Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Отчёт о работе кружка в детском саду

Отчет по работе кружка в ДОУ по теме «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Для решения этой задачи у нас в МБДОУ «Д/с «Незабудка» мною ведется кружок «Волшебные пальчики», который способствует развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук, улучшению координации и точности движений руки и глаза, всех тех навыков, которые необходимы ребенку при обучении в школе.
Занятия кружка включают в себя разнообразные игровые упражнения, сюда входят пальчиковые игры которые сопровождаю чтением стихов и потешек; отработка графических навыков - это рисование линий, фигурных дорожек, рисование по контуру, штриховка с различным направлением движения руки, раскрашивание, обводка по трафаретам
Занятие начинаю с пальчиковой игры, тем самым создаю эмоциональное настроение, благодаря которому дети увлекаются игрой и с интересом выполняют движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев, подготавливая их для работы в тетради. Вот примеры нескольких игр, которые нравятся моим ребятам. "Апельсин", "Гости", "Замок", "Капуста" и т. д. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, например такие "Мы писали, мы писали наши пальчики устали", "Пальчик-мальчик", "Дружба", это дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Пальчиковые игры и упражнения также провожу в перерывах между занятиями, как физминутку, во время игр в помещении или на прогулке.
На занятиях кружка я создаю условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь мне помогают такие знакомые всем упражнения, как лепка, упражнения с бумагой, сортировка мелких предметов.
Перед лепкой дети разминают пластилин. Это полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный. Дети отрывают кусочки пластилина, скатывают шарик, придавливают между двумя пальцами и приклеивают его к шаблону елочка, в результате получается "Новогодняя елочка с разноцветными игрушками".
Работая с бумагой ребята рвут и сминают ее, делают бумажные шарики, а из шариков выкладывают силуэт – например, кошку, барашка, тучку. В другом задании дети отщипывают маленькие кусочки бумаги и скатывают ее подушечками пальцев, приклеивают на готовый шаблон с изображением птички и кормушки, это зернышки для птички.
Детям нравиться выкладывать из фасоли фигуры животных - кошку, змею, птицу или цветы, деревья. Из пуговиц разных по размеру и цвету выкладывают несложные узоры. Выполняя действия с мелкими предметами, объясняю детям что это надо делать либо щепотью тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывать двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.
Из счетных палочек дети выкладывают различные фигуры: "Флажок", "Качели", "Машина", "Корзина", и др. Фантазируя рисуют пальчиками на манке высыпанной на поднос. После проведения таких заданий подвожу итоги. Итогом является поощрение воспитанников за лучшее выполнение работы.
Подготовив таким образом пальчики к работе, приступаем с детьми к отработке графических навыков. Штриховка является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Эти упражнения способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам. Перед выполнением задания, даю детям инструкцию, штриховку надо выполнять в указанном стрелкой направлении, линии должны быть параллельны друг другу, расстояние между линиями должно быть одинаковым, нельзя выходить за контур изображения.
Обведение контуров по точкам здесь учу детей правильно держать карандаш и правильно направлять его, карандаш не отрывать от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Получившиеся рисунки можно использовать как раскраски.
Детям очень нравится обводить трафареты. На занятии начинали с трафаретов для внутренней обводки (т. к. ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (на пример собственную ладонь или геометрические фигуры - круг или квадрат, а потом переходили к более сложным, фигуры животных, цветы, листья деревьев. Работа с трафаретами воспитывает усидчивость, развивает терпение и даёт первые навыки держать карандаш.
Когда дети начинают более уверенно держать карандаш, включаю в работу метод дорисовки (по принципу симметрии). Упражнения с дорисовкой являются одним из эффективных способов развития воображения.
Также на занятиях кружка и в самостоятельной деятельности использую простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
В кружковой работе большую помощь оказывают родители. Родители со всей ответственностью подходят к процессу обучения своих детей. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Систематически работая над развитием мелкой моторики рук у детей, добилась определенных положительных результатов: кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма. Я рекомендую, родителям и всем кто работает с детьми, шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование движений пальцев рук.
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

Рекомендуем посмотреть:

План работы кружка в детском саду. Старшая группа Аналитический отчет по выполнению программы и подготовки детей к школе подготовительной за учебный Отчёт воспитателя детского сада о работе с родителями Отчет о результатах воспитательно - образовательной работы старшей группы по ФГОС
Сценарий развлечения по правилам дорожного движения в детском саду. Старшая группа
Опубликовано: 2806 дней назад (18 апреля 2017)
Просмотров: 6829
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ольга Владимировна Дубова # 18 апреля 2017 в 14:35 +1
Работа, которую вы проводите, очень важна для детей! Когда ко мне приходят заниматься дети начальной школы с хорошо развитой моторикой рук, я испытываю чувство благодарности к педагогам, которые не упустили эти моменты в детском саду.
Татьяна Мефодьевна Терехова # 21 апреля 2017 в 21:14 0
Спасибо Ольга Владимировна! Я начала вести кружок по развитию мелкой моторики, с детьми 5 лет. И к концу года есть ощутимые результаты. Детям очень нравиться заниматься в д/с, также я даю детям задания на дом, это приветствуется и родителями и детьми.
Юлия Петровна Брюханова # 19 апреля 2017 в 08:47 +1
Здравствуйте Ольга ваша работа важна не только для студентов педологических колледжей, но и для начинающих педагогов так развитие мелкой моторики начинается с самого раннего детства.Самое важное раскрыта в вашем материале,что позволяет понять всю важность развития мелкой моторики у детей.
Мария Алексеевна Широкова # 19 апреля 2017 в 17:52 +1
Спасибо огромное за полезную статью!!!
Анна Юрьевна Бекасова # 18 сентября 2017 в 14:55 0
Интересная статья Татьяна, богатый опыт обобщен. Для коллег пригодится. Обязательно поделюсь вашим опытом и с молодыми педагогами. Всего самого наилучшего!