Конспект ООД в старшей группе "Нюша и её потерянный звук"
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятий: «Нюша и её потерянный звук»
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Цель: автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах, словах.
Задачи:
• Закрепить правильное произношение звука «Ш» изолированно в слогах, словах.
• Закрепить графический образ буквы Ш.
• Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику.
• Развивать слуховое и зрительное внимание , грамматический строй речи, фонематический слух.
• Развивать межполушарные связи.
• Развивать координацию движения.
• Развивать самостоятельность, инициативность.
Оборудование: проектор, колокольчик, изображения Смешариков, ложки, картинки со звуком «Ш» в начале слова, картинки без звука «Ш», шумовые коробочки (баночки), листы бумаги А4, фломастеры, предметы в названии которых есть звук «Ш», мешочки ,буквы вырезанные из бумаги, коктейльные трубочки.
Этапы работы
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал!
Так что время не теряем
И к работе приступаем!
В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
По тропинке мы пойдём,
На полянке дом найдём.
Основная часть
Ребята , вы узнали чей это домик?
Правильно! Это домик Нюши из мультфильма «Смешарики»
- Сейчас я вам расскажу одну интересную историю, которая приключилась с Нюшей.
Однажды Нюша пошла играть на полянку в лес. У неё было прекрасное настроение. Она веселилась, прыгала, бегала, качалась на качеле. Нюша даже не заметила , что потеряла звук –Ш-. Нюша расстроилась, и пошла его искать, но так и не нашла. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе с Нюшей на поиски потерянного звука. Для этого нам с вами необходимо подготовится - сделать гимнастику для язычка и вспомнить наше правило!
Каждый день всегда, везде:
На прогулке и в игре
Четко верно говорим,
И не сколько не спешим!
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
«Качеля», «Часики», «Змейка», «Лошадка», «Хоботок и Заборчик», «Бегемотик» , «Чашечка».
Самомассаж ложками
Лоб погладили мы нежно
И расслабили прилежно
Как погладить щеки нам
Не сдвигая кожу там,
Растереть свои височки,
Надавив в последней точке
Покружиться меж бровей,
Чтобы стало веселей,
Повернуть боками ложки,
Вытирать со щечек крошки
Поскребем по губке тоже –
Забывать о ней негоже.
Разомнем получше щеки,
Круг рисуя там глубокий.
Щеки можно посдвигать
Вверх и вниз, и вверх опять.
Покатаем по бровям
Детскою лошадкой
И покатимся к губам
Носогубной складкой
Прижимаем наши губы,
Разминаем их негрубо;
Мы пошлепаем по щечкам,
Словно капельки по кочкам
Чтобы нам найти звук «Ш», мы должны вспомнить какой он, т. е дать ему характеристику. И знать как он произносится.
Артикуляционный уклад звука. Язычок в виде чашечки поднят на верх, губы округлены и вытянуты вперед , воздушная струя теплая.
Характеристика звука «Ш» . Согласный, глухой, твердый, любит синий цвет.
Автоматизация звука «Ш».
- изолированно
Нюша шла по лужайке и услышала, что в траве кто-то шипит. Нюша посмотрела внимательно и увидела, что это шипит змея. Змея делала так: «ш-ш-ш-ш-ш». Давайте и мы с вами попробуем так шипеть!
- в слогах
Расстроенную Нюшу встретил Бараш и предложил попеть с ним песенки. Ребята, давайте покажем Нюше как нужно петь песенки, выговаривая звук «Ш».
- в словах
Нюша пошла дальше, и увидела Лосяша, он смотрел в подзорную трубу. Лосяш попросил Нюшу помочь ему разглядеть предметы, которые он видел в подзорной трубе. Давайте поможем им, назовем все предметы, четко выговаривая звук «Ш».
Физкультминутка.
Предлагаю вам сделать вместе с Нюшей разминку. Повторяйте все движения за мной.
Белый бант в косе у Нюши
Будет вместе прыгать с ней ,
Потому что на зарядку
Позвала она зверей
Нюша любит упражненья
Для поднятья настроенья!
Шумовые коробочки
Следующими кого встретила Нюша был Кар-Карыр и Пин , которые очень проголодались.
Но они перепутали все баночки и не могут найти нужную баночку с семечками.
Давайте им поможем!
Дети на слух определяют нужную баночку с семечками.
«Найди нужную картинку»
Молодцы ребята, посмотрите кого встретила Нюша. Это Крош , он собрался в путешествие и ему нужно помочь собрать вещи с собой. Мы будем выбирать только те картинки в названии которых есть звук ш .
Пошла Нюша дальше и увидела Ежика у которого улетел шарик.
Предлагаю вам нарисовать шарик , но для начала нужно размять наши пальчики
Пальчиковая гимнастика. (с ложками)
Этот пальчик- самый большой, самый веселый, самый смешной.
Этот пальчик указательный
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний- ни первый ни последний.
Этот пальчик безымянный- он не любит каши манной.
Самый маленький мизинчик, любит бегать в магазинчик.
Рисовать мы будем не обычным способом!
Кинеозологическое упражнение «Нарисуй шар» (зеркальное рисование).
Игра «Досчитай до 5»
А вот и Копатыч!
Он приготовил для вас мешочки, давайте посмотрим что там и посчитаем предметы.
Дети достают из мешочков предметы и считают их н-р: одна шашка, две шашки…..)
На встречу Нюше шла Совунья.
Закрепление графического образа буквы Ш.
Совунья растеряла буквы . Нужно нам их найти и выбрать нужную. А какая буква нужна Совунье?
Правильно буква Ш.
Но для начала давайте сделаем
гимнастику для глаз.
Любопытная Сова
Смотрит вправо,
Смотрит влево,
Смотрим вниз,
Смотрит вверх,
Чуть присела на карниз,
А с него свалилась вниз.
Ну а теперь давайте искать букву «Ш»
Дети дуют через коктейльные трубочки так, чтобы с букв слетели все предметы (ватка, листочки). Затем из всех выбирают букву Ш.
Ой, ребята, пока мы помогали Нюше, к ней незаметно вернулся звук «Ш». Нюша очень благодарна вам за помощь!
Заключительная часть
Вам понравилось путешествовать с Нюшей? Кого она встретила на пути? Как вы помогали друзьям Нюши?
Ну а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах
Чистоговорки на звук "Ш" для дошкольников
Конспект индивидуального занятия в подготовительной логопедической группе
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]