этой горы трофеи поделили. Среди пленных была красавица калмычка, многие хотели взять ее в жены, но она ни за кого не хотела выходить замуж. Хан приказал :- Выбирай себе жениха и выходи замуж! Девушка забралась на вершину этой горы и сказала :- Стреляйте джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того и пойду замуж. Долго стреляли джигиты, но ни одна стрела не достигла цели. Хан обозлился и приказал пленнице спускаться с горы. Она знала, что свободы не получит, а замуж выходить не хотела и бросилась с вершины горы в Голубой залив озера Боровое. На месте ее гибели появилась скала Жумбактас, скала-загадка. И действительно, как среди озера могла возникнуть такая чудесная скала-загадка, которую в народе еще называют «сфинкс». Если ехать с Ясной поляны в Боровое, то сначала мы увидим профиль старушки, затем постепенно она будет молодеть и появиться профиль молодой девушки, а с противоположной стороны можно узнать героя мультипликации крокодила Гену.»
Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство, оно возникло ещё в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Это искусство организует общение людей, строит их отношения. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.
Давайте посмотрим,яркие росписные игрушки сувениры созданные мастерами Казахстана.Мы сегодня на уроке будем делать эскиз такой игрушки. Давайте рассмотрим наши материалы для выполнения работы .Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров.росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти: круглая № 1 или № 2 с ворсом средней длины для контурной работы и мелких деталей;круглая № 5 для нанесения краски; плоская № 4,5 для оформления деталей.Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.Основной материал для росписи — краски. При росписи применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для нашей росписи лучше всего подходят гуашевые краски.
1 этап
Для симметрии проведите пожалуйста вертикальную линию и нарисуем форму нашей игрушки.
2 этап
Прорисовка лица куклы .Важная часть это глаза, по центру проводим вертикальную линию. незабываем про характерный разрез глаз, внутренние уголки намечаем ниже внешних ..После глаз наменчаем волосы и украшение.
3 этап
Носик решаем двумя точками,наносим рисунок губ и переходим к платью.Украшаем орнаментом одежду.
4 этап
Переходим к цветовому решению лица, росписываем сначала глаза, нос, губы, затем волосы. Придаем глазам блеск и обьем бликами.
5 этап
Переходим к платью и бешмету.
6 этап
Росписываем украшение и наносим растяжку для обьема в одежде.
7 этап
Завершаюший этап это украшение орнаментом одежды и украшения.
Наш эскиз национальной казахской куклы – сувенира готов!
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра по ИЗО для детей от 9 лет
Конспект занятия по ИЗО по теме: Зима для учащихся начального звена
Внеклассное занятие по ИЗО к 8 марта в 4 классе. Конспект
Конспект урока ИЗО в 4 классе. Родная история и искусство
Похожие статьи:
Конспект урока ИЗО в 4 классе по теме «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их»