Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики рук у детей 3-4 лет с помощью кинетического песка

Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью кинетического песка
Пояснительная записка
В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на несколько сенсорных каналов. Играя с данными игрушками, дети знакомятся с понятиями цвета и формы, развиваются тактильные ощущения и слуховые анализаторы.
Одним из самых последних, созданных на благо развития детей дошкольного возраста, материалом является кинетический песок.
Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики рук, творческих способностей детей дошкольного возраста. Он представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен в Швеции.
Будучи свободно насыпанным, песок выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.
Основные развивающие функции кинетического песка:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.
В данной программе представлены игровые задания с детьми младшего дошкольного возраста с использованием кинетического песка для развития сенсорных представлений.

Цели и задачи, принципы реализации программы
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики.
Цель программы – обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представлений); развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование кинетического песка в продуктивных видах деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
- Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком;
- Помочь детям овладеть техническими умениями лепки из кинетического песка;
- Знакомить детей с основными цветами, используя кинетический песок разного цвета;
- Знакомить детей с основными формами в ходе лепки из песка с использованием различных формочек;
- Знакомить детей с понятиями размера в ходе лепки;
- Сформировать у детей представления о песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Развивающие
- Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие;
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
- Развивать речь ребенка;
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности (лепке);
- Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
- Формировать желание детей изображать в своей деятельности свои мысли и замыслы;
- Формировать способность давать объяснение своему продукту труда.
Психотерапевтические
- Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;
- Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от лепки;
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
Ведущие принципы программы:
Принцип системности – структуриврование содержания программы по уровням сенсорного развития ребенка и разделам знакомства и закрепления с основными сенсорными эталонами;
Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные способности и интересы ребенка, создание условий для творческого самовыражения;
Принцип интереса – поддержание интереса ребенка в ходе лепки с кинетическим песком через использование игровых приемов, использование различных предметов (форм, стек, скалок, мелких игрушек и т.д.) для лепки, элементов украшения поделок, обыгрывание поделок;
Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному» - планомерный переход от простых форм к более сложным, сочетающих с себе несколько элементов;
Принцип создания творческой атмосферы – с одной стороны кинетический песок сам располагает к свободному творению, с другой стороны педагог творчески стимулирует детей к созданию продуктов лепки;
Принцип интеграции художественно-творческой деятельности, познавательного и речевого развития – при работе с песком дети развивают художественные навыки, развиваются представления о сенсорных эталонах, а также речь детей младшего дошкольного возраста.
Принцип психолого-педагогической поддержки – все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от качества выполнения;
Принцип дозированной помощи и невмешательства – оказание помощи при лепке осуществляется или по просьбе ребенка, или по его разрешению.
Принцип арт-терапевтического подхода – работа с песком положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, снимает напряжение, негативные переживания, создает доброжелательную атмосферу, способствует саморегуляции, самовыражению, повышению адаптационных способностей личности, проявлению творческой активности.

Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы педагогической деятельности
Развитие сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста проводится в форме непосредственно организованной образовательной деятельности длительностью 10-15 минут в зависимости от возраста детей.
Количество детей в группе при работе с кинетическим песком должно быть ограничено 8-10 человек.
В качестве основных форм работы с детьми являются фронтально-групповые занятия, когда вся группа детей выполняет одно и тоже задание; подгрупповые: работа над поставленной задачей в тройках или парах, а также индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных или занятий вдвоем рекомендовано для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Данная программа рассчитана на 28 академических часов (октябрь-апрель), что предполагает проведение НООД 1 раз в неделю.

Структура НООД
Каждое занятие имеет следующую структуру.
Вводная часть.
Приветствие – различные приемы прикосновения к песку, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую деятельность.
Основная часть.
Проблемная ситуация или приход персонажа, обозначение темы НООД.
Пальчиковая гимнастика по теме НООД.
Лепка.
Заключительная часть.
Рефлексия – анализ продуктов деятельности.
«Ритуал выхода» - различные варианты прощания с песочной средой.

Тематический план программы
№ п/п Месяц Направление сенсорного развития Название НООД и цели
1. октябрь знакомство «Что такое песок?»
Познакомить детей с обычным песком.
2. знакомство «Играем с песочком»
Познакомить детей со свойствами песка.
3. знакомство «Волшебный песок»
Познакомить детей с кинетическим песком.
4. знакомство «Готовим печенье и кексики»
Познакомить детей со свойствами кинетического песка.
5. ноябрь цвет «Разноцветные куличики»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
6. форма «Печенье разной формы»
Знакомство детей с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник.
7. величина «Большое и маленькое ведерко»
Знакомство детей с величинами: большой и маленький.
8. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
9. декабрь цвет «Конфетки разного цвета»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
10. форма «Конфетки разной формы»
Знакомство детей с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник.
11. величина «Построим башню»
Знакомство детей с величинами: большой и маленький.
12. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
13. январь цвет «Разноцветные пирожные»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
14. форма «Найди предмет такой же формы»
Учить детей соотносить форму пластиковой формочки с формой куличика.
15. величина «Спрячь большой, спрячь маленький»
Учить детей соотносить величину предметов: большое ведерко с большим куличиком, маленькое ведерко с маленьким куличиком.
16. февраль цвет «Ведерко и песок»
Учить детей соотносить цвет песка с цветом ведерка.
17. форма «Домик для фигуры»
Учить детей соотносить форму домика с формой фигуры.
18. величина «Пирожки для Матрешки»
Учить детей соотносить величину предметов: большой матрешке – большой пирожок, маленькой матрешке – маленький.
19. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
20. март цвет «Крыша для домика»
Учить детей соотносить цвет домика с цветом крыши.
21. форма «Угадай, чей след»
Учить детей соотносить форму пластиковой формочки со следом на песке.
22. величина «Большие и маленькие отпечатки»
Учить детей соотносить величину предметов с их отпечатками.
23. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
24. апрель цвет «Разноцветные звездочки»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
25. форма «Волшебные бусы»
Учить детей делать формы, опираясь на название фигуры, воспринимаемые на слух.
26. величина «Домики для мишек»
Учить детей определять величину предметов: большой и маленький.
27. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
28. май итоговое «Лепим с мамой или папой»
Учить детей работать в паре с взрослым, проявлять самостоятельность в лепке, самостоятельно придумывая цвет, форму и величину предмета.

Конспект НООД «Разноцветные куличики»
Цель: знакомство детей с основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым.
Материал: кинетический песок четырех основных цветов, формочки для куличиков также четырех основных цветов.
Ход НООД:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает кинетический песок разного цвета, лежащий на столе перед ними, говорят, какого цвета песок: красный, синий и т.д.
Проводится игра «Здравствуй-здравствуй!»
Здравствуйте ручки – здравствуйте! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуйте пальчики – здравствуйте! (дети хлопают в ладоши)
Здравствуй песочек – здравствуй! (дети кладут ладони на песок)
Будем играть, строить, лепить? Да! (дети слегка ударяют по песку на столе несколько раз)
В гости к детям приходит кукла Катя и приносит с собой разноцветные формочки для куличиков. Кукла Катя жалуется, на то, что ей подарили такие красивые формочки, но она не умеет делать куличики и просит детей научить ее. Дети соглашаются.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко в глазки (ладони лежат на песке, пальцы раздвинуты)
Светит ребяткам (ритмично водим по поверхности песка ладонями вправо-влево)
Мы поиграем (сжимаем и разжимаем кулачки, как бы прячем пальчики)
С солнышком в прятки!
Воспитатель проводит объяснение и показ способов заполнения формочек песком с помощью пальчиков. Затем переворачивает формочку и делает куличик. Далее дети самостоятельно лепят куличики, используя формочки.
По окончании проводится анализ работ: воспитатель показывает кукле Кате, какие замечательные разноцветные куличики получились. Называет цвета куличиков.
Кукла Катя уходит.
Дети прощаются с кинетическим песком.
Игра «Пока-пока!»
Пока-пока песочек! (дети похлопывают по песку)
Пока-пока песочек! (дети машут песку ладошкой)
До новых встреч!

Конспект итогового НООД детей и родителей «Пирожные для мамы и папы»
Цели:
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми; создать благоприятную атмосферу при работе.
- Познакомить родителей с итогами работы за год;
- Закреплять сенсорные навыки детей младшего дошкольного возраста;
- Развиваем глазомер и мелкую моторику рук ребенка; чувство формы.
Задачи:
Создание пластической композиции на тарелочке с 2-3 мелкими деталями разных по цвету, форме и размеру (по замыслу детей и родителей);
Вызвать интерес к созданию пластической композиции из кинетического песка.
Материалы и инструменты: кинетический песок разного цвета, формочки для лепки, стеки, пластмассовые тарелочки для пирожных.
Содержание НООД:
Воспитатель говорит вступительное слово: «Сегодня у нас необычное занятие, к нам в гости пришли ваши мамы и папы. Поэтому будем работать вместе». Родители присаживаются поближе к детям.
Игра «Здравствуй песок!»
Здравствуй наш песочек! (дотронутся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной)
В гости к тебе пальчики спешат (дотронуться поочередно пальцами одной, потом второй руки)
В гости к тебе ладошки спешат (дотронуться до песка ладошками – правой и левой)
Поиграть с тобой хотят! (пропустить песок между ладоней, пальцев)
Воспитатель: «Сегодня мы с Вами будет поварами-кулинарами. Мы будем печь пирожные для мам и пап. Я предлагаю Вам совместно придумать, какие у вас будут пирожные и слепить их из песка, используя формочки»
Пальчиковая гимнастика «Пирожки»
Я пеку, пеку, пеку (то одна, то другая рука сверху)
Всем друзьям по пирожку:
Пирожок для мышки, (поочередно загибают пальцы)
Для заиньки-малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка, съешь и ты дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра! (хлопают в ладоши)
Родители и дети самостоятельно лепят пирожные и выкладывают их на тарелочки.
По окончании лепки каждая пара рассказывает про свое пирожное – какого оно цвета, какой формы, какого размера.
Упражнение «Прощание с песком!»
До свидания, песок, будем мы прощаться! (поглаживание ладонями песка)
Но на долго с тобой не будем расставаться! (помахать ладонями)

Список литературы и Интернет-ресурсы:
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: 2007.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: вторая группа раннего возраста - М.: 2015.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПБ.: 2008.
Сапожников О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: 2015.
Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб.: 2007.
Скачать Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью кинетического песка

Рекомендуем посмотреть:

Игры с бумагой для детей дошкольников Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Сенсомоторное развитие дошкольников Развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода

Похожие статьи:

Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук

Игры с пальчиками для старших дошкольников

Конспект занятия в детском саду по развитию познавательных способностей детей подготовительной группы
Опубликовано: 2592 дня назад (20 марта 2017)
Просмотров: 5720
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!