Эссе воспитателя ДОУ "Человек на своем месте"
Древняя мудрость Сократа говорит о том, что все профессии от людей и только 3 от бога: педагог, врач и судья. Мой выбор выпал на профессию воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Потому что именно среди ребятишек я чувствую себя человеком, который создает будущее, т.к. дети – это наше будущее. Мне часто приходит одна и та же мысль в голову, как бы я жила без них, без своих дорогих малышей, без их постоянных почемучек и огромного желания создавать что – то новое своими детскими ручками. И сейчас я уверено говорю, что я связала бы свою деятельность с дошколятами.
Когда – то Ш.А. Амонашвили сказал: «Если человек прошагал свое детство без общения с добрым, ласковым, мудрым, горячо любящим его человеком, это значит, он потерял тысячу прелестных сказок, увлекательных прогулок, мудрых наставлений, он тысячу раз оказался незащищенным и тысячу раз споткнулся о камни». С его высказыванием сложно не согласиться. Все эти качества обязательно должны присутствовать в характере человека связавшего свою жизнь с детьми ,но образ профессионального педагога дополняет
ещё 3 важных компонента:
• Когнитивный
• Деятельный
• Личные качества
Считаю, что моя профессия которую я выбрала , является по своей сути творческой. Грамотныйпедагог– это радость для ребенка. Поэтому я делаю всё, чтобы мои дети получали максимум положительных эмоций т.к. каждый из них хоть и маленькая, но уже личность. Я - как современный воспитатель, должна уметь многое для того, чтобы ребенок почувствовал себя таковым. Периодически мною проводится самоанализ работы с детьми и их родителями, разрабатываются проекты в которых активное участие принимают как дети, так и их родители. Так же я считаю, что грамотный воспитатель, желая стать мастером своего дела, постоянно занимается своим самообразованием: ищет новые методы, внедряет новые технологии.
Стремление открывать что-то новое и интересное в работе с детьми привело меня к знакомству с современной педагогической технологией « социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А.Ершовой и В.Букатовым. Эта технология помогает педагогу по - новому взглянуть на дошкольника, словно он партер совместной деятельности. Сущность этой технологии аключается в том ,что они не учат, а налаживают ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Её можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников» Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком
и т.д.
2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 правило: в своей работе я ориентируюсь на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребенку вместе со своими ровесниками получать знания более
интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя
новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Использую я в работе классификацию игр социоигровой направленности, предложенные Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым.
Игры для рабочего настроя
главные задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
Игры-разминки (разрядки)
принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться
Игры социоигрового приобщения к делу
могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
Игры творческого самоутверждения
при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия
Игры вольные (на воле)
игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате
В результате моей педагогической практики, при помощи мониторинга освоения детьми образовательной программы, прослеживается динамика результативности знаний, умений и навыков детей с которыми в работе я использовала социо-игровую педагогику, а именно эта педагогика тесно связана со здоровье- сберегающими технологиями. Ведь в наше время, где нас окружают экологические проблемы достаточно много детей с ослабленным здоровьем и это актуальная проблема XI века. В дальнейшем я планирую делиться своим опытом через интернет – ресурсы.
Моё правило в работе – предоставлять детям больше самостоятельности и права выбора,Надо уметьвстать на позицию ребенка, видеть в нем личность и индивидуальность, помочь детям быть социально значимыми и успешными, научить понимать, что новое – это интересно.
Профессию педагога я выбрала не случайно. Любовь к детям я унаследовала от своей мамы, 55 лет она проработала в школе с детишками. Именно она научила меня видеть в каждом ребенке личность, любить детей и относиться к ним словно каждый из них твой сын или дочь. Когда пришло мое время определиться с профессией я не задумываясь пошла учиться в пединститут. Начинала я свою педагогическую деятельность так же как мама с должности пионервожатой в школе, только называлась она тогда по другому "Организатор детских дел". Работа со школьниками была очень увлекательна. Мы с детьми активно учавствовали в городских и школьных мероприятиях и всегда были очень дружны. Но время шло и дорога жизни привела меня к воротам "Маленькой страны" . Именно здесь , в этой крошечной стране я отдаю свои знания , любовь и заботу дошколятам. Я не раз задумывалась: «А правильный ли я сделала выбор в жизни?» И я не задумываясь с уверенностью говорю, что это моё призвание быть рядом с дошкольниками. «Для любого найдется работа на корабле жизни, главное найти свое дело и стараться быть лучшим!" Я нашла свое дело на этом корабле и больше таких мыслей у меня не возникает т.к. именно это моё место .
Рекомендуем посмотреть:
Визитка воспитателя детского сада
Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия
Визитная карточка "Моя профессия - воспитатель"
Эссе воспитателя детского сада. Моя профессия