Конспект по музыкальной литературе для учащихся 5-7кл. Тема: Жизнь и творчество Р. Шумана
Автор: Богатырева Анастасия Александровна, преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Узловской детской школы искусств (МБУДО УДШИ).
Описание материала: Вашему вниманию предоставлен конспект для детей 2 года обучения по музыкальной литературе. Этот материал включает в себя жизнь и творчество выдающегося композитора - романтика. Материал данной работы может быть полезен для школ искусств, общеобразовательных школ.
Цель: Познакомить детей с творчеством немецкого композитора Р. Шумана.
Задачи: Пробудить интерес к музыке Р. Шумана
Демонстрационный материал: картины, портреты, аудио-записи и игра музыкальных фрагментов на фортепиано.
«Освещать глубину человеческого сердца - вот назначение художника".
(Р. Шуман)
Его творчество одна из вершин мирового музыкального искусства 19 века. Р. Шуман - гениальный немецкий композитор, критик, обладавший прекрасным литературным талантом. Мало кто может сравниться с Шуманом в проникновенности, с которой он звуками передаёт тончайшие нюансы жизни человеческой души. Мир чувств - неиссякаемый родник его музыкально-поэтических образов. Шуман вошел в историю музыки как мастер психологического «портрета» и музыкального «рассказа». В годы юности он умело рисовал музыкальные портреты людей.
Он жадно интересуется жизнью («меня волнует все, что происходит на белом свете: политика, литература, люди»), и он же – замкнут, сосредоточен в себе. В нем уживаются бурная активность и редкая молчаливость. Именно Шуману, написавшему множество блестящих музыкально-критических статей, принадлежит известный парадокс: «Лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». И наконец, если взять самое сокровенное в его музыке – лирику, она поражает контрастами «бури и натиска» и тихой, почти отрешенной мечтательности.
Р. Шуман родился в Саксонии 8 июня 1810г. С 7 лет он брал уроки фортепиано, увлекся импровизацией и в 13 лет написал Псалом для хора с оркестром. Он очень любил литературу, в изучении которой сделал большие успехи в годы учения в гимназии. Все свободное время он посвящает чтению и музыцированию.
Занятия с известным фортепианным педагогом Ф. Виком, посещение концертов в Лейпциге, знакомство с произведениями Ф. Шуберта способствовали решению окончательно посвятить себя, музыке. В 1830 году Р. Шуман впервые услышал Н. Паганини, чтобы достичь такой же виртуозности стал заниматься с большим упорством. Но самодельное механическое устройство для разработки рук, повреждает ему сухожилие.
С 1834 г. Шуман становится редактором, а затем и издателем нового музыкального журнала. В своих статьях, Шуман представляет читателю идеал истинного искусства, который он видит в произведениях Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона, Ф. Шопена и Г. Берлиоза, в музыке венских классиков, в игре Н. Паганини и юной пианистки Клары Вик-дочери своего учителя.
В 1835 году он создает фортепианный цикл «Карнавал». Это придуманный мир композитором, в котором дорогие ему люди Шопен, Паганини, пианистка К. Вик существуют вместе с выдуманными персонажами. В 29 лет Р. Шуман влюбляется в дочь своего учителя К. Вик-выдающуюся пианистку. Но отец девушки противится свадьбе. Он боится, что Клара перестанет концертировать и он лишится источника дохода. Фантазия до мажор, Крейслериана, Новеллетты, Юмореска, Венский карнавал) принесла Шуману вторая половина 30-х гг., прошедшая под знаком борьбы за право соединиться с Кларой Вик.
В первый год семейной жизни он создает около 140 песен. В том числе на стихи А. Шамиссо и Г. Гейне. Творчество 40-50-х гг. отмечено значительным расширением круга жанров. Шуман пишет симфонии (Первую - Весеннюю, 1841, Вторую, 1845-46; Третью - Рейнскую , 1850; Четвертую, 1841-1-я ред., 1851 - 2-я ред.), камерные ансамбли (3 струнных квартета - 1842; 3 трио; фортепианные Квартет и Квинтет; ансамбли с участием кларнета - в т. ч. Сказочные повествования для кларнета, альта и фортепиано; 2 сонаты для скрипки с фортепиано и др.); концерты для фортепиано 1841-45), виолончели (1850), скрипки (1853); программные концертные увертюры (Мессинская невеста по Шиллеру, 1851; Герман и Доротея по Гете и Юлий Цезарь по Шекспиру - 1851). Одной из кульминаций всего творчества композитора явилась музыка к драматической поэме Байрона Манфред (1848) . Не изменяет Шуман и любимому фортепиано (Лесные сцены, 1848-49 и др. пьесы) - именно его звучание наделяет особой выразительностью его камерные ансамбли и вокальную лирику. Неустанными были поиски композитора в области вокально-драматической музыки (оратория Рай и Пери по Т. Муру - 1843; Сцены из Фауста Гете, 1844-53; баллады для солистов, хора и оркестра; произведения духовных жанров и др.).
Интенсивная работа приводит к ухудшению здоровья. На 34 году жизни у композитора впервые появляются признаки душевной болезни. В феврале 1854 г. сильный приступ болезни привел к попытке самоубийства. Пробыв 2 года в лечебнице, Р. Шуман скончался.
Меня интересует всё, что происходит в мире: политика, литература, люди. Обо всём я размышляю на свой лад, и потом это ищет выражения и выливается в музыке. (Р.Шуман)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы
Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения
Биография Гнесиной
Посвящение в первоклассники в ДШИ. Сценарий
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ