Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Музыкально - театрализованная деятельность в системе работы по социализации детей в детском саду

Музыкально - театрализованная деятельность в системе работы по социализации детей. Моделирование жизненных ситуаций.
В последнее время в нашем современном обществе резко повысился престиж научного знания. Родители стремятся как можно скорее научить детей читать, писать, считать, познакомить с компьютером. Педагогическая установка на развитие мышления превращает внутреннюю, эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, неплохо ориентируются в технике, пытаются изучить законы экономики, но при этом значительно реже восхищаются и удивляются, видят прекрасное. Игры детей однообразны, а интересы ограничены. Все чаще проявляются черствость и равнодушие. В результате взрослые начинают задаваться вопросом: как сделать так, чтобы их ребенок не оказался обделенным добрым, внимательным отношением к нему других людей? Как помочь ребенку найти себя в этом огромном мире? Чтобы общаться не только с родными и близкими, но и вступать в контакт с другими людьми, ребенок должен научиться налаживать дружеские, доброжелательные отношения с окружающими, управлять своим поведением, своими эмоциями, научиться понимать других.
Огромную роль в решении этой сложнейшей проблемы может сыграть участие детей в театрально – музыкальной деятельности. «Театральные подмостки» дают детям опыт погружения в мир новых впечатлений: развивается чувственная сфера, идет воздействие на этическую сторону души. При этом корректируются такие серьезные отклонения в психическом развитии, как индивидуализм, необъективность, агрессивность, или наоборот, черезмерная покорность, приспособленчество. Занятия театрально – музыкальной деятельностью помогают преодолеть скованность детского мышления, пробуждается способность рассуждать, доказывать, формируется интерес к окружающему миру.
Психологи, отмечая у детей недостатки наблюдательности, творческой выдумки, часто ставят диагноз «недоиграл», то есть «не натренировал свое воображение», свою фантазию, свое воображение в радостном, непредсказуемом процессе игры. Самый короткий путь развития эмоциональной сферы лежит именно через игру, фантазию, сочинительство.
Синтез искусств – музыки, литературы, актерской игры, танца обладают огромной силой воздействия на внутренний мир ребенка. Создаются условия для его интеллектуального развития. У детей начинают развиваться инициатива, самостоятельность, формируются мышление, память, собранность, внимание. Дети учатся наблюдать, сравнивать, познавать. Развивается сфера чувств, дети получают навыки общения, коллективного творчества. Сам процесс работы над образом дает ребенку возможность вникнуть в характер героя, почувствовать его настроение, вникнуть в стиль поведения
Занимаясь театрализованной деятельностью с детьми, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализовано - музыкальной деятельности, дети смогли использовать играх друг с другом, в контактах с окружающими людьми.
1. Чтение небольших стихотворений – диалогов. Такие стихи – диалоги учат детей слушать и слышать друг друга.
В гостях у королевы
(англ. нар. песенка, перев. С. Маршака)
- Где ты была сегодня, киска?
-У королевы, у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре!
Ребенок начинает видеть, как гордая, сдержанная интонация киски меняется на азартную, охотничью. Меняется настроение киски - из спокойного становится агрессивным.
Козел Мефодий
(Алексей Крылов)
- Кто там бродит в огороде?
- Это я, козел Мефодий!
- По каким таким делам?
- Помогаю сторожам -
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю.
- Почему ж капусту вдруг,
А не редьку, и не лук?
Как же так, скажи, Мефодий,
Ты забыл о них, выходит?
- Ничего я не забыл,
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею,
А капуста – хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому, что самый вкусный,
Очень вкусный лист капустный!
Дети пытаются передать самоуверенный, поучительный тон козла.
2. Произнесение текста с разной интонацией. Упражнения формируют интонационную выразительность голоса, его подвижность. Сначала дети прослушивают подсказки - фрагменты музыкальных произведений, соответствующих каждому образу, самостоятельно определяют их , затем – пытаются передать характер персонажа через интонацию своего голоса.

1. - Здравствуй, Колобок, какой ты пригоженький, румяненький! (произнести слова от имени Лисы (ласково), Волка (угрожающе), Медведя (удивленно))

2. - Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать! (жалобно)
А. Блок «Зайчик»
(дети должны сами определить правильный вариант интонации и затем выразительно прочитать текст)

3. - Кто, кто в теремочке живет?
(произнести слова от имени Мышки, Лягушки, Зайца, Лисицы, Медведя)

4.- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу.
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу.
- Кошка, хочешь молочка?
- Мяу.
- А в приятели щенка?
- Фр – р! (Г.Сапгир)
(Ребенок должен передать голосом смену настроения кошки – спокойное и сердитое)
5. – Мы веселые мышата –
Пик, Пак, Пок!
- Никого мы не боимся,
Пик, Пак, Пок!
- Даже кошки не боимся,
Пик, Пак, Пок! (появляется кошка)
(все) – Ой, спасите, помогите!
Пик, Пак, Пок!
(сначала педагог сам выразительно произносит текст, а затем - просит детей определить изначальное настроение персонажей, потом – его изменение (характер интонации меняется с хвастливой на испуганную); в конце - дети сами пытаются выразительно прочитать ч текст)

3. Артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата у детей. Артикуляционный аппарат - это совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. Для формирования у детей правильной чистой речи этим органам необходима гимнастика, позволяющая укрепить мышцы и обрести подвижность языка.

Артикуляционная гимнастика:
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем

Чистоговорки:
1. Ду –ду – ду – я рыбачу на пруду.
2. До – до – до - на дереве гнездо.
3. Ай – ай – ай – скоро месяц май.
4. Ак – ак – ак – расцветает мак.
5. Ты – ты – ты – я люблю цветы.
6. Ук – ук – ук – в траве сидит паук.
7. Жа – жа – жа – мы увидели ежа.
8. Ма – ма – ма – вот пришла зима.
9. Ом – ом – ом – мы слепили снежный дом.
10. Ды – ды – ды – на снегу следы.
11. Ок – ок – ок – кружится снежок.
12. Са – са – са – в сказке были чудеса.
13. Оп – оп – оп – все в ладоши хлоп!
14. Да – да – да – я буду строить города.
15. За – за – за – у куклы синие глаза.
16. Ла – ла – ла – видишь, кружится юла!
17. Ан – ан – ан – мне купили барабан.
18. Ал – ал – ал – мяч в ворота не попал.

Скороговорки:
1.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
2.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
3.
Говорил попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, напугаю!
Отвечает ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай!
4.
Белый снег,
Белый мел.
Белый сахар
Тоже бел.
5.
У четырех черепах
Четыре черепашонка.

4. Этюды. Работа над образом какого – либо персонажа тесно связана с его двигательной характеристикой. Детям необходимо пояснить психологию движений образа. Здесь могут помочь правильно подобранные музыкальные фрагменты, помогающие прочувствовать характер персонажа, его настроение. Благодаря тому, что музыка является временным видом искусства, она может передавать не только характеристику персонажа, но и динамику его эмоционально – психологического состояния, смену настроения. Различные упражнения и игры под музыку развивают у детей пластику, координацию движений, ориентировку в пространстве, избавляют от неловкости, физического и психологического зажима. Через такие задания дети получают свободу творчества, возможность самовыражения.

Этюд «Цветок» муз. Э. Грига
Дети сидят на коленях, опустив головы – изображают маленький росточек (руки лежат на коленях). Звучит музыка легкого, светлого характера - появилось солнышко. Дети медленно поднимают голову к солнцу, смотрят на него. Затем также медленно, по очереди поднимают руки – «листочки». Появившийся ветерок начинает с цветами играть – легко покачивает их из стороны в сторону. Дети медленно поднимаются с колен (сначала на одно колено, затем – на другое). Цветы начинают танцевать (дети самостоятельно придумывают движения, сообразуясь с характером музыки).

Этюд «Снежинки» (мелодия из балета «Копеллия» муз. Делиба)
Девочки самостоятельно придумывают танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

Этюд «Петрушки» («Полька» муз. И. Штрауса)
Мальчики самостоятельно придумывают танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

4. Упражнения на мимику.
1. Кислое яблоко.
2. Восторг, радость.
3. Соленый чай.
4. Сердитый дедушка.
5. За окном дождь.
6. Долго нет мамы.

5. Музыкальные игры.
«Лиса и Зайцы» муз. Г. Кононовой
Зайцы под музыку весело скачут на лесной полянке. Устали, сели отдохнуть. Из – за кустов появляется Лиса.
Лиса (поет): Добрый вечер, Зайчики,
Вы куда идете?
Мне скажите, Зайчики,
Где же вы живете?
Лиса дотрагивается до какого – нибудь Зайца, то тот встает и, дрожа, отвечает – тоже поет.
Заяц: Мы живем здесь в домике,
Рядом, у реки!
Встают все Зайцы и грозят Лисе:
Все: Хитрая ты, Лиска,
К Зайцам не ходи!
Лиса ловит Зайцев.

Чем быстрее ребенок поймет характер образа, тем быстрее он освободит свое внимание для органичного действия, для эмоций и чувств. Чем лучше он будет понимать своего героя, его мысли, тем внимательнее он станет относиться к окружающим, быстрее начнет развиваться как активная, самостоятельная личность.

Рекомендуем посмотреть:

Картотека музыкального руководителя детского сада Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду Особенности слуха и голоса дошкольников Кластерное пение
Сценарий мероприятия ко Дня Победы в детском саду. Подготовительная группа
Опубликовано: 2560 дней назад (25 марта 2017)
Просмотров: 900
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Мария Анатольевна Блинова # 25 марта 2017 в 18:41 0
Даный материал помогает в работе с детьми,развивая их творческие,коммуникативные способности.Голос.
Раиса Александровна Остапчук # 26 марта 2017 в 22:44 0
Такой объемный и содержательный материал: развитие речи, звукопроизношение, пение. слушание музыки- вот неполный перечень полезных дел и удачный для нас в конспекте. Какую-то часть возьму себе на вооружение: ведь мы обмениваемся опытом. Спасибо за идеи. С уважением, Остапчук Р.А. г. Краснодар
Анастасия Александровна Богатырева # 29 марта 2017 в 20:28 0
Уважаемая Галина Константиновна, спасибо за проделанную работу. Очень познавательно, обязательно возьму себе на заметку и поделюсь вашим материалом с другими.
Константин Юрьевич Плотников # 2 апреля 2017 в 11:56 0
Радуясь правильно прокладываемому автором курсу, небольшие ремарки (от себя, не от Э.-М.Ремарки):
а) корректнее будет "Педагогическая установка на ОДНОСТОРОННЕЕ развитие мышления..."
б) по всей вероятности в п. 4 этюды под музыку "Утро" Грига и "Пиццикато" Делиба.
Спасибо! Всем творчества - в воплощении!