Песочные чудеса: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, посредством песочной игротерапии.
Однажды я увидела, как трехлетняя воспитанница подбежала к окну, увидев птичку, и непроизвольно "раздвинула" пальчиками пространство...
Способность малышей ловко управлять с сенсорными экранами это прекрасно, но не стоит забывать, что реальный мир имеет не только размер, но и другие параметры: тактильные поверхность, звук, вес, температуру... Сегодня дети перестали воспринимать и исследовать мир руками. Сенсорные и иные технологии так тесно вошли в нашу жизнь, что самые юные из нас не чувствуют грани реального и виртуального.
Познавая мир, ребёнок ощущает всё его разнообразие кончиками пальцев, а на них, как говорил Сухомлинский.. находится ум ребенка. Знакомство человека с окружающим миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Без участия речи ребенок не может осознать мир.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от тонких движений рук. Тренировка мелкой моторики стимулирует общее развитие ребенка и положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его желание исследовать все руками. Движения развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать, воспринимать, анализировать.
Развитие же связной речи в свою очередь очень важно для гармоничного развития ребенка. Связная речь – это умение формулировать и грамотно излагать свои мысли, это придает ребенку уверенность в себе и подчеркивает индивидуальность.
В последнее время появляется все больше и больше детей с задержкой речевого развития, дети начинают поздно говорить, их речь бедна, однообразна. Почти в каждой группе детского сада есть дети, которым требуется логопедическая помощь.
Как же найти такой инструмент, который будет одновременно и увлекаться детей, и многогранно развивать?!
Я задалась этим вопросом несколько лет назад. И ответ оказался перед глазами. Гуляя с детьми я обратила внимание на то, что игра в песочнице это их любимое занятие, там они сажают первые деревья, строят дома, варят кашу, пекут пирожки и угощают ими друг друга.
А ведь именно в песочнице завязываются первые взаимоотношения, именно в песочнице дети с помощью речи учатся договариваться.
Основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра.
А по словам Грабенко Т.М, « Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.»
Песок завораживает человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным, с ним можно творить без страха, что-либо сломать или испортить, дети свободно и легко строят и рисуют, зная, что все на песке можно изменить и исправить.
В последнее время все чаще можно встретить столы с песком и водой в детских садах, но как они используются? Очень популярным для домашних игр стал «космический песок», а в какие игры играют родители и дети дома с песком?
По данным анкетирования, которое было проведено в группах детского сада, выявлено, что у многих дома есть песочницы. По мнению родителей игры с песком положительно влияют на речевое и эмоциональное развитие детей, но большинство детей играют с песком самостоятельно, как умеют.
Искусственная песочница изначально была совсем не детской игрой. Более ста лет назад в Вене прогрессивные психоаналитики, собираясь узким кружком, играли в песок! Юнгианская песочница была сугубо мужским и серьёзным инструментом. Годы шли, и прелести работы с песком стали доступны широкому кругу специалистов; психологи, дефектологи, арт-терапевты, социальные педагоги, логопеды стали использовать песочницу в своей работе. А сейчас работа с песком это и коррекция, и развитие, и релаксация, и диагностика, и творчество.
Я же в своей работе использую технологии песочной терапии, которые позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. С помощью песка происходит процесс самовыражения, он позволяет развивать самооценку, учит работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которым трудно выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой, и на фронтальных занятиях.
На занятиях с детьми мы отправляемся в путешествие в Песочную страну в гости к «Песочной Фее».
Она помогает нам творить чудеса.
Чудеса? Спросите вы….
Детском саду у меня была девочка очень зажатая, необщительная, замкнутая…и на занятиях всегда старалась быть не заметной, но как только мы оказывались в Песочной стране, Валя говорила, да даже не говорила, а кричала: «У меня есть идея!» и дальше на протяжении всего занятия, да и после, она очень активно вступала в беседу. Разве это не чудеса!!!
Песочница является маленькой моделью окружающего мира, и знакомство с ним в таком виде оказывает положительное влияние на развитие речи детей.
И опять вернемся к чудесам! Кинетический песок, «живой» песок или да же «волшебный» говорят дети. Вроде б песок, а не сыплется. Он помогает ребятам не только творить, но и рассказать об этом, загадать загадку…
Создавая картины цветным песком, дети вкладывают в свою работу частичку себя, это особенно заметно, когда на «Песочном вернисаже» ребята достойно представляют свою работу. Это ли не чудеса? Когда вроде бы еще дети, а уже такие взрослые…
Рисование на песке….наверное многие скажут: «А я не умею рисовать», вот так и дети, порой еще не попробовав уже отходят в сторону, боясь быть не успешными…но если понаблюдать ведь правда, не все умеют рисовать, не все и карандаш то держат правильно…а с песком все по- другому…
«Нарисуйте круг» прощу я, «а на что он похож»…и тут забыв про рисование дети начинаю фантазировать, но что б закрепив успех мы рисуем солнце… И смею уверить оно получается у всех!!! Это ли не чудеса…
Так же в своей работе с детьми уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Их поддержка и помощь очень важна, только мы взрослые можем сделать жизнь детей радостной и интересной.
В свою очередь я считаю необходимым делится своими знаниями. Проводя консультации, я пытаюсь донести до родителей как доступными средствами, простыми, но увлекательными играми быть ближе к детям, развивать в них творческую личность, но и конечно речь ребенка.
На мастер-классах родители видят детей совсем другими, меняется отношение к детям, меняются и сами дети!!! Вот оно настоящее ЧУДО!!!
Своим опытом делюсь и с коллегами. Стараюсь, чтоб наши встречи всегда были творческими и насыщенными.
Рекомендуем посмотреть:
Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи
Использование элементов песочной терапии в коррекции звукопроизношения дошкольников
Опыт работы учителя логопеда в ДОУ
Автоматизация свистящих и шипящих звуков у детей в картинках