Открытый урок
преподавателя класса скрипки МБОУДО «ДШИ№14»
г. Березовский Кемеровской области
Хозяйкиной Е.Н
Тема: Работа над произведениями малой формы
Цель: Сформировать способность у учащихся создавать музыкальный образ, используя технические приемы исполнения.
Задачи:
1. Выявить особенности характера музыкального произведения, замысел композитора.
2. Из множества предложенных преподавателем приемов, выбрать необходимый для передачи характера произведения (его части). Обосновать его применение.
3. Применить выбранный технический прием под контролем преподавателя.
Учащиеся: Цыпленкова Вера (2 класс), Кузнецова Арина (4 класс).
Концертмейстер: Дашкевич Л. Н.
Репертуар: Д. Кабалевский «Галоп»
С. Прокофьев «Песня без слов»
План урока.
1. Определение характера произведения (его части).
2. Выбор технического приема
3. Применение приема в ходе исполнения пьесы.
Ход урока.
Учащаяся исполняет текст с аккомпанементом фортепиано:
Преподаватель: Хорошо. Вера, ты знаешь, что такое «галоп»?
Учащаяся: Да, это такой танец!
Преподаватель: А другое значение этого слова? Вернее, почему именно так называется этот танец?
Учащаяся: Это танец, где прыгают. А еще, так говорят, когда бежит лошадь.
Преподаватель: Сказать «несется галопом» можно не только про лошадь, но именно как специальное обозначение бега лошади скачкам галоп и существует. Выходит, что мы можем назвать этот танец, как танец с беганьем и прыганьем?
Учащаяся: да
Преподаватель: Скажи, а твоем исполнении, да и в нотках, мы можем услышать и увидеть этот бег?
Учащаяся: да, это шестнадцатые длительности, акценты, штрихи разные острые.
Преподаватель: Замечательно. К штрихам вернемся позже, а сейчас скажи: в пьеске у нас все время разные мотивы, и можно ли её разделить на части?
Учащаяся: да, тут очень много повторяющихся тактов и в начале и в конце.
Преподаватель: хорошо, можно на такты посмотреть, а на предложения, к примеру.
Учащаяся: Первое и второе предложение точно повторяются в конце.
Преподаватель: А серединка сильно отличается по характеру, настроению?
Учащаяся: нет, не отличается, но там появляются другие штрихи и шестнадцатые «по кругу», а не по гамме.
Преподаватель: Молодец! А в средней части есть повторения, как в крайних?
Учащаяся: нет, но они похожи - сначала от фа, потом от ми. И в конце по-разному..
Преподаватель: Очень хорошо! Вернемся к характеру: все же ты можешь сказать, изменилось ли что- либо в настроении танца? Может он стал немножко грустным? Или плавным, спокойным, чтоб передохнуть?
Учащаяся: Нет! Наоборот, он более веселый и подвижный.
Преподаватель: Хорошо, давай посмотрим, какими штрихами ты этого добиваешься.
Учащаяся исполняет середину «Галопа».
Преподаватель: Теперь давай подумаем – ты замечательно играешь акценты на четвертях, и затем шестнадцатые тоже начинаешь резко и на весь смычок, получается грубовато однообразно, а если это сделать чуть иначе.
Преподаватель иллюстрирует.
Преподаватель: посмотри, если изменить скорость, уйдет гораздо меньше смычка, от этого хорошо будут слушателям «вспоминаться» предыдущие акценты (гранд мартле) и грациознее и гибче будут выглядеть шестнадцатые. Попробуй!
Учащаяся пытается выполнить прием, получается не с первого раза.
Преподаватель: теперь обычное мартле, которое следует за шестнадцатым – ты совершаешь типичную ошибку многих девочек и мальчиков! И о ней ты сама хорошо знаешь – если на конце штриха смычок плотно прижат к струне, то появляется призвук, штрих становится неуклюжим и тяжелым. Как же мы будем прыгать с кирпичами на ногах?
Учащаяся играет этот мотив и исправляет штрих.
Преподаватель: А теперь подумай по поводу штрихов в крайних частях. Последи, как ты меняешь смычок после шестнадцатых:
постарайся соединить гладко, чтобы стаккато в следующих тактах прозвучало более ярко:
Учащаяся пытается выполнить просьбу преподавателя, навык требует дальнейшей работы на обычных занятиях в школе и дома.
Преподаватель: еще одна деталь, ты тоже хорошо знаешь, что вторая нотка стакатто должна звучать тише. Но ты идешь на ней ближе к колодочке, значит, что для этого нужно сделать?..
У: облегчить смычок..
Преподаватель: Хорошо. Теперь давай снова сыграем произведение с фортепиано от начала и до конца, ты, пожалуйста, вспомни, о чем мы сейчас с тобой говорили и постарайся выполнить. В партии фортепиано очень хорошо будут слышны «скачки» из восьмых по две легато :
Учащаяся исполнила произведение, стараясь хорошо выполнять приемы, о которых говорилось на уроке.
Учащаяся исполняет пьесу в сопровождении фортепиано:
Преподаватель: хорошо, Ариша! Ты очень старалась, и ты, знаю, думала, о чем это произведение.
Учащаяся: О чувствах.
Преподаватель: Да, ты еще о чем-то догадалась?
Учащаяся: тут могут быть слова.
Преподаватель: значит Сергей Сергеевич Прокофьев напрасно решил, что песня должна быть без слов? Думаю, что не все чувства можно передать словами. Более того, мне кажется, музыка для того и существует, чтобы выразить то, на что слов в нашем языке не придумали. Ты уже знакома с термином лирика. А еще, ты знаешь, что такое кантилена?
Учащаяся: мелодия, песня.
Преподаватель: в инструментальной музыке у этого понятия есть специфическое определение – произведение малой формы в спокойном и медленном темпе. И, как правило, такое произведение о нежных чувствах, то есть, лирическое. А в произведении какого характера быстрый темп,как правило, не используется?
Учащаяся: скорбные, траурные.
Преподаватель: правильно. А это произведение можно назвать траурным?
Учащаяся: нет. Просто грустным.
Преподаватель: А ласковым?
Учащаяся : да, можно. Тут еще и вздохи есть. Как жалоба.
Преподаватель: Тогда скажи, что будет главным в твоем исполнении, в твоих движениях?
Учащаяся: Вибрация, медленное, плавное движение смычка.
Преподаватель: Все верно. Теперь расскажи о том, можно ли эту пьесу разделить на большие части?
Учащаяся: здесь две части, в середине, там где ноты как сначала – начинается вторая часть:
Преподаватель: а вот почему две части? Для чего? Они же так похожи сначала!
Учащаяся: во второй части волнения как бы больше, и она звучит более законченно.
Преподаватель: правильно, в тонику нужно прийти всё таки. А волнение в чем звучит?
Учащаяся: тут восьмых больше:
Преподаватель: да, часто, когда мы волнуемся - начинаем говорить торопливее. Продолжим про волнение – какой технический прием может его передавать?
Учащаяся: вибрация. Она тоже больше «волнуется», становится быстрей.
Преподаватель: но пока мы с тобой её используем больше для украшения звука и для выразительности. Ведь если говорить о чувствах монотонно – слушателю это покажется странным, наверно? А еще какая трудность этой пьесы тебе кажется важной?
Учащаяся: переходы. Особенно:
Преподаватель: да, этот переход «мяукает» часто.. и какая проблема? Тебе приходится тащить зажатый первый палец по струне. А еще мешает большой, он тоже боится неизвестности не желает покинуть первую позицию. Для этого нужно ему показать, что хорошо знаешь ушами и глазами куда нужно идти! Давай споем этот мотив вместе. Ты и сама поешь не напрягаясь. Зачем же это делает рука? Теперь посмотри – где это место на струне. Запомни. И иди туда, спокойно в начале и ускорь потом, но сначала расслабь кисть и большой палец. Подумай об этом!
Учащаяся выполняет прием, который получается хорошо.
Преподаватель: в контексте будет сложнее, но задумайся заранее, в каком состоянии мышцы.
Учащаяся играет начало предложения целиком.
Преподаватель: для хорошего выполнения перехода так же важно дослушать ноту перед ним. Это касается не только переходов. Давай посмотрим строение мотивов. Ты хорошо знаешь, что кульминация первого мотва – нота «ре»:
и здесь важно дослушать ноту «до», удержав ее от нажима. Хорошо еще вибрировать эту ноту.
Учащаяся играет фразу, навык вибрации получается сразу, есть трудность с регулированием веса смычка у колодочки.
Преподаватель: Ты хорошо делаешь окончания фраз, но нужно стараться филировать звук так, чтобы он не звучал завершением. Для этого окончание каждой фразы в воображении делай вопросом или мыслью, которая требует продолжения или уточнения. И, возможно, это проявится в небольшом крещендо на последнем звуке фразы. Теперь, сыграем вверх смычком:
и пожалуйста начни вибрацию на втором пальце, звуке «ми» аккуратней и не сразу.После открытой струны активная вибрация звучит акцентированным завыванием, что к этой музыке не подходит, как, впрочем, мало такой музыки, в которой этот прием был бы уместен. Далее, на «ре» половинке с точкой как раз не ставь смысловую точку, а дослушай с небольшим крещендо ноту до конца, и даже как бы перетяни её, но потом сильную долю - ноту «фа» сыграй очень мягко,на вибрации. Но постарайся на неё избежать акцента:
и далее, дослушай третью долю «ля», и здесь опрятной вибрацией можно и нужно показать ноту «ре», поскольку, это сильная доля такта. Можно сделать её чуть длиннее.
Учащаяся исполняет эпизод.
Преподаватель: дальше идет повторение нотного материала и, наверное, стоит сыграть его иначе, тише, только при этом останься в том же темпе, тем более, что здесь отклонение в мажор. Другая гармоническая краска, ярче и позитивнее. Для большего эффекта дослушай до предела «фа» перед переходом, потом очень выразительно «до – ля», а на «фа» – третьей доле - небольшое крещендо. Обрати внимание – завершающая нота – половинка без точки:
Учащаяся исполняет предложенный эпизод.
Преподаватель: вторая часть пьесы начинается тише, можно играть как бы не так подробно, как в первой части, в большей степени объединяя мотивы, без явной кульминации. Как будто бы на один смычок. Но далее, где возникают упомянутые уже восьмые, можно делать вот что: в первом проведении – длиннее, с аккуратной вибрацией сильные доли – «фа и ре», а во втором случае можно удлиннить и показать третьи доли – тоже «фа и ре», только не забывай о выразительном исполнении сильных долей, иначе смещение станет навязчивым и неуместным:
Учащаяся выполняет просьбу преподавателя, справляется с поставленной задачей. Но возникает другая трудность: четверть «ми» на третью долю звучит резко.
Преподаватель: Теперь подумаем – можно её сыграть легким смычком и тогда пропадет mf. Для этого эпизода можно найти и другие варианты. Но очень хорошо прозвучит тихое начало второго проведения восьмушек, с небольшим крещендо к третьей доле, как и предлагалось ранее, следующий такт уже сможет звучать на полноценное mf.
Учащаяся исполняет этот эпизод, стараясь выполнить замечания преподавателя.
Преподаватель: далее необходимо удерживать густую динамику и уйти после начала сильной доли. Хорошо дослушать половинную ноту и во время её звучания подойти смычком ближе к подставке, постараться точно перейти на струну «ми», без шипения начать последний флажолет. Тут требуется определенная ловкость мизинца левой руки – необходимо тренировать попадание на точное место на струне и нужную степень нажима:
Учащаяся пытается сыграть заключение, но исполнение перехода на флажолет еще не очень гибкое.
Преподаватель: теперь посмотрим, что у нас получится в итоговом проигрывании пьесы. Очень внимательно слушай фортепиано, сильные доли – твоя опора, пульс, начало, откуда ты начинаешь звучать. И обрати внимание, ходы в басу в фортепианной партии – диалог с ним – особый шарм этого произведения.
Учащаяся исполняет произведение от начала до конца. Форма стабильна, есть цельность и динамичность. Необходимо продолжить работу над переходами в левой руке и соединением смычка у колодочки.
В конце урока преподаватель записывает домашнее задание учащимся.
Нотная литература
1. Юный скрипач: 1 вып [ноты]/ сост К.Фортунатов – Москва:Советский композитор, 1982. – 110 стр
2. Хрестоматия для скрипки [ноты] педагогический репертуар. Детская музыкальная школа 2-3 классы/ сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. – Москва: Музыка 1990 – 48 стр.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенк
Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору
Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре
Современные исполнители эстрадного и джазового вокала