Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения

Тема: «Краски музыки»
Предмет: Музыкальная литература
4 класс фортепианного отделения
На уроке представлен яркий образный материал, с учетом возрастных особенностей детей. Весь урок построен на едином сюжете. Разработка построена в форме урока-концерта, музыкальные произведения может исполнять педагог или учащиеся школы.
Концерт-беседа
Беседы для школьного младшего возраста.
Цель:
1. развитие познавательного интереса детей к музыке разных эпох;
2. приобщение к музыкальной культуре на основе постижения образного содержания средств музыкальной выразительности;
Задачи: Воспитательные: развитие нравственных чувств и качеств детей через образное содержание музыкальных произведений.
Образовательные:
1. углубить музыкальные знания учащихся на основе произведений отечественных и зарубежных композиторов;
2. раскрыть особенности интонационного построения музыкального языка, обратить внимание на специфику звучания аккордов;
3. закрепить имеющиеся знания об основных музыкальных жанрах (песня, танец, марш). Повторение музыкальных терминов: мажор, минор, акцент, динамика, регистр, синкопа, трель.
Развивающие:
1. на основе обращения к выразительным и изобразительным интонациям в музыке развивать слуховые представления детей;
2. развитие образного мышления детей;
3. формирование интереса к музыке современных отечественных и зарубежных композиторов 19 века;
4. расширение кругозора детей;
Музыкальный репертуар
1. Н.Раков «Озорник»
2. С.Бархударян «Болтунья»
3. Е.Туманян «Весёлая обезьянка»
4. Б.Печёрский «Очень важная принцесса»
5. Г.Свиридов «Колдун»
6. Э.Тамберг «Танец золушки»
7. Ю.Фалик «Оловянный солдатик»
8. И.Брамс «Колыбельная» (запись)
19. С.Прокофьев «Симфония №1, 1 часть» (запись)
Ход урока:
В одном маленьком городке, стоящем на берегу моря, жили-были неразлучные друзья: мальчик Саша и девочка Даша. Саша был озорным мальчуганом, любил пошалить, как и все мальчишки, частенько огорчая своих родителей непослушанием. Даша была веселой общительной девочкой. Но иногда ее общительность переходила в долгую монотонную болтовню. Это было самым большим ее недостатком.
Учитель: Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует нам портрет а чей он будет, вы, ребята, отгадаете сами.
Звучит пьеса Ракова «Озорник».
А как вы догадались, что это музыкальный портрет Саши! (Ответы детей)
Учитель: Я вам хочу подсказать, что в этой музыке используется такой прием, который называется синкопой. Это смещение сильной доли на слабую (такты 4,6,7). Эти синкопы повторяются несколько раз в пьесе и изображают нам прыжки этого мальчугана.
Учитель: Эту пьесу композитор Раков назвал именно «Озорник».
Композитор рисует нам образ озорника с помощью:
1) активного ритма (синкопы, паузы);
2) повторяющихся элементов в мелодии;
3) призывных интонаций.
Учитель: Все это называется средствами музыкальной выразительности. А сейчас, ребята, прослушайте пьесу, которая нарисует нам портрет девочки Даши. Называется пьеса «Болтунья», а написал ее композитор Бархударян. Звучит музыка.
Обсуждение после прослушивания.
Учитель: А почему узнали в музыке образ девочки-болтуньи?
Ответы детей.
Учитель: В мелодии пьесы встречаются постоянные повторы, которые рисуют нам беспрерывный разговор девочки. Эти повторы являются вырази-тельными интонациями в музыке.
Саша и Даша были хорошими друзьями и мечтали о больших путешествиях и приключениях. Однажды, собрав из досок плотик, они решили на нем покататься, хотя родители строго-настрого запрещали им. заходить в море без присмотра взрослых. Спустив плотик на воду, друзья поплыли, весело запевая песенку. Но вдруг, откуда ни возьмись, на небе появились страшные черные тучи, которые закрыли солнышко. Все потемнело. Налетел страшный ураган, который все дальше и дальше отдалял детей от берега, а затем и вовсе унес в открытое море. Долго ли, коротко ли плыли дети по бушующему морю, но постепенно погода стала успокаиваться и вскоре они оказались на острове. Остров показался детям необитаемым, каким-то таинственным, потому, что вокруг не было видно ни души. Вдруг с дерева спрыгнула обезьянка, которая поприветствовала детей. Обезьянка рассказала Саше и Даше, что попали они на волшебный музыкальный «Остров Сказок», где раньше все очень любили петь, танцевать и веселиться, но теперь здесь все иначе. Их остров захватил колдун. Добрую принцессу запер в замке.
Учитель: А сейчас, ребята, послушайте музыку, которая нарисует нам портрет обезьянки и скажите, какая же она была?
Звучит пьеса «Веселая обезьянка».
Обсуждение характера музыки.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему вы узнали в музыке именно обезьянку? С помощью легких отрывистых звуков композитор передает нам порывистые движения обезьянки. Чтобы передать в музыке скачки обезьянки композитор Туманян использует два регистра. Ребята, а вы помните, что такое регистр?
Дети: Регистр - это группа звуков, близкая по характеру звучания.
Учитель: А какие бывают регистры?
Дети: Высокий, средний, низкий.
Учитель: В этой пьесе используются средний и высокий регистры. Композитор использует их для того, чтобы показать нам как прыгала обезьянка с ветки на ветку (из одного регистра в другой).
По своему характеру обезьянка была веселой. Она не унывала, надеясь на то, что когда-нибудь их остров обязательно будет свободным и добро победит зло. Обезьянка рассказала детям, что освободить принцессу от колдуна сможет тот, кто отгадает три его загадки. Дети решили освободить принцессу, чтобы Остров Сказок снова наполнился веселой музыкой, а все его жители стали, как и прежде, петь песни, танцевать и веселиться.  Им надо было торопиться, потому что они могли не успеть найти спрятанную. Обезьянка осталась в лесу. Из одного окна, где мерцал огонек, доносилась тихая мелодия. Когда Саша заглянул в окно, музыка еще звучала. Мальчик увидел принцессу.
Учитель: А сейчас, ребята, вы услышите эту музыку, которая доносилась из окна. А какая она была по характеру, какой образ поможет вам увидеть музыка, вы расскажете.
Звучит пьеса Б. Печерского «Очень важная принцесса»
Учитель: Какая по характеру была музыка?
Дети: Грустная, печальная, серьезная...
Учитель: А какая это была принцесса: важная, серьезная или
легкомысленная, ветреная?
(Ответы детей)
Принцесса очень обрадовалась, увидев мальчика. Она сказала, что от злых, заклятий колдуна ее могут спасти только три загадки, отгаданные спасителями. Колдун появляется в полночь. В назначенный час дети увидели вдали маленькие огоньки, которые постепенно приближались к ним. Через некоторое время Саша и Даша увидели существо, одетое в черный плащ, на котором мерцали яркие огоньки. Это и был тот колдун, захватчик острова. Колдун, спустившись на землю, приблизился к детям.
Учитель: А сейчас, ребята, вы послушаете пьесу, которую написал композитор Георгий Свиридов, а называется она «Колдун».
После прослушивания. Какая прозвучала музыка?
Дети: Грозная, страшная, угрожающая.
Учитель: А в каком регистре звучала музыка колдуна?
Дети: В низком.
Учитель: Мне, ребята, этот колдун показался таинственным и загадочным.
Колдун назначил испытания на следующее утро на Центральной площади города. Утром на площади собралось много сказочных героев, жителей острова. Колдун объявил первую загадку. Жители волшебного музыкального острова расступились, образуя круг. А в центр вышла прекрасная Золушка. Зазвучала музыка и Золушка стала танцевать. Дети должны были угадать название танца, который она танцевала. Звучит пьеса «Танец Золушки».
Учитель: Как вы думаете, ребята, что это был за танец?
Дети: Вальс
Учитель: Молодцы! А почему вы решили, что это вальс?
Дети: Музыка плавная, спокойная...
Учитель;(уточняя): Здесь используется трехдольный размер. В вальсе; движения плавные, как бы кружащиеся: Эта пьеса называется «Танец Золушки», а написал ее композитор Тамберг.
После того, как Золушка закончила свой танец, дети бойко и весело ответили, что этот танец — «вальс». Тогда колдун загадал вторую загадку. Нужно было отгадать название музыки. На середину площади вышел Оловянный солдатик. Зазвучала мелодия и солдатик начал делать движения.
Учитель: Сейчас, ребята, прозвучит музыка, которую написал композитор Юрий Фалик. Вы хорошенько подумайте, как можно назвать эту музыку и почему? Давайте встанем, и во время исполнения музыки вы будете двигаться.
После прослушивания.
Учитель: Как же можно назвать такую музыку?
Дети: Марш.
Учитель: А почему вы решили, что это именно марш, а не вальс или полька? Дети: Музыка была бодрая, веселая, под нее хотелось идти, маршировать. Учитель: Ритм марша ровный, «шагающий». Марш пишется в двухдольном, размере (на 2/4 или 4/4 - сочетается со счетом на «два» - «раз-два», «раз- два»).
Учитель: А как вы думаете, он был настоящим или игрушечным?
Дети: Игрушечным.
Учитель: Легкие, отрывистые нотки показывают, что это сказочный, игрушечный герой.
Саша и Даша правильно отгадали и эту загадку. Колдун был очень недоволен. Он боялся, что если дети отгадают и третью загадку, то его чары потеряют силу, принцесса станет свободной, «Остров Сказок» вновь зальется музыкой и весельем, а он - колдун - исчезнет. Он решил спеть детям песню, название которой они должны были отгадать. И чтобы дети не отгадали по словам название песни, колдун запел на иностранном языке (Звучит запись «Колыбельной» И. Брамса)
Учитель: Понравилась ли вам музыка, ребята? Как мы назовем эту песню? Дети: Колыбельной.
Учитель: А как вы догадались, что это была именно колыбельная?
Дети: Музыка была мягкая, нежная.
Учитель: Эту колыбельную исполняет мужской голос, который называется тенор. Певца зовут - Янис Заберс.
Учитель: Это произведение написал немецкий композитор Брамс, живший в 19 веке. Но мы, живущие в 21 веке, смогли узнать характер музыки, ее выразительные интонации: убаюкивающий характер аккомпанемента, мягкая, нежная, плавная мелодия.
Наши герои отгадали и третью загадку. Как только прозвучал правильный ответ, колдун исчез, словно испарился куда-то, клетка, в которой сидела принцесса, сама открылась. Жители города Сказок с радостными возгласами стали благодарить своих освободителей. Принцесса пообегщала исполнить любое желание ребят, так как они смелые и отважные, ведь рискуя своей жизнью, ради спасения друзей, победили жестокого колдуна. Заветным желанием Саши и Даши было возвращение домой. И вдруг подул ветерок (включается запись «1 симфонии» Прокофьева, 1 часть), который подхватил детей, как пушинок, и понес их над островом, затем над морем и скоро они приземлились на знакомом родном берегу. Саше и Даше понравилось это удивительное путешествие.
Сегодня на уроке, вы, ребята, познакомились в основном с музыкой наших отечественных композиторов, за исключением немецкого композитора Иоганнеса Брамса, жившего в 19 веке (1833-1897).
Прозвучала музыка разная, интересная, необычная. Но вы смогли понять ее и, думаю,  полюбить.
Путешествуя по сказке, ребята, мы с вами очень много узнали.
Мы узнали, что музыка помогает раскрыть образы и характеры героев. Музыка - как художник, с помощью выразительных и изобразительных интонаций, рисует нам портрет того или иного героя. А мы с вами узнаем этого героя.
Теперь, слушая различные музыкальные произведения, вы сможете узнать эти интонации и более глубоко понять и почувствовать музыку.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы Биография Гнесиной Посвящение в первоклассники в ДШИ. Сценарий Брейн - ринг по музыкальной литературе для учащихся VI класса ДШИ

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ

Биография Гнесиной
Опубликовано: 3919 дней назад (31 марта 2014)
Просмотров: 3595
+2
Голосов: 2
Валерий Григорьевич Вершинин # 15 февраля 2015 в 20:15 0
Уважаемая Любовь Геннадьевна! Ваша идея урока-путешествие мне - понравилась. Но хотелось бы обратить ваше внимание на оформление работы, точное определение цели и задач. Ну, это вам лучше подскажут администраторы сайта. Теперь по ходу урока.Вы всё сами рассказали детям: и про события, и про характеры, и про синкопу. Опять всё даём готовенькое. Ни подумать, ни вообразить, ни сочинить самостоятельно или коллективно. А можно было наводящими вопросами подвести учащихся к "своей догадке". И так во всех пьесах. Жалко! Пьесы, действительно, образные, помогают развивать фантазию и миышление.