Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Человеческие возможности: от задатков до гения

Человеческие возможности: от задатков до гения.
Если к теме идти издалека и не совсем прямо, то трудно избежать разных банальностей, к примеру, о том, что суть преподавания - обучить. Предмет истинного интереса преподавателя - успешность обучения, так же и предмет его честолюбия. А потому девиз "алло, мы ищем таланты" не потеряет свое место в истории, поскольку все, по сути, к счастью, любопытны и желаем быть лучшими среди себе подобных. Потому и выходит, преподаватели одни из самых больших искателей в сфере человеческих возможностей. Пальму первенства они, безусловно, отдадут родителям, чья любовь, да и гордыня по отношению к собственным детям, слепа. В случае чадолюбивых и амбициозных родственников всегда трудно предугадать - во благо это или во вред, поскольку оценить в должной мере возможности своего ребенка им не всегда удается. А вот преподаватель, специалист, призванный обучить, передать знания и навыки в определенной сфере, призван максимально объективно и отстранённо оценивать ситуацию в отношении своих обучаемых, от этого во многом зависит успех обучения. Конечно, "объективность" - понятие, больше исходящей из его возможности и критериев применения, и никаким образом не может отражать какой-либо истины, но, предположим, что она все же пытается к ней продвигаться. Да и преподаватель волен идти на поводу у своих убеждений, выгоды и интуиции.
Любой преподаватель задает себе вопрос: почему итоги обучения так разнятся, почему одни и те же слова, приемы, методики воспринимаются по-разному? Как предугадать, вычислить алгоритм, определить комплекс обстоятельств в таком интригующем феномене - способности человеческие.
Возможно ли коротко поговорить о способностях, возможностях человека? Популярность темы такова, что не может избежать спекуляций различного рода. Потому, чтобы некоторым образом приблизится к пониманию темы в ракурсе серьезного её изучения, можно обратиться к ряду работ, которые у автора, не специалиста в области науки, изучающей этот предмет, могут вызвать доверие и уважение. Так же можно утверждать, что содержание этих работ вполне доступно для понимания широкой публики и увлекательно.
Дойти до жизни такой заставила цель изучить материалы, касающиеся музыкальных способностей. Художественные, в широком смысле, способности к искусству в какой-то мере относятся к категории, которая в среде обывателя представляется особенной, уникальной. Быть скрипачом гораздо "талантливее", чем быть бухгалтером. Хотя, предполагаю, что и умение успешно вести "дЕбет, крЕдит и баланс" предполагает наличие определенных способностей, может быть не таких эффектных, но не менее уникальных.
Рассматривая узкую тему, вытягивая ниточку по специальной тематике музыкальных способностей, довелось основательно увязнуть в роскошном клубке общей темы. "Подарком уму и сердцу" стало давнее знакомство с книгой В.П. Эфроимсона "Генетика гениальности". Впечатляет объем работы с историческими фактами, статистикой, архивами. Выводы изложены последовательно и логично, подтверждены фактами, в полной мере аргументированы.
С самого начала знакомства с работой трудно не заинтересоваться и избежать человеческого эмоционального отношения к тому, что ".. частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется как 1 к 100000. Число гениев, реализовавшихся до уровня признания творений гениальным, даже в век проволочного среднего и очень часто, высшего образования исчисляется величиной 1 к 10000000, что предполагает наличие приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всепоглощающей нужды стран.."(стр. 31) Такая низкая "выживаемость" личностей, двигающих историю, наверняка искупается масштабом её "производительности". Но с другой стороны, где могла бы быть сейчас цивилизация, если бы общество не уничтожали своих лучших представителей? Процветание? Гибель? Кажется, что даже фантазировать на эту тему бессмысленно. Но все же ныне живущим полезно понимать, что "..реально то, что даже небольшая страна, например, с 5 миллионами жителей, родившаяся развития и реализации 10% своих потенциальных гениев и талантов, за полвека опередил в своем развитии любую другую, пусть даже в 100 раз более многочисленную страну, которая сохранит в силе существующие барьеры, препятствующие полному развитию и реализации своих потенциально выдающихся людей. " (стр. 32)
История не приемлет сослагательного наклонения, но потери всегда вызывают эмоции сожаления об утраченных перспективах, о том, чего бы бывает лишены. Трудно не привести пример, ставший расхожим, правда у разных авторов есть разные версии по поводу фабулы произведения, что не отменяет сути: "..часто потенциальный гений оказывается не реализовавшимся! Как часто он лишен даже малейшей возможности воплотить свое творчество в нечто осязаемое! В одном из рассказов Марка Твена некто, попавший в загородный мир, просит показать ему величайшего полководца всех времен и народов. В показанном ему человеке он узнает сапожника, жившего по соседству от него и умершего недавно. Но все правильно – сапожник действительно БЫЛ БЫ величайшим полководцем, БЫЛ БЫ военным гением, но ему не довелось командовать даже ротой…. А великие победители мировой истории были, «по гамбургскому счету», в сравнении с этим сапожником, лишь более или менее способными, но отнюдь не величайшим. (стр. 32)"
Наконец, каждый, испытав некое предвестие боли в суставе большого пальца ноги, постарается не только огорчаться по поводу перспектив своего здоровья, но и переосмыслить, в какой сфере деятельности он смог бы стать Александром Македонским. И в длинном, худом, несуразном теле удобнее находиться душам и умам великолепных сказочников и блестящих политиков. Есть, конечно, зазор для скепсиса, но факты тоже упорны в своем наличии.
Ближе к теме способностей музыкальных по праву своей профессии находится Дина Константиновна Кирнарская и её объёмная работа «Музыкальные способности. Психология специальных способностей» И тут внимание надолго задержалось, опять, на общем плане. Важное обстоятельство - без обзора проблемы "с птичьего полета" труднее понимаются детали, а именно их реальная суть и роль в общем процессе: " Несмотря на то, что талант многосоставен, и каждую его составляющую можно представить как совокупность более мелких компонентов, и ни один из них не может быть равен нулю, все-таки не все они одинаково важны. Психологи заметили, что существует так называемая «корневая способность» или по-английски «core ability». Психологи Э.Винер и Г.Мартино утверждают, что из всего набора качеств, необходимых художнику, наиболее существенна видео-моторная координация, которая позволяет переводить трехмерные видимые объекты в двухмерное изображение на холсте или листе бумаги. Чувство цвета, чувство композиции и прочие атрибуты художественной одаренности уже менее важны.
В музыке же такой корневой способностью они считают «чувствительность к музыкальным структурам: тональности, гармонии и ритму». Это, по их мнению, ведущая способность, отправная точка, без которой нет музыканта: прочие же качества — музыкальное воображение, музыкальная память и многие другие свойства будут уже в некотором смысле производными. Иными словами, отсутствие связи между компонентами таланта, полное отсутствие корреляции между ними — это чистая теория (примерно также в физике есть понятие вакуума, но полный физический вакуум живет лишь в воображении ученых). В действительности же в структуре таланта присутствуют очень существенные компоненты, на которые как будто равняются, оглядываются прочие его составляющие, и компоненты менее существенные. В таком виде модель таланта становится более природной"
(Стр. 36)
"..Не лучше обстоит дело и с вечной дилеммой курицы и яйца. И здесь ахиллесовой пятой демократов от психологии становится их главный тезис — люди, добившиеся выдающихся успехов, выдающиеся трудоголики. Верно. Но почему? Оттого ли человек показывает выдающиеся результаты, что трудолюбив, или оттого он трудолюбив, что талантлив? Авторитетный американский психолог и знаток психологии одаренности Э.Виннер часто говорит о том, что одна из самых больших загадок таланта — это загадка сверхвысокой мотивации. Талант заставляет музыканта пробовать десятки вариантов звучания, математика исписывать горы страниц в поисках наилучшего доказательства, а художника совершенствовать композицию и цветовое решение уже написанной картины. Стремление к идеалу ведет за собой талант, откуда и рождается его гигантское трудолюбие. Тем более, что в демократическом обществе, где детей не принято принуждать к занятиям, нет никакой возможности добиться от среднего ребенка того же «драйва», той же преданности делу, которые без всяких понуканий выказывает талант. Мотивация и талант связаны столь интимной связью, что демократам от психологии не удается разорвать ее — время, потраченное на занятия, оказывается в прямой зависимости от силы и устойчивости мотивации, являющейся, в свою очередь, признанным компонентом таланта." (стр. 47)
Надежда на относительную ясность конструкции проблемы все же есть и Дина Константиновна понятно и интересно преподносит разработанные в этой области сведения: "Хауэрд Гарднер превратил в стройную систему бесконечность наших способностей, которые, казалось, должны были быть столь же многочисленны, сколь многочисленны варианты человеческой деятельности. Основных, базовых способностей, составляющих основу человеческого интеллекта, всего девять. Смешивая их в разных пропорциях, как художник смешивает краски на палитре, мы можем получить все многообразие наших дарований. Это еще не таланты, для которых нужны и креативная составляющая (об этом Гарднер ничего не говорит), и мотивационный компонент, но это уже не IQ. и не некоторая неопределенная «креативность», а вполне осязаемые природные дарования. Если какой-то или какие-то виды интеллекта из этой гарднеровской девятки присущи кому-то в высокой степени, это уже будет солидная заявка на талант: при наличии творческой составляющей и большой мотивации такой человек сможет оставить след в истории. (Стр. 72)
Очень любопытная глава книги посвящена вундеркиндам, феномену, который выбивается из намеченной закономерности. Происходит явление вспышки одаренности в детстве, яркой, запредельной, с точки зрения обычных человеческих возможностей, но совершенно непредсказуемых впоследствии. И если звезда Яши Хейфеца благополучно светила до конца долгой жизни, то Йосиф Хассид смог только что оставить немного дивных по красоте записей, и, к счастью, остаться в памяти публики. Но многих юных виртуозов, чье владение инструментом потрясало, уходили с олимпа не оставив о себе воспоминаний. Причины, закономерности не работают, единственное, что возможно проследить, так это своеобразный "социальный заказ", вернее, совершенно вульгарная потребность публики в "чуде", когда почти не важно, что восторгает - детка со скрипочкой, по-взрослому выдающая концерт Паганини с каденцией Соре, или дядя экстрасенс, вводящий в транс психопатов. Впрочем, последнее высказывание не имеет к приведенным трудам уважаемых авторов никакого отношения.
Если обратиться к практической стороне вопроса, то работа Виктории Юркевич "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность" весьма актуальна. Впечатлил этический аспект проблемы. Собственно, всегда вызывает симпатию заповедь "не навреди!", к какой бы сфере деятельности он не относился. А уж в педагогике это не менее необходимо, чем в медицине. Особенно относительно всего, что касается потенциальных возможностей ребенка. Детство - время, когда все легко: и взрастить, и убить. Но проще и эффективнее порой – не мешать, дальше сложнее – приглядеться и обеспечить всем необходимым. Хотя, родители не обязаны быть профессиональными педагогами - психологами. Но совсем не трудно усвоить нехитрую методику: не мешать увлечению, игре. Конечно, необходимость в ограничении и формирование ответственности тоже не вырубить из процесса воспитания, но как бы научиться творчески подходить и к этому процессу. Если это возможно.
Так получилось, что на пути своих исканий совсем не удалось вырулить на тропу конкретных музыкальных способностей. Но столько полезного лежит в недрах темы о человеческих способностях, достойных изучения и применения в величайшем культурном процессе, ставший потребностью - обучать своим знаниям, ремеслу.

Литература
1. Генетика гениальности [текст]/Эфроимсон В.П.– Москва: Тайдекс. Ко, 2002 – 376 стр.
2. Музыкальные способности [текст] Психология специальных способностей /Кирнарская Д.К..– Москва: Известия, 2004 – 497 стр.
3. Юркевич В. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. [текст]. Материал свободно размещен в интернете.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по программе «Тропинка к своему Я» «Каждый человек уникален» во 2 классе Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей
Конспект занятия в ДШИ, Работа над произведениями малой формы
Опубликовано: 2810 дней назад (17 марта 2017)
Просмотров: 797
Рубрика: эссе
+1
Голосов: 1
Мария Анатольевна Блинова # 17 марта 2017 в 13:01 +1
Автор очень хорошо раскрывает грани таланта и желание быть детей к музыке ,предпосылки.Голос.
Елена Николаевна Хозяйкина # 17 марта 2017 в 17:16 0
Мария Анатольевна, спасибо за отклик.
Это обзор заинтересовавшей меня литературы по теме.
Скажем так - рекомендация :)
Ирина Владимировна Юхнова # 17 марта 2017 в 17:08 +1
Очень интересная тема. Вызывает много дискуссий, желание задуматься о миссии преподавателя не только дать какие-то знания, но и развить способности.Заряжает философским настроением и заставляет поразмыслить.
Елена Николаевна Хозяйкина # 17 марта 2017 в 17:36 0
Давно возникла идея - возможно ли научить думать.
Конечно в этом направлении все решают врожденные способности.
Нужны ли специальные методики, и тогда в процессе задействован педагог профессионал, или это осуществимо только на общем фоне воспитания в стабильном режиме?
Конечно, замороченно на фоне общих проблем. Но в своей работе мне нужны хорошо устроенные мозги и только тогда у таланта есть шанс реализоваться.
Спасибо за отклик!