Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Практикум для педагогов: Как преодолеть эмоциональное выгорание

Практикум для педагогов «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»
Автор: Шейко Ольга Валентиновна, методист ГУО "Слуцкий ЦДТ" г. Слуцк Минская обл, Беларусь
Описание: Практикум разработан для педагогов дополнительного образования, содержит игры и упражнения, способствующие профилактике профессионального выгорания педагогов. Адресуется методистам, педагогам.
Участники: педагоги дополнительного образования
Цель – создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
2. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность.
3. Повышать самооценку педагогов.
4. Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.
5. Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Необходимое оборудование: орехи, мяч, заготовки гербов на белой бумаге формата А 4, карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага, яркие картинки, журналы.
Ведущий: Уважаемые коллеги, рада Вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Тема нашего практикума «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания». Мы попробуем взглянуть с другой стороны на рутинные педагогические проблемы, на себя в профессии, научимся способам снятия эмоционального напряжения.
1. Упражнение «Ладошки»
Цель: создание благоприятной обстановки в группе.
Один из участников выставляет ладонь и дотрагивается ею до ладони соседа со словами «Я желаю тебе…» Называет соседа по имени и говорит ему приятное пожелание. Тот, кому сделали пожелание, благодарит и предает эстафету пожеланий следующему участнику, называя его по имени и дотрагиваясь до его ладони. Пожелания не должны повторяться.
2.Упражнение-тест «Вкусный пончик»
Цель: снятие эмоционального напряжения, экспресс-диагностика личностных особенностей.
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что в нем отсутствует повидло. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2.Говорите себе: «Бывают» – и съедаете пустой пончик.
3.Съедаете что-то другое.
4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
3.Упражнение «Грецкий орех»
Цель: Осознание каждым участником тренинга своей индивидуальности, развитие тактильной чувствительности.
Ведущий: Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий высыпает орехи на стол и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются на стол.
Задача каждого участника – найти свой орех. Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, группа приступает к обсуждению.
Интересно узнать, кто и как запоминал свой орешек, какой стратегией пользовался, чтобы потом найти свой орех.
Ведущий: На первый взгляд, кажется, что все орехи похожи, но, если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что все они разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди все очень разные, запоминающиеся у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Орешки дарятся участникам на память.
4.Упражнение «Я учусь у тебя»
Цель: подержание положительно эмоционального настроя друг к другу.
Ведущий: Уважаемые коллеги, приглашаю всех встать в круг, я буду бросать каждому из вас мяч со словами: «Я учусь у тебя…». при этом называю профессиональное или личностное качество человека, которое действительно мне нравится у этого человека. Задача принявшего мяч – подтвердить высказанную мысль: «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику. Например: «Оксана Сергеевна, я учусь у тебя терпению». Оксана Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».
5.Упражнение «Уровень счастья»
Цель: развитие умения вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимо наблюдателя по отношению к самому себе.
Ведущий:Предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир.
После того, как педагоги выполнили задание, ведущий выясняет:
– кто из педагогов нашел 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе;
– кто нашел 5!
– кто не нашел ни одной!
Ведущий: Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях , которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Другой же сказал, что стакан наполовину полон, и он благодарен за это.
Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые» люди, чьи чашки всегда наполовину пусты.
5.«Призвание педагога»
Цель: выявление профессионально-значимых качеств педагогов.
Ведущий: Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, – значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Предлагаю разделиться на группы и нарисовать «Герб профессии», отражающий как можно полнее свойства профессионала – педагога дополнительного образования.
Группы выполняют задание в течение 7–10 минут, затем группы представляют свои гербы.
6.Упражнение «Профессия педагога»
Цель: мотивировать педагогов к анализу и самоанализу своей деятельности.
Ведущий: Коллеги, мы продолжаем работу в группах. Сейчас группы получают новое задание под названием «Профессия педагога». Каждая группа в течение 10 минут обдумывает свою презентацию профессии педагога дополнительного образования, согласно предложенным пунктам:
• педагогический девиз;
• от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми, и что нас раздражает;
• что у нас хорошо получается, чему мы можем научить;
• что получается с трудом, «без искорки»;
• почему без нас детям плохо;
• какие профессиональные деформации возможны у нас.
Форма представления презентации любая. Можно просто зачитать ответ по этим пунктам, представить театрализацию, сложить стихи, разыграть пантомиму.
7. Рефлексия. Упражнение «Дерево настроения»
Цель: выявление эмоционального состояния участников, степени их удовлетворенности результатами деятельности.
Ведущий: Уважаемые коллеги, наше занятие подошло к концу. Давайте, оценим, насколько полезной была сегодняшняя встреча. Ведущий вывешивает изображение дерева без листьев. Участникам предлагается прикрепить к дереву по одному листку, цвет которого выбирается в соответствии с оценкой результатов деятельности:
- зеленый – поработали отлично, результатом доволен;
- желтый – в целом неплохо,
- коричневый (голубой) – настроение неважное, результатов не вижу.
После того, как все участники закрепили на дереве свои листочки, ведущий кратко фиксирует цветовое соотношение листьев в его кроне. По желанию участники могут кратко прокомментировать свои оценки.

Литература
1. Беляева, О.А. Методы организации рефлексии : учебно-методическое пособие / О.А. Беляева. – Минск : РИПО, 2014. – 42 с.
2. Осухова Н., Кожевникова В. профилактика профессионального выгорания. практико-ориентированный семинар // Школьный психолог. 2006. – № 16.
3. Погуляева Н.А. Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания «помоги себе сам» // Методист. 2014. – № 4.

Рекомендуем посмотреть:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС Тренинговое занятие для педагогов Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального и профессионального «выгорания» Тренинг для педагогов ДОУ. Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
Участник №35 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2017 года
Игры для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Опубликовано: 2817 дней назад (6 марта 2017)
Просмотров: 4873
+15
Голосов: 15
Людмила Александровна Дмитриева # 6 марта 2017 в 19:29 +3
Ольга Валентиновна, здравствуйте! С большим интересом прочитала Вашу разработку практического занятия. Большое спасибо, что Вы нашли время для педагогов. Близится конец третей четверти. Многие уже устали, а второе дыхание ещё не открылось. Поэтому Ваши упражнения и рекомендации по профилактике эмоционального выгорания - бальзам для души. Данные упражнения помогают оценить эмоциональное состояние педагогов, осознать причины усталости, неудовлетворённости, осмыслить пути решения проблемы. Желаю творческих успехов.
Людмила Александровна Дмитриева # 6 марта 2017 в 20:58 +2
Ольга Валентиновна, простите, сделала опечатку, не заметила. Конец третьей четверти.
Ольга Валентиновна Шейко # 7 марта 2017 в 09:08 +1
Спасибо!
Ермакова Наталья Александровна # 7 марта 2017 в 12:57 +1
Ольга Валентиновна, добрый день! Поздравляю с первой и очень интересной публикацией на сайте! Замечательная разработка, голосую и желаю новых творческих разработок!
Елена Борисовна Жданова # 7 марта 2017 в 13:51 +3
Спасибо вам за полезные советы. Нам действительно важно как можно легче пережить синдром эмоционального выгорания, что является нашей профессиональной бедой. Спасибо за подборку упражнений, поделюсь с коллегами. Хорошего вам настроения smile
Наталия Александровна Колобова # 10 марта 2017 в 18:02 +2
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Напряженные ситуации на работе приводят к истощению эмоциональных ресурсов. Поэтому педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя. Ваши упражнения и рекомендации по профилактике эмоционального выгорания могут помочь преодолеть данное состояние. Спасибо.
Вера Михайловна Хорошенина # 16 марта 2017 в 12:08 +2
Ольга Валентиновна, спасибо за информацию, научимся способам снятия эмоционального напряжения. Голос.
Ирина Александровна Зуева # 17 марта 2017 в 16:59 +2
Какой замечательный практикум! Очень приятно, когда в коллективе царит дружеская атмосфера, но, в настоящее время часто блуждает негатив в педагогической среде. Причиной тому служат личностные мотивы, нагрузка, отрицательное отношение со стороны родителей и многое другое. К концу учебного года не остается никаких сил. Тренинги такого рода очень сильно могут помочь справиться с эмоциональными проблемами, могут помочь избежать каких - либо негативных ситуаций, справиться с усталостью.Большое спасибо Вам,Ольга Валентиновна за Вашу разработку. Нам таких тренингов сейчас очень не хватает. Примите мой голос!
Татьяна Анатольевна Горева # 20 марта 2017 в 22:22 +2
Как же я согласна с коллегами - усталость к концу 3 четверти огромная, но впереди - апрель, весна, экзамены, а у деток, особенно у старшеньких, уже "Играй, гормон!" Какой замечательный Ваш практикум. А главное - очень вовремя обнаруженный. Спасибо Вам,Ольга Валентиновна.
Ольга Валентиновна Шейко # 27 марта 2017 в 15:08 +1
Уважаемые коллеги, спасибо всем за позитивные, теплые комментарии! Прошу прощения, что не ответила каждому персонально, так как более 2-х недель пролежала с ребенком в больнице.
Алина Алексеевна # 16 мая 2017 в 23:39 +1
Интересный практикум, хорошие упражнения. Все так логично, взаимосвязано выстроено. Тема профилактики профессионального выгорания как никогда актуальна. Хорошая разработка!
Ольга Валентиновна Шейко # 17 мая 2017 в 10:16 +1
Спасибо!
Миронова Светлана Викторовна # 16 мая 2017 в 23:43 +1
Ольга Валентиновна, мне понравился ваш практикум. Возьму себе на заметку. Интересные упражнения, доступны любому педагогу для использования на практике.
Ольга Валентиновна Шейко # 17 мая 2017 в 10:17 +1
Спасибо за комментарий, мне важно Ваше мнение!
Светлана Анатольевна # 16 мая 2017 в 23:49 +1
Ольга Валентиновна, у вас хороший практикум на актуальную тему. Замечательные упражнения, мне особенно понравился тест "Вкусный пончик", попробовала на себе, действительно работает! Спасибо, что поделились.
Ольга Валентиновна Шейко # 17 мая 2017 в 10:18 +1
Спасибо! hoho
Олеся Васильевна Шипилова # 17 мая 2017 в 07:09 +1
Ольга Валентиновна, добрый день! Спасибо за предложение дружбы!
Весьма заинтересовало данное занятие. Проблема эмоционального выгорания актуальна, наверное, для каждого педагога. Один из тестов, про пончик, опробировала на коллеге, и ее ответ очень даже подходит к ее характеру! Планирую предложить руководителю сделать практикум на основе вашего. Спасибо!
Ольга Валентиновна Шейко # 17 мая 2017 в 10:19 +1
Спасибо за содержательный комментарий!
Валентина Михайловна Сасиновская # 17 мая 2017 в 12:26 +2
Хороший, нужный мастер-класс. Понравилось, как подобраны упражнения. Присоединяюсь к предыдущим комментаторам в отношении теста "Пончик", тоже проделала на себе, все сошлось. Данный практикум способствует развитию эмоциональной устойчивости, уверенности в себе и своих силах, формирует навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса. Голосую!
Ольга Валентиновна Шейко # 17 мая 2017 в 14:07 +1
Спасибо!
Полина Николаевна Зверуго # 17 мая 2017 в 14:50 +2
Ольга Валентиновна, замечательный получился практикум для педагогов! Предложенные упражнения способствуют сохранению и укреплению здоровья педагогов, формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактике эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Очень порадовало последовательное усложнение материала по принципу от простого к сложному. Творческих успехов и хороших коллег! Голосую за такой полезный материал!
Ольга Валентиновна Шейко # 21 мая 2017 в 20:53 +1
Спасибо за содержательный комментарий.
Людмила Ивановна # 18 мая 2017 в 14:41 +1
Ольга Валентиновна! Тема очень актуальная! Порой педагог, сталкиваясь с данной проблемой, не может найти выход. Данный практикум - практическая помощь!!! Спасибо!
Ольга Валентиновна Шейко # 18 мая 2017 в 21:12 +1
Спасибо!
Светлана Анатольевна # 18 мая 2017 в 18:38 +1
Ольга Валентиновна! Спасибо за материал! К сожалению у нас очень мало обращают внимание на эмоциональное выгорание педагогов, очень часто человек ищет причину усталости и нежелания творить в каком-то заболевании. Считаю, что такие практикумы очень необходимы. Важно донести эту проблему до каждого.
Ольга Валентиновна Шейко # 18 мая 2017 в 21:12 +1
Спасибо за комментарий.
Алла Викторовна Каранкевич # 19 мая 2017 в 13:03 +1
Эмоциональное выгорание педагогов - актуальная тема современности. Данные упражнения и рекомендации смогут помочь разобраться со своими эмоциональными проблемами, избегать негативных и стрессовых ситуаций, справиться с профессиональной усталостью.Материал представлен в доступной для каждого педагога форме. Ольга Валентиновна, спасибо за очень нужную и полезную разработку! Творческих успехов!
Ольга Валентиновна Шейко # 19 мая 2017 в 21:31 +1
Спасибо, за содержательный комментарий!
Ольга Вячеславовна Варламова # 19 мая 2017 в 23:51 +2
Ольга Валентиновна, здравствуйте! С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой. Замечательный практикум для педагогов! Большое Вам спасибо!!! Творческих успехов! Примите голос!
Ольга Валентиновна Шейко # 21 мая 2017 в 20:50 +1
Ольга Вячеславовна, спасибо!
Ольга Альфредовна Савчик # 20 мая 2017 в 12:41 +2
Спасибо за разработку мероприятия. Данный материал актуален и будет востребован многими специалистами.
Ольга Валентиновна Шейко # 21 мая 2017 в 20:52 +1
Спасибо!
Ольга Валентиновна Шейко # 21 мая 2017 в 20:53 +1
Спасибо за комментарий.
Рената Викторовна Краснова # 20 мая 2017 в 18:16 +1
Здравствуйте! Интересное получилось мероприятие. Творческих успехов!
Ольга Валентиновна Шейко # 21 мая 2017 в 20:50 +1
Спасибо!
Ксения # # 20 мая 2017 в 21:46 +1
Ольга Валентиновна,добрый вечер!Ваши упражнения и рекомендации по профилактике эмоционального выгорания - очень актуальны.Присоединяюсь и к положительным комментариям о упражнении "пончик".Во-первых,подняло настроение,во-вторых,проверила на знакомых-всё сошлось и пончики,и начинка,и характеры !Ваш практикум актуален,интересен и полезен.Дальнейших успехов!
Ольга Валентиновна Шейко # 21 мая 2017 в 20:52 +1
Спасибо!
Марина Дмитриевна Солодова # 21 мая 2017 в 11:35 +1
Добрый день, Ольга Валентиновна! С большим интересом ознакомилась с Вашей работой: Практикум для педагогов «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»! Действительно интересные и эффективные задания, которые снимают эмоциональное напряжение! Примите голос!
Ольга Валентиновна Шейко # 21 мая 2017 в 20:54 +1
Спасибо за положительный комментарий
Ирина Владимировна Жабина # 24 мая 2017 в 19:07 +1
Ольга Валентиновна, добрый вечер!
Представленная публикация, безусловно, имеет большую педагогическую ценность и будет полезна коллегам-педагогам. Проблема эмоционального выгорания всегда актуальна, но многие коллеги не хотят этого признавать, отмахиваются от этого словосочетания. Очень понравились все представленные упражнения. Все упражнения не сложные. И даже можно получить удовольствие от такой приятной работы над собой. Сама публикация оформлена аккуратно, грамотно. Содержание работы продумано.
С уважением, пожеланиями успеха и голосом 12, И.В.
Ольга Валентиновна Шейко # 1 июня 2017 в 23:06 +1
Ирина Владимировна, благодарю Вас за развернутый комментарий!
Валентина Николаевна Разумова # 25 мая 2017 в 19:50 +1
Ольга Валентиновна, понравилась публикация. Интересно и увлекательно, хочется попробовать некоторые упражнения. А тест про пончик совпал по всем пунктам. Думаю публикация актуальная и нужная. Спасибо, была рада побывать в "гостях". А вот мне при больших эмоциональных нагрузках помогает творчество. Чувствую, если хочется что то смастерить, порисовать, значит накопилась усталость.
Ольга Валентиновна Шейко # 1 июня 2017 в 23:10 +1
Валентина Николаевна, спасибо за положительный комментарий! Я тоже расслабляюсь при помощи вязания. А предложенные упражнения направлены на предупреждение профессиональной деформации, способствуют саморазвитию педагога.