Конспект урока русского языка, 4 класс. Удвоенные согласные
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Удвоенные согласные»
Автор: Румянцева Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г. Арзамаса Нижегородской области Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка по теме «Удвоенные согласные». Урок для 4 класса, обучающегося по комплекту УМК «Перспектива» серии «Академический школьный учебник». Цель: Обобщить знания учащихся об орфограмме «Удвоенные согласные» Задачи урока: Образовательные: повторение орфограммы «Удвоенные согласные», отработка умения составлять словосочетания. Развивающие: развивать память и логическое мышление, формировать умений самоконтроля и самооценки, формировать интерес к предмету через использование ИКТ. Воспитательные: продолжить работу по формированию культуры речи учащихся. Оборудование: Интерактивная доска, словарь русского языка Ожегова. Методические приемы: письмо «с секретом», классификация, использование ИКТ, работа со словарём, использование шкалы самооценки.
Ход урока
I. Чистописание. Введение в тему урока.
Прописываем сочетание «нн».
Комментируем:
ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по короткой наклонной линии на нижнюю линию рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии до середины, выполняем поворот на месте («узелок»), уходим вправо-вверх и на верхней третьей части рабочей строки выписываем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия, поворот, крючок до середины рабочей строки, соединяем со второй буквой «н» с помощью «секрета». Самопроверка:
обводим карандашом самую красивую роспись.
– Какая орфограмма встретилась на минутке чистописания?
– Определите тему нашего урока. (удвоенные согласные) II. Словарная работа.
На доске записаны слова:
грамм, каменный, матросский, касса, Римма, балл, беззвездный, сумма, осиновый.
– Прочитайте слова, записанные на доске.
– Встаньте, кто может разделить слова на группы. (по количеству слогов, по частям речи)
– Какая орфограмма встретилась в словах? (удвоенные согласные)
– В каких частях слова встречаются удвоенные согласные? (в корне, на стыке частей слова: корня и суффикса, приставки и корня)
–Распределите слова в 3 столбика в зависимости от места орфограммы в слове.
Дети записывают слова в 3 столбика в тетрадях, на доске ведется запись с использованием фронтальной работы. При распределении слов по столбикам дети пользуются словообразовательными словарями.
грамм каменный беззвездный
касса матросский
Римма
балл
сумма
В процессе записи выясняем, что в слове осиновый есть «ловушка». Это слово образовано при помощи суффикса –ов, пишется с одной буквой «н». III. Фонетический разбор слова.
– Найдите в первом столбике лишнее слово. (Римма – имя собственное)
– Выполним фонетический разбор слова.
Один ученик выполняет работу на доске с комментированием. Ученики записывают разбор в тетради.
– Сколько букв и сколько звуков в слове «Римма»?
– Почему букв больше чем звуков? (две буквы «м» обозначают один долгий звук)
– В каких случаях еще букв больше, чем звуков? (если в слове есть непроизносимые согласные или смягчающий мягкий знак) IV. Физкультминутка V. Работа по культуре речи.
Работаем со словами из первого столбика. Составим словосочетание со словом «много». Ставим слово из первого столбика в форму множественного числа и изменяем форму слова в словосочетании.
Записываем словосочетания в тетрадях и на доске, выделяем окончания.
При работе пользуемся словарями русского языка Ожегова.
Много граммов, касс, баллов, сумм. VI. Повторение правила переноса слов с удвоенными согласными.
Разделить слова второго и третьего столбиков для переноса. Один ученик выполняет работу у доски, остальные дети работают в тетрадях.
камен-ный
матрос-ский без-звездный VII. Работа с учебником. Стр.105 упр.169 Работа по заданию учебника. Возвращаемся к словарной работе. В какую группу слов вы бы отнесли слова из упражнения? (В первую группу, т.к. орфограмма в корне) VIII. Самопроверка с использованием ИКТ.
1) На интерактивной доске проводится тестирование с поощрением. Дети по очереди выходят к доске и выбирают слово, в котором есть орфограмма «удвоенные согласные». В случае верного ответа на доске появляется поощрительная анимация.
Слова для выбора:
килограмм
коллектив
суббота
белорусский
коллекция
одиннадцать
баррикада
бассейн.
Значение слова «баррикада» зачитываем из словаря Ожегова.
После каждого верно названного слова с орфограммой следует хоровое проговаривание слова.
2) Письмо слов с удвоенными согласными по памяти.
3) Самопроверка по интерактивной доске.
– Подчеркните слова, на написание которых вам нужно обратить внимание.
4) Самооценка.
– На полях тетради начертите вертикальную шкалу (отрезок) «память». Поставьте крестик на вертикальной шкале, как вы оцениваете свою память и как вы усвоили орфограмму «удвоенные согласные».
VIII. Итог урока.
– Какую орфограмму мы повторили на уроке?
– Работу каких учеников вы бы хотели отметить?
IX. Домашнее задание.
Составьте словарный диктант на заданную орфограмму.
Скачать Конспект урока русского в 4 классе по теме «Удвоенные согласные»
Уважаемая Ольга Александровна побывала на вашем уроке - мне очень понравился. Работа на уроке построена на обобщение знаний по теме "Удвоенная согласная" правильно. Этапы урока выдержаны по ФГОС. Спасибо за урок. Голос.