Театрализованная деятельность для детей с речевыми проблемами
Театрализованная деятельность как средство воздействия на детей с речевыми проблемами.
Автор: Некрасова Любовь Викторовна, преподаватель МБОО ДО "ДШИ Неверкинского района Пензенской области"
1. Последние 10-15 лет ,всё больше родителей узнали для чего нужны логопеды. Современная жизнь, компьютеризированная, богатая гаджитами – автоматически породила кучу проблем с детьми: нервозность, стеснительность, бедность словарного запаса и множество нарушений речи. Слайд 1
2. Современный успешный человек уверен в себе, комуникативен и грамотен. И основа будущей успешности закладывается исключительно в детстве Слайд 2
3. Половиной успеха, является красивая и грамотная речь. Формирование и становление которой зависит от множества факторов. Очень часто педагоги и родители сталкиваются с общим недоразвитием речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте . Если при постановке звуков требуется - логопед, то при работе со смысловой стороной – хороших результатов можно добиться на интегрированных занятиях (Например: на театральных занятиях в ДШИ) Слайд 3
4. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
Виды театрализованной деятельности детей дошкольного возраста Слайд 4
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
1) Игры в кукольный театр; игры-драматизации; игры-представления (спектакли) .
2) Упражнения и этюды.
3) Ритмопластика.
4) Речевые игры и упражнения.
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой . Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:
- дыхательные и артикуляционные;
- дикционные и интонационные;
- творческие (со словом.
Принципы театрализованной деятельности Слайд 5
Принципы коррекционной работы с детьми с ОНР, основанной на том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) .
Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы:
1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:
- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др., с различными видами искусств (драматическим, изобразительным) ;
- детского и взрослого искусств;
- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;
- ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;
- специально организованной и самостоятельной деятельности.
5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков.
Применение театрализованной деятельности в коррекции ОНР Слайд 6
Театрализованная деятельность является эффективным средством развития дошкольников, так как в процессе осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения, коллективного характера участия детей в игре создаются благоприятные условия для освоения различных способов социального позитивного взаимодействия партнеров, совершенствование их диалогической и монологической речи. В театрализованной деятельности также дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, учатся способам внешнего выражения эмоционального состояния. Слайд 7
Для детей с общим недоразвитием речи этот вид игровой деятельности представляет особую ценность. Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Театрализованная деятельность способствует развитию: Слайд 8
- психофизических способностей (мимики, пантомимики) ;
- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.) ;
- речи (монолог, диалог) ;
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) .
Слайд 9В коррекционной работе с детьми с ОНР третьего уровня всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.
Развиваются основные языковые функции: экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу) ; развивающе-терапевтическая, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса) (2) .
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи
Разновидностями театральных игр являются: Слайд 10
1. Игры с элементами театрализации.
2. Занятие-игра.
3. Театрализованный рассказ.
4. Викторина-развлечение.
5. Спектакль-игра.
Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются: Слайд 11
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.
Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.
I. Игры с элементами театрализации.
Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную Слайд 12
сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса «Как на нашем на лугу» с разными эмоцими
Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.
Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.
Акцент делается на модель положительного поведения.
Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).Слайд 13
4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.Слайд13
Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание ; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.
5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.Слайд 14
В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..
6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.Слайд15
В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия. Слайд 16
Презентация на тему: Театрализованная деятельность как средство воздействия на детей с речевыми проблемами