Библиотека - территория толерантности. Материал для библиотекаря
Библиотека- территория толерантности
Название нашего сегодняшнего методического объединения звучит так: «Библиотека - территория толерантности».
В самом деле, разве не тут самое место для терпимости, готовности жить в мире и согласии, принимая непохожие взгляды и чужие культурные традиции.
«Библиотека – территория толерантности» – такой лозунг можно услышать часто в последние годы, хотя ничего нового для демократического библиотечного дела в этом лозунге нет. С древнейших времён и до наших дней библиотеки сохранили статус особого общественного института, определяющей ценностью которого являлась бесплатность и доступность, куда можно войти просто так – провести время, встретиться с друзьями, обменяться мнениями. Здесь тепло и уютно, есть газеты, журналы и книги. В лице библиотекаря все должны найти собеседника, друга, с которым можно посоветоваться.
Толерантность в переводе с английского языка - возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как терпимость по отношению к другому. Толерантность - искусство жить рядом с непохожим, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Понятие «толерантность» сегодня трактуется очень разнопланово. Прежде всего, это терпимое отношение к иному, непохожему на тебя, чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.
По сферам проявления толерантности различают такие направлениям, как:
• Политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические установки;
• Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ;
• Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям и ученикам, умение понять и простить их несовершенство;
• Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии;
• Культурная толерантность - уважение явлений культуры, представляющей ценность для других, допущение плюрализма вкусов;
• Этническая толерантность - разнообразие и взаимопроникновение этносов и многое другое.
16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО - приняли Декларацию принципов толерантности (терпимости). В 1996 году Генеральная ассамблея ООН предложила ежегодно 16 ноября отмечать Международный день терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Символом толерантности признан радужный флаг. Актуальность темы формирования толерантного сознания бесспорна. Особенно по отношению к детям, юношеству и молодежи. Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую и гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей толерантности. Библиотека – одна из наиболее подходящих и подготовленных площадок для воспитания и пропаганды толерантности и может стать местом встречи, интеграции и сосуществования представителей различных культур, вероисповеданий и национальностей, «полигоном» по формированию новой модели межнациональных отношений.
«Где процветают библиотеки, там мир, благодать, успешное решение труднейших социальных проблем и уважение к человеку». Библиотеки сегодня не только место, где можно почитать книги, но и важнейший ресурс по развитию взаимопонимания между людьми, территория диалога культур, площадка постоянного общения между представителями различных социальных групп. Формирование толерантного сознания у подрастающего поколения позволит им в будущем быть более успешными в обществе и в дальнейшей жизни. Воспитание культуры толерантности в молодежной среде необходимо для того, чтобы сегодняшняя молодежь, повзрослев, придя во взрослую жизнь, была вооружена пониманием ценностей ненасилия, терпимости, умением уважать права и свободу другого человека.
Так международной федерацией библиотечных ассоциаций был подготовлен манифест школьных библиотек, одобренный Юнеско в 1999 г., который провозгласил: « Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьные библиотеки прививают учащихся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность”.
Школа формирует среду, которая приобщает подрастающее поколение к социальным ценностям. В школе происходит прогнозирование и планирование будущего, через школу сообщество формирует и утверждает собственные перспективы.
Однако сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью всё чаще проникают в школу. Названные тенденции не обошли стороной и нашу школу. Поэтому так актуально сегодня активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.
Учитывая тот факт, что школьная библиотека - неотъемлемая часть образовательного процесса, а одной из главных задач библиотеки является побуждение учащихся к овладению навыками критической оценки и использования информации вне зависимости от вида, формата и носителя на практике, обращая особое внимание на способы коммуникации, - на школьную библиотеку возлагается особая миссия.
Образовательная система школы представляет систему, звенья которой тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Читателями нашей библиотеки являются все учащиеся и педагоги школы. В школе обучаются дети пятнадцати национальностей и все они признаны, приняты и поняты в стенах библиотеки.
Особенность социума микрорайона налагает на школу особую ответственность за формирование человека - гражданина общества. Процесс сложный, многоступенчатый, в котором задействованы все участники образовательного процесса. В процессе деятельности имеют место обострение проблема отношений учителя и ученика, что создает дискомфорт. Одной из задач образовательной программы школы является создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса. В первую очередь психологически комфортных условий. А они-то и должны основываться на принципах толерантности, именно этот принцип лежит в основе педагогики сотрудничества, элементы которой внедрены и внедряются в жизнь школы. Не менее важным звеном в цепи общений в школе является звено ученик-ученик. Не секрет, в какой неприемлемой форме общаются наши воспитанники, как нетерпимы они друг к другу ко всем. Кто мыслит, поступает не так, как бы им хотелось.
И, наконец, учитель - семья. Не всегда общение в этом звене направлено на достижение взаимопонимания. Еще встречаются случаи, когда родитель оказывается в роли провинившегося ученика, а зачастую и родители стараются неуспешность своего ребенка перевести на учителя. Во всех случаях страдает ученик. Коллектив работает над решением данных проблем, но я считаю, что необходима придать более целенаправленный характер по решению данных проблем.
Отсюда и необходимость программы, которая объединила бы усилия всех в данной направлении.
Сроки и этапы реализации программы:
I этап (201..) - разработка программы «Толерантность: объединяем усилия».
II этап (201..- 201.. )- экспериментальное внедрение данной программы.
III этап (201.. ) - полномасштабное внедрение программы.
Ожидаемые конечные результаты
• Создание методической, организационной базы с целью внедрения норм толерантного поведения в школе.
• Внедрение в образовательную систему школы мероприятий по формированию установок толерантного сознания и поведения.
• Создание в школе условий утверждения принципов толерантности.
• Создание тематической картотеки источников информации по вопросам толерантности, создание картотеки названий произведений, авторы которых обращаются к вопросам мира, согласия и терпимости.
Хочу привести пример из опыта нашей работы в школе, учащиеся у нас, как известно, весьма многонациональны. Пятиклассникам было предложено подготовить классный час, на котором представители разных национальностей расскажут каждый - о своем народе, его религии, обычаях, культуре, кухне и т.п. Задание вызвало небывалый интерес и энтузиазм, к его выполнению были привлечены не только мамы и папы, давно ассимилировавшиеся в русскоязычной среде центра Ташкента, но и бабушки, сохранившие свои национальные корни.
Результатом проведения этого классного часа стало не только знакомство с национальными особенностями русских, узбеков, армян, евреев, корейцев, но и, главное, - интерес к иным национальным культурам, к иным, не похожим на свой собственный, национальным мирам, интерес, который уже не угаснет. Из такого интереса - сначала к соседу по парте или по дому, а потом и по планете! - как раз и прорастут зерна толерантности, осознание богатства мира людей и культур!
Терпимость как никогда ранее важна в современном мире, она является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально- экономического развития всех народов. Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание толерантности – неотложная и важная задача, стоящая перед школой и библиотекой.
Библиотеки изначально являются территорией толерантности, где людей не делят по социальному и национальному признаку, вероисповеданию, принадлежности к каким-либо группам. Для библиотеки - все люди, пришедшие в нее, прежде всего, читатели. Для всех создаются равные условия для комфортного общения и получения необходимой информации.
Тема толерантности в художественной литературе освещена более подробно, примерами могут служить следующие произведения: «Морозко»
Падчерица-дочь здесь терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности.
Аналогичным примером служит сказка "Золушка", где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение.
В "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: "Князь Гвидон зовет их в гости, Их и кормит и поит... "
В романе Пушкина "Евгений Онегин" толерантной личностью можно назвать Татьяну Ларину, которая являет образец верной и достойной жены.
Хотя Онегин и не безразличен ей, Татьяна восклицает: "Но я другому отдана и буду век ему верна". Она терпеливо относиться и к окружающему ее обществу и к людям, с которыми не совсем согласна.
В мире существует столь бесконечное множество идей, устремлений, целей, понятий, что их невероятно, трудно и, вероятно, невозможно объединить и привести к общему знаменателю.
Разумеется, обеспечение читателей необходимой информацией - одна из основных функций библиотеки. Но, если ограничиваться только или в основном этим, не только сузится территория толерантности, но и само понятие приобретет новый смысл. Ведь оно многозначно. В медицинской литературе мы найдем одно определение, в литературе по биологии - другое, в научно-технической литературе под толерантностью, как правило, понимаются «адаптивные свойства объекта, возможность настраивать его к требованиям окружающей среды».
И в этом месте можно было бы рассмотреть интересную тему «Толерантность и автоматизация библиотек» с подтемами: толерантность и авторское право, толерантность и информационный рынок, но рассказ мой о другом.
Еще раз напомнив вам о далеко не единственной информационной функции библиотеки, уточню название доклада. Библиотека - не территория толерантности как таковой, но одна из наиболее подходящих и подготовленных площадок для воспитания - и не побоимся этого скомпрометированного слова - пропаганды толерантности.
Толерантность ассоциируется с антипатриотизмом, с отказом от собственного национального и человеческого "Я", с преклонением перед "чужестранным", чаще всего американским образом жизни и мышления и т.п. С другой стороны, психологически понятная и подогреваемая многими СМИ ассоциативная связь "терроризм - мусульманство" влечет за собой осознанный отказ от толерантного отношения к мусульманам и "лицам кавказской национальности". Толерантность в этом случае понимается как призыв к всепрощению, примирению с терроризмом.
В связи с проведением Всероссийской акции "Открытый урок "МИР БЕЗ НАЦИЗМА", в школьной библиотеке был проведен библиотечный урок под названием «ТОЛЕРАНТНОСТЬ-ДОРОГА К МИРУ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ».
В мероприятии принимали участие старшеклассники.
Ребята дали объяснения таким терминам как милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание… обратили внимание на то, что в последнее время мы часто стали обращаться к этим словам, будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Просмотр видео «Толерантность-путь к культуре мира» никого не оставил равнодушным.
Ведь в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком
Поговорили о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость и доброжелательность.
Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Между тем понятие "толерантность", имея глубокие исторические корни, в наше время постигается и "приживается" с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе российского образования.
Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания у юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена.
Конечно, в первую очередь это проблема воспитателей, социальных педагогов и психологов. Особенно трудно формируется толерантность к "другому", когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - "плохой", "неприемлемый". И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" - в "другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного! Залогом такого преобразования может и должно стать своего рода "приближение" к национальному миру других народов в самых разных его проявлениях.
Презентация на тему: Библиотека- территория толерантности
Слова благодарности автору материала на тему, безусловно, весьма злободневную и, в целом, неоднозначную!
Всё, что касается показу роли библиотеки и задач библиотечного работника - по делу, справедливо.
Предложение:
Чтобы быть информативнее (а, значит, более объективным), на мой взгляд, можно:
1) отметить в контексте проблемы толерантности и призывов "Все - под разноцветный флаг" проблему размывания идентичности (национальной, гендерной и пр.) в глобализирующемся обществе;
2) вслед за М.Задорновым, сатириком и патриотом своей страны, хочется призвать к активному использованию русских слов (мне, к примеру, приятнее осознавать себя не толей-рантным, а уважающим людей, дружно живущих рядом со мной).