Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Подросток и конфликты

Подросток и конфликты. Конфликтная компетентность педагогов в их решении
Автор: Мостайкина Наталья Юрьевна, педагог-психолог высшей категории
Время проведения: 30-40 минут
Возраст: 18-80л.
Данный материал будет полезен для педагогического совета и МО классных руководителей.
Цель: формировать конфликтную компетентность педагогов и способность толерантного поведения.
Задачи:
Обозначить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».
Рассмотреть подростковые конфликты и их особенности.
Изучить правила решения конфликтных ситуаций

Уважаемые коллеги! Сегодня мы будем говорить о подростковых конфликтах , тем самым будем формировать конфликтные компетенции педагогов. Давайте разберем понятие конфликтологическая компетентность . Это часть социально-психологической компетенции, умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом. Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу так как «предметом» его профессии является другой человек ( личность - ребенок)
Давайте рассмотрим, что же входит в данные компетенции?
Выделим главное:
- понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
- формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
- обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
- умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
- умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
- наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
Показатели сформированностиконф. компетенции
• 1) степень разрешенности конфликта
• 2) уменьшение числа конфликтов в профессиональной среде в результате решения педагогом профессиональных конфликтологических задач по Основные критерии толерантности педагога:
• осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;
• позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);
• способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;
• позиция на равных и учет интересов другого;
• подчинение правилам, законам (по доброй воле);
• способность личностного выбора.
Рассмотрим с вами уважаемые коллеги основы конфликта. В чем отличия конфликта и конфликтной ситуации?
«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»
Станислав Ежи Лец
Самой актуальной проблемой современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Именно поэтому проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. Сегодня конфликтология приобретает все большее практическое значение. Всё больше людей в мире понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние общества невозможно.
Кратко рассмотрим, чтоже такое конфликт.
Это столкновение противоположно направленных прежде всего интересов, целей, позиций, мнений, убеждений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. По мнению аншлийского социолога Э. Гидденс “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.
В основе любого конфликта есть ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу. Так же можно рассматривать спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов.
Конфликтная ситуация—конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.
В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:
стороны (участники, субъекты) конфликта;
условия прохождения конфликта;
образы конфликтной ситуации;
возможные действия участников конфликта.
Причины конфликтов- Это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения - конфликтогенных и синтонных.
Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.
Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация). Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия - недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации).
Синтонное поведение (от лат. «Тон» - «звук») - это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. - Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная).
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты.
Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение интересов, ценностей.ит.д а конфликтная ситуация может возникнуть в ходе беседы, дискуссии. Это когда ее участники не просто обсуждают проблему, а заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерно уважение обеих сторон друг к другу, проявление ими такта.
Подростковые конфликты. Особенность подростковой культуры.
Пожалуй каждый подросток переживает внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, через самопознание, самоутверждение и самореализацию. Внутриличностный конфликт чаще возникает при низкой удовлетворенности собственной внешностью, своей жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, не уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Помимо внутриличностного конфликта, каждый раз подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:
- межличностный конфликт возникает из-за трудности ладить друг с другом;
- конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс не приготовил домашнее задание, а один подросток готов — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;
- межгрупповой конфликт происходит из-за противоречивых установок двух различных групп.
Самое начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями, что неизбежно сказывается на его поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Проблемы физиологии обостряются кризисом. Огромное желание возникает - отделение себя от родителей и их опеки, активно проявляемая инициатива — это выражение права на собственную свободу. Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые и разносторонние интересы и стремления. Если только из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Проявление смены настроения у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя почти как взрослый, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребеночка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требуетсвободы), то оказывается абсолютно безответственным (безобразно относится к своим вещам, например бросает ценные вещи в общественном месте). Неожиданно начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Проявляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но чаще всего под влиянием сверстников.
И наконец главный конфликт – «отцы и дети». Ребенок находясь на ранней стадии развития, переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Если ребенок доверяет родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. Если родители не оказывают на него излишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних тревог, не вызывает желание делать все наперекор. Если только в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или недоверие к миру. Как правилотакой ребенок , замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает крайне сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе этого ребенка.
У подростка проявляется стремление быть независимым это проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Такое противоречивое поведение вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.
Те родители которые строили отношения с детьми и друг с другом на основе любви и понимания и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители достигли раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая в этот период еще нужнее и важнее, чем прежде.
Причины конфликтов в подростковой среде - борьба за лидерство и власть, психологическая несовместимость, нарушение границ общения, ущемление достоинства одного из детей.
Правила предупреждения конфликтов:
Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,
Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.
Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте
Достаточно часто социальному педагогу приходится разбираться в спонтанно возникшем конфликте между участниками учебно–воспитательного процесса, осуществлять помощь в налаживании взаимоотношений, то есть снимать состояние озлобленности, агрессии, подавленности, тоски, апатии, неуверенности и др. Для этого можно использовать различные методы, интуитивно выбирая наиболее подходящие для конкретной ситуации.
Возрастные периоды Ведущая деятельность Система отношений
Подростковый возраст (11-15) Общение со сверстниками Человек-человек
Юношеский возраст (16-21) Учебно-профессиональная деятельность Человек - предмет
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы
Методы снятия неблагоприятного состояния у подростков
Разрешение конфликта.
конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)
Конфликты это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе
конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного
периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание
коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном
классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие
к разному образу и стилю жизни. Кроме того ,в школе возможны конфликты не
только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.
Конфликтность отношений между педагогами и учащимися средних и старших классов — весьма распространенное явление.
Существуют следующие виды педагогических конфликтов:
- конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
- конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в «войны», «революции» и чтобы правильно оценивались.
В переходном возрасте конфронтация учителей и учеников переходит в острую стадию. Подростки уже не способны спокойно реагировать на замечания учителей. Они отстаивают свои права, даже если на них никто не посягает. А самые развязные ребята стремятся завоевать уважение одноклассников и самоутвердиться, грубя преподавателю.
В школе встречаются конфликты и между подростками. Это неизбежное, нормальное явление. И вопрос не в том, почему возникают эти конфликты, а в том, как взрослые на это реагируют.
Общение со сверстниками — особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Опытные педагоги знают, что неблагополучие в отношениях подростка с одноклассниками, могут иметь многосторонние отрицательные последствия - в плане возникновения у подростка тяжелых переживаний, формирования его личности в целом.
Подавление – жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред. Взрослый силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв господствующее положение, подчинить ребенка себе. Но это может привести ребенка, подростка в еще более угнетенное состояние. Хотя цель достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития подростка и включения его в деятельность. Идет фиксация внимания только на негативных проявлениях личности и осуществляется выход на внешнее изменение поведения, без учета состояния ученика в данный момент.
В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на поступке, но ни в коем случае на личности подростка. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого. Применение подавления целесообразно, когда негативные проявления ребенка, подростка грозят нанести вред его здоровью или возникает угроза для его жизни, или возможен ущерб здоровью и жизни другого, например острый предмет в руках человека.
Вытеснение – метод вызвать другое, более благоприятное состояние, заменим тем самым негативное переживание. Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить – заменить – отвлечь. При использовании данного метода весьма важен уровень профессионализма социального педагога, так как нельзя сводить усилия только к манипулированию состоянием ребенка (нет гарантии, что он не продолжит через какое-то время то же самое). Вытеснение должно быть мягким, с использованием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания подростка на чем-то важном, не терпящем отлагательства и т. д.
Игнорирование – отсутствие реакции на неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.
Санкционирование (ограничение временем) – метод предполагающий разрешение и право на проявление данного состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Метод используется в целях постепенного исхода сильного переживания и его угасания. Санкционирование оправданно, если проявление неблагоприятного состояния не наносит ущерба и причинит зла самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный метод исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.
Концентрация на положительном – Сосредоточение на позитивном в самом ребенке и переориентация на позитивное в другом человеке, животном, предмете и т. д.), против кого (чего) была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Цель данного метода – научить ребенка, подростка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. Основные характеристики метода, которые делают его универсальным:
- принятие негативного поведения как данности, признание права за ребенком на любое проявление;
- содействие психическому равновесию – спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;
- выведение на должный уровень самосознания ребенка, подростка, учет индивидуальных и возрастных особенностей.
Ситуация успеха – инициирование физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха ребенок, подросток обретает достоинство, так как в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определенном уровне, и то, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.
Снятие страха можно осуществить с использованием игры, проигрывания ситуаций и лучшее средство это прорисовывание травмирующей ситуации.
Высокая мотивация предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых (родителей, учителей) посредством опоры как на личный опыт подростка (часто негативный, то есть «от противного»), так и на жизненные ценности (семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.).
Под авансированием можно понимать обещание (и обязательное выполнение обещанного) социальным педагогом помощи и поддержки подростку в формировании его нового образа в глазах окружающих (беседы с родителями и учителями с целью поиска и опоры на лучшие качества личности клиента в учебной деятельности и во взаимоотношениях в семье).
Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивое сосредоточение внимания подростка на тех моментах, которые могут помочь ему изменить мнение окружающих о себе. Например:
сдержаться и не ответить грубостью на грубость;
не считать, что неприязнь кого-либо направлена лично на него;
найти в себе силы и возможности помочь, поддержать друзей, родителей, классного руководителя и т. п.;
не стесняться попросить помощи;
постараться увидеть в родителях самых близких людей и опереться на них в сложной ситуации и пр.
Акцентировать в сознании ребенка персональную исключительность можно при помощи схематического изображения его генеалогического древа и объяснения как причудливо и непредсказуемо сочетались гены в течение сотен, тысяч лет, чтобы в результате появился такой уникальный и не похожий ни на кого человек.
Социально – педагогическое внушение может представлять собой неоднократное повторение в различных ситуациях (краткая встреча на перемене, на улице во внеурочное время, целевая консультация, визит на дом, и пр.):
- что клиент способен, сможет справиться с проблемой;
- что процесс это трудный и не быстрый и поэтому необходимо терпение и мужество, которые клиенту не занимать;
- что он, социальный педагог, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки;
- что как уверенно и достойно будет чувствовать себя клиент после победы над негативными проявлениями своей личности;
- что каждому человеку приходится делать выбор, который определяет его будущую судьбу и т. д.
Высокая оценка детали поведения предполагает мониторинг поведения ребенка, подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некоей детали поведения, подтверждающей его работу над собой и несомненный успех. Например:
- проявленная в какой-то момент сдержанность или отсутствие реакции на обидный выпад сверстника;
- позитивное удивление учителя относительно глубины заданного на уроке вопроса;
- радость матери относительно отсутствия грубости в какое-то время общения;
- аккуратность внешнего вида и т. д.
Авторское упражнение Мостайкиной Н.Ю. для педагогов
«Подстройка»
Цель: выработка модели поведения в конфликтной ситуации
Продолжи фразу:
«Ольга Ивановна мне скучно на ваших уроках……»
«Ольга Ивановна после вашего урока у меня всегда портится настроение……»
«Ольга Ивановна вы можете меня отпустить мне срочно надо домой……»
«Ольга Ивановна, я совсем ничего не понятно на ваших уроках……»
«Ольга Ивановна вы сегодня такая злая……»
«Ольга Ивановна не ставьте мне двойку……я потом сдам….»
«Ольга Ивановна мне не нужны ваши уроки……»
«Ольга Ивановна мне кажется, что вы цепляетесь ко мне……»
«Ольга Ивановна мне репетитор луче объясняет, чем вы……»
«Ольга Ивановна мои родители сказали, что вы занижаете мне оценки……»
«Ольга Ивановна вы что совсем меня не любите?……»

Данное упражнение позволяет увидеть реакцию педагогов и выработать стратегию поведения в сложных ситуациях.

Рефлексия: анализ упражнения
(можно спросить, чья модель поведения понравилась больше)

Список использованной литературы:
Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М:Трикста, 2005
Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М.:, 2007.
Скачать Подросток и конфликты Конфликтная компетентность педагогов в их решении

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание трудных подростков Возрастные особенности и трудновоспитуемость Повышение уровня культуры общения среди подростков ФГОС в школе

Похожие статьи:

Факторы развития мотивационной сферы подростков

Релаксационное упражнение для подростков «Полёт к звезде»

Игровая зависимость от компьютерных игр у подростков
Опубликовано: 2784 дня назад (12 апреля 2017)
Просмотров: 2326
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!