Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мастер-класс для педагогов УДО. Использование игровых технологий на учебных занятиях

Профессиональная компетентность специалиста и инновационная практика. Использование игровых технологий на учебных занятиях. Социо-игровые технологии
Цель: Распространение педагогического опыта и повышение профессионального мастерства педагогов Центра «Заря»
Задачи: 1. познакомить педагогов с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии;
2. мотивировать педагогов на системное использование на занятиях социо-игровой технологии.
Ход мастер-класса
Методист: Педагоги начинают все чаще использовать на занятиях активные методы обучения. Интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры становятся неотъемлемой частью учебного процесса.
Выше указанные методы стимулируют познавательную деятельность обучающихся, как правило, строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы все чаще используют полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Одним из таких методов является социо-игровая технология. Данная технология подходит для повседневной работы - она универсальна, актуальна, а самое главное — решает попутно множество психологических проблем.
Викторина для педагогов:
Педагоги делятся на микрогруппы (по 4-5 человек). Каждой из команд выдаются карточки с буквами, из которых должны быть составлены фамилии.
Задание для команды №1: ШОКШУЕЛ.
Задание для команды №2: ВАШЕРО.
Задание для команды №3: ОВКУБТА.
На выполнение задания командам дается 2 минуты.
Из букв должны быть составлены фамилии основателей социо-игровой технологии – Шулешко, Ершова, Букатов.
Методист: Социо-игровые технологии, представленные Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым, пользуются в последнее время особой популярностью.
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть — социо — означает малый социум (не социальный). Вторая часть — игровой — подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью.
Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии обучающихся в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Суть метода раскрывается в следующих правилах:
1. Работа проводится микрогруппами до 6 человек, т. к. в шестерке каждый обучающийся находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного общения. В такой группе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей.
Кроме того, шестерки часто делятся на две тройки или три пары — такая вариативность помогает обучающимся обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь только на точке зрения лидера.
За время непосредственно образовательной деятельности состав групп может меняться несколько раз. Через работу в постоянных и временных микрогруппах дистанция между разными обучающимися уменьшается, они учатся находить подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята микрогруппа. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку, сравнив себя с другими, утвердиться в своих возможностях и способностях.
Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться.
2. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, — меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Обучающиеся могут общаться в разных уголках учебного помещения. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает обучающимся переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость организма нервным стрессам, а в Центре создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия обучающиеся сидели на стульях или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.
4. Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Благодаря этому у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
5. Неотъемлемая часть социо-игровой технологии — интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6. Ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше — «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат обучающихся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Для закрепления теоретического материала педагогам предлагается принять участие в викторине.
Педагоги делятся на микрогруппы, подсаживаясь друг к другу поближе. Выбираются лидеры команд.
Участникам предлагается викторина в виде блиц-опроса на знание нормативов СанПин, истории Центра «Заря», а также характеристик деятельности Центра. Выигрывает та команда, которая быстрее других даст максимальное количество правильных ответов.
Вопросы для викторины:
1. Какие два проекта реализуются в Центре Заря? (Растим патриота России. Будем здоровы!)
2. Какое количество обучающихся в Заре? (450 обучающихся)
3. В каком году создан Ансамбль Трудовых резервов Северо-Осетинского республиканского управления профессионально-технического образования? (в 1958 году)
Информационная справка для педагогов: 1979г. на базе Ансамбля «Терек» учрежден Дом культуры учащихся профессионально технического образования. 1999г. Дом культуры преобразован в Центр творчества молодежи.
4. При каком директоре в 1979г. на базе Ансамбля «Терек» учрежден Дом культуры учащихся профессионально технического образования? (при Станиславе Козаеве)
5. Первый директор Зари? (Фируза Магкеева)
6. Сколько творческих объединений в Центре «Заря»? (11 объединений)
7.Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 - 18 лет допускается окончание занятий в …? (21.00 ч.)
8. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни -…? (не более 4 академических часов в день)
9.Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать ? (14 часов в неделю)
10.Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 - 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - ? (не более 30 минут)
11.В организациях дополнительного образования для обучающихся организуется питьевой режим с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченой питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более? (3-х ч.)
12. Закончите фразу из Стратегии воспитания РФ: Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и … ? (защите Родины)
Подводятся итоги игры, возможности применения социо-игровой технологии в учебной деятельности.

Заключение
Игра – это не только щадящая форма обучения ребенка, но и простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
Таким образом, педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе Музыкальная дидактическая игра для детей "Динь - Дон" Мастер-класс "Конфетница Елка с пожеланиями" Игра по биологии для 5, 7 класса

Похожие статьи:

Интерактивные методы обучения

Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре

Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева

Игры для всей семьи. Русское лото

Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей

Сказка о весне для детей начальной школы
Опубликовано: 1976 дней назад (14 марта 2017)
Просмотров: 2495
+1
Голосов: 1
Ирина Сергеевна Смольникова # 14 марта 2017 в 15:05 0
Здравствуйте Тинатин Тенгизовна! Ознакомилась с вашей публикацией, и осталась довольна "новизной" материала.Это все интересно - инновационная практика. и все новое это забытое старое все это мы и делали всегда. только называется новыми словами. для педагогов такие мастер=классы очень полезны, не забывать старое и узнавать "новое". Для себя я много взяла на заметку.спасибо вам за интересную информацию по социо-игровым технологиям.Успехов вам в конкурсе и интересных публикаций!
Тинатин Тенгизовна Гудиева # 14 марта 2017 в 17:31 0
Большое спасибо за комментарий! Надеюсь, материал будет полезным!