Практикум для педагогов «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания»
Автор: Шейко Ольга Валентиновна, методист ГУО "Слуцкий ЦДТ" г. Слуцк Минская обл, Беларусь
Описание: Практикум разработан для педагогов дополнительного образования, содержит игры и упражнения, способствующие профилактике профессионального выгорания педагогов. Адресуется методистам, педагогам.
Участники: педагоги дополнительного образования
Цель – создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
2. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность.
3. Повышать самооценку педагогов.
4. Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.
5. Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Необходимое оборудование: орехи, мяч, заготовки гербов на белой бумаге формата А 4, карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага, яркие картинки, журналы.
Ведущий: Уважаемые коллеги, рада Вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Тема нашего практикума «Взгляд со стороны или как предотвратить синдром эмоционального выгорания». Мы попробуем взглянуть с другой стороны на рутинные педагогические проблемы, на себя в профессии, научимся способам снятия эмоционального напряжения.
1. Упражнение «Ладошки»
Цель: создание благоприятной обстановки в группе.
Один из участников выставляет ладонь и дотрагивается ею до ладони соседа со словами «Я желаю тебе…» Называет соседа по имени и говорит ему приятное пожелание. Тот, кому сделали пожелание, благодарит и предает эстафету пожеланий следующему участнику, называя его по имени и дотрагиваясь до его ладони. Пожелания не должны повторяться.
2.Упражнение-тест «Вкусный пончик»
Цель: снятие эмоционального напряжения, экспресс-диагностика личностных особенностей.
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что в нем отсутствует повидло. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2.Говорите себе: «Бывают» – и съедаете пустой пончик.
3.Съедаете что-то другое.
4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
3.Упражнение «Грецкий орех»
Цель: Осознание каждым участником тренинга своей индивидуальности, развитие тактильной чувствительности.
Ведущий: Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий высыпает орехи на стол и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются на стол.
Задача каждого участника – найти свой орех. Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, группа приступает к обсуждению.
Интересно узнать, кто и как запоминал свой орешек, какой стратегией пользовался, чтобы потом найти свой орех.
Ведущий: На первый взгляд, кажется, что все орехи похожи, но, если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что все они разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди все очень разные, запоминающиеся у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Орешки дарятся участникам на память.
4.Упражнение «Я учусь у тебя»
Цель: подержание положительно эмоционального настроя друг к другу.
Ведущий: Уважаемые коллеги, приглашаю всех встать в круг, я буду бросать каждому из вас мяч со словами: «Я учусь у тебя…». при этом называю профессиональное или личностное качество человека, которое действительно мне нравится у этого человека. Задача принявшего мяч – подтвердить высказанную мысль: «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику. Например: «Оксана Сергеевна, я учусь у тебя терпению». Оксана Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».
5.Упражнение «Уровень счастья»
Цель: развитие умения вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимо наблюдателя по отношению к самому себе.
Ведущий:Предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир.
После того, как педагоги выполнили задание, ведущий выясняет:
– кто из педагогов нашел 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе;
– кто нашел 5!
– кто не нашел ни одной!
Ведущий: Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях , которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Другой же сказал, что стакан наполовину полон, и он благодарен за это.
Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые» люди, чьи чашки всегда наполовину пусты.
5.«Призвание педагога»
Цель: выявление профессионально-значимых качеств педагогов.
Ведущий: Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, – значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Предлагаю разделиться на группы и нарисовать «Герб профессии», отражающий как можно полнее свойства профессионала – педагога дополнительного образования.
Группы выполняют задание в течение 7–10 минут, затем группы представляют свои гербы.
6.Упражнение «Профессия педагога»
Цель: мотивировать педагогов к анализу и самоанализу своей деятельности.
Ведущий: Коллеги, мы продолжаем работу в группах. Сейчас группы получают новое задание под названием «Профессия педагога». Каждая группа в течение 10 минут обдумывает свою презентацию профессии педагога дополнительного образования, согласно предложенным пунктам:
• педагогический девиз;
• от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми, и что нас раздражает;
• что у нас хорошо получается, чему мы можем научить;
• что получается с трудом, «без искорки»;
• почему без нас детям плохо;
• какие профессиональные деформации возможны у нас.
Форма представления презентации любая. Можно просто зачитать ответ по этим пунктам, представить театрализацию, сложить стихи, разыграть пантомиму.
7. Рефлексия. Упражнение «Дерево настроения»
Цель: выявление эмоционального состояния участников, степени их удовлетворенности результатами деятельности.
Ведущий: Уважаемые коллеги, наше занятие подошло к концу. Давайте, оценим, насколько полезной была сегодняшняя встреча. Ведущий вывешивает изображение дерева без листьев. Участникам предлагается прикрепить к дереву по одному листку, цвет которого выбирается в соответствии с оценкой результатов деятельности:
- зеленый – поработали отлично, результатом доволен;
- желтый – в целом неплохо,
- коричневый (голубой) – настроение неважное, результатов не вижу.
После того, как все участники закрепили на дереве свои листочки, ведущий кратко фиксирует цветовое соотношение листьев в его кроне. По желанию участники могут кратко прокомментировать свои оценки.
Литература
1. Беляева, О.А. Методы организации рефлексии : учебно-методическое пособие / О.А. Беляева. – Минск : РИПО, 2014. – 42 с.
2. Осухова Н., Кожевникова В. профилактика профессионального выгорания. практико-ориентированный семинар // Школьный психолог. 2006. – № 16.
3. Погуляева Н.А. Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания «помоги себе сам» // Методист. 2014. – № 4.
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Тренинговое занятие для педагогов
Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального и профессионального «выгорания»
Тренинг для педагогов ДОУ. Профилактика эмоционального выгорания у педагогов