Балет И.Ф. Стравинского "Жар-птица"
Описание материала: Вашему вниманию предоставлен конспект для детей старших классов по музыкальной литературе. Этот материал включает в себя жизнь и творчество выдающегося композитора И.Ф. Стравинского. Материал данной работы может быть полезен для детских музыкальных школ, школ искусств, а также для музыкальных колледжей.
Цель: Познакомить детей с балетом И.Ф. «Жар-птица».
Задачи: Пробудить интерес к музыке.
Демонстрационный материал: картины, портреты, аудио-записи и игра музыкальных фрагментов на фортепиано.
Известно, что замысел балета «Жар-птица» не принадлежал И.Ф. Стравинскому. Балет был заказан ему, когда либретто было уже готово. Идея создания сценического произведения возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных к одному из самых влиятельных эстетических кружков начала ХХ века — «Миру искусства». Либретто было написано М.М.Фокиным при участии художников А.Н.Бенуа и А.Я.Головина. В основу сюжета положены мотивы разных русских народных сказок о Жар-птице и Кащее Бессмертном.
Премьера балета состоялась весной 1910 года в Париже и принесла Стравинскому триумфальный успех. Он сразу был признан выдающимся музыкантом Парижа.
Сюжет этого одноактного балета повествует об Иване – Царевиче, который ловит Жар - птицу, и взамен за свободу она оставляет ему одно из своих волшебных перьев. Иван забирается в волшебный сад Кащея Бессмертного, чтобы освободить пленных царевен, но Кащей со своей свитой чудищ нападает на Ивана-Царевича и угрожает превратить его в камень. Тогда Иван вызывает Жар-птицу с помощью пера, которое она отдала ему, и та приводит его к гигантскому яйцу, в котором заключена смерть Кащея. Иван-Царевич разбивает яйцо, убивает Кащея и женится на самой прекрасной из пленённых царевен.
Жар-птица, ожившая в музыке Стравинского, мало чем напоминает образы своих предшественниц в русской музыке – робкую человечную Снегурочку, нежную влюбленную Волхову. Ее характер лишен психологической насыщенности. Это скорее символ вечной красоты и гармонии.
На балет сильное влияние оказал «мирискуснический» театральный эстетизм, а также общая установка на воссоединение музыки с изобразительной и хореографической стороной балета. Красочные пряные гармонии, изысканная оркестровка Стравинского словно копируют невиданную роскошь декораций и костюмов, сделанных по эскизам А.Я.Головина и Л.С.Бакста.
Музыка балета — ярко красочная, наполнена оркестровыми эффектами. Хотя балет еще написан в традициях Римского-Корсакова, он уже несет на себе отпечаток неповторимой индивидуальности автора.
«Жар-птица» открывается вступлением, вводящим в волшебный звуковой мир. Сумрачные «ползущие» звучания вступления рисуют зачарованный сад Кащея, его зловещее царство. Неведомо откуда доносится затаенный гул, слушается пугающие зовы. Они приближаются, наплывая, сменяются переливчатыми звучаниями. Стравинский подчеркивает с помощью выразительных средств музыки фантастичность и вымышленность, исходящую от русской народной сказки. Все во вступлении приковывает внимание своей необычностью. По стилю вступление близко к импрессионизму.
Сцены «Заколдованный сад Кащея» и «Появление Жар-птицы, преследуемой Иваном-царевичем», сочинены в духе «балетного речитатива». Далее следует: «Пляс Жар-птицы», «Пленение Жар-птицы Иваном-царевичем», «Мольба Жар-птицы». «Пляс Жар-птицы» фантастичен, причудлив. Он очень эффектно инструментован. Это настоящая звуковая феерия, где на фоне пульсации аккордов медных и тихого шуршания струнных, пассажей кларнета-пикколо и флейт звучат чудесные глиссандо арф и челесты. Все это подчеркивает фантастичность образа Жар-птицы. Роль «Пляса» в музыке балета очень значительна.
Гармонический язык «Пляса» включает в себя альтерации, хроматизмы, энгармонизмы отдельных тонов и целых аккордов . Вертикаль многосоставна, как правило звучат нонаккорды. При этом в терцовой структуре аккорда можно встретить секунды, кварты, что идет от линеарности мышления.
«Пляс Жар-птицы» - первый итог исканий, ведущий начало от «Фантастического скерцо» и «Фейерверка». Композитор считал этот номер самым удачным в балете.
«Мольбы Жар-птицы» - совсем новая грань ее образа. Фантастичность сохраняется, но раскрывается уже не ослепляющий блеск, не обжигающая красота, а живое обаяние чувства, обращенного к добру, к человечности, как бы они ни были немыслимы в Кащеевом царстве беспощадного зла, царстве «бесчеловечного».
Следующие этапы большой сцены Ивана-царевича и царевен - «Игра царевен золотыми яблоками», внезапный выход Ивана-царевича и «Хоровод царевен». В них растет живое человеческое начало. В музыке ярко выделяется диатоническая сфера. С появлением царевен возникает новый пласт музыкального повествования сказки-балета. Нежные венки хороводов царевен оплетают Ивана-царевича, принятого ими в свой круг.
В медленном, женственном «Хороводе царевен» Стравинский использует русскую народную песню «Как по садику, садику». Музыкальный колорит напоминает здесь «Волшебное озеро» А.К.Лядова с его тончайшей звукописью. «Хоровод царевен» - это словно песня-танец, в затаенности которой таится прекрасная женственность и вера в избавление от злых сил.
«Поганый пляс Кащеева царства» — зловещий, словно неживой танец. Музыка его красочна, насыщена острыми ритмическими перебивками, исполненными дикой стихийной силы. «Поганый пляс» - это не просто эпизод сказки-балета, не просто пляс расходившихся злых сил. Это танец заклятия, несущий одним - гибель, а другим - избавление. Жар-птица привела в движение бесовский хоровод царства Кащея, направила своей волей его злую силу на саморазрушение в ярости. Смыслом «Пляса» становится противоборство жизни и смерти, движения и застоя, завершающееся крушением зла и торжеством красоты и радости.
Драматургическое напряжение повествования, достигшее высшей кульминации в «Паганом плясе», не ослабевает в «Колыбельной», а переходит в тихую кульминацию. Музыка «Колыбельной» излучает теплоту и лиризм, она пленительна каждой своей ноткой, а совершенством формы отражает воздействие лядовского миниатюризма. Жар-птица приносит конец чарам Кащея и пробуждает жизнь.
Гипнотическое оцепенение сна охватывает царство Кащея. Один Кащей пытается противиться ему, но это всего лишь бессильная агония. В ней больше злобы и ужаса, чем прежней власти.
Мир света, любви и радости прославляется в финале. Стравинский вновь возвращается к русской народной песне, используя «У ворот сосна раскачалася». Этот момент балета был сильно раскритикован многими исследователями, например, Н.Брюсовой и Ю. Келдышем - за несоответствие музыки Стравинского песне. Ярустовский говорил о финале «Жар-птицы», что здесь явлен «один из смелых и творчески оправданных примеров обновления Стравинским традиционных средств». Балет был наречен в Европе «русским чудом», а новый этап в развитии театрального искусства стали именовать «эрой Дягилева».
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы
Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения
Биография Гнесиной
Посвящение в первоклассники в ДШИ. Сценарий
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ