Из опыта работы воспитателя реабилитационного центра «Повышение уровня культуры общения среди подростков»
Введение
1. Глава
Культура и антикультура общения
1.1. Понятие и сущность культуры общения
1.2. «Деффектые» уровни общения
1.3. «Барьеры» общения
1.4. Культура общения и подросток. Дружба.
2. Глава
Методика воспитательной работы в отряде
2.1. Формы, методы и направления работы
2.2. Отрядные дела
ВВЕДЕНИЕ
Все моральные проблемы – профессиональные и общечеловеческие, «открытые» и «закрытые» - возникают, проявляются и решаются (или не решаются) в общении друг с другом. Общение является важнейшей потребностью личности и общества. У подростков особо ярко выражена потребность в общении со взрослыми и со сверстниками на принципе демонстрации своей взрослости и значимости, также формируется стремление к самоопределению и социальному ориентированию, к самоутверждению: «Я – личность, индивидуальность перед обществом и миром». Подросток стремиться не только к самоутверждению в обществе сверстников, но и претендует на право созидания собственной жизни.
Характерные для нашего времени демократизмция и гуманизация собственных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения. Изменились содержание и форма общения людей, особенно в молодёжной среде. Оно стало более свободным: сегодня нет тем, запретных для обсуждения. Молодые люди почувствовали вкус свободы самовыражения, проявляющейся и в раскованности, с которой они общаются друг с другом, и в расширении сферы общения. Вместе с тем всё это выявило несовершенство нашего общения, его недостатки и определённые трудности: неумение и нежелание людей услышать и понять друг друга, их нетерпимость, а зачастую агрессивность, эгоизм и жестокость. В значительной степени это является следствием низкой культуры общения, формирование которой у новых поколений, вступающих в жизнь, - одна из важнейших профессиональных функций педагога- воспитателя.
1. Глава
Культура и антикультура общения
1.1 Понятие и сущность культуры общения
Культура общения – это система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.
Нормы межличностного общения:
• Соответствие гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности;
• Не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;
• Предполагают её готовность и умение соблюдать эти нормы.
Культура общения обеспечивается совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологичных». Наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами. Нравственная культура того или иного общества в целом или отдельных личностей проявляется в определенном уровне их морального сознания; специфике нравственных отношений с окружающими; особенностях поведения и общения.
Основные признаки нравственной культуры в общении:
- Уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом,которое может глубоко ранить;
- Ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;
- Постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;
- Соблюдение принципа толерантности, порождающего предупредить и преодолеть конфликтные ситуации.
Очевидно, что эти признаки не появляются сами собой. С одной стороны, они требуют упорной работы над собой. С другой стороны, это то, в чем воспитатель в свою очередь может оказать помощь детям. Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры – нравственная «протокультура» порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в коллективе.
1.2 «Дефектные» уровни общения
-
Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых норм общения, или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и «не работают».
-
Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Принцип: «Ты – мне, Я – тебе».
-
Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры. Формы проявления: моральная демагогия, разгла-гольствования, призывы к соблюдению норм культуры (собственные пороки или не видятся или оправдываются).
-
Нравственный анахромизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.
-
Нравственная регрессия – упрощения нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам.
-
Нравственная глухота – отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его.
-
Нравственная нетерпимость – характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего только единственную(свою) истину и правоту.
Рассмотренные выше дефектные уровни есть проявление антикультуры в общении. Более того они выступают основой антиобщения, делают её невозможной.
НАСИЛИЕ – другое проявление антикультуры общения. Насилие в общении проявляется в неприятии права партнера на автономность, «самость»; в обращении к силовым приёмам и методам давления; в использовании страха и принуждения.
Насилие как принцип общения всегда сопровождало человеческие отношения – и в социальном, и в межличностном аспектах. Но особо массовым, распространенным и изощренным оно стало в наше время. Насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации. Причем размах и уровень подобного самоутверждения могут быть самыми разными – от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании. К сожалению, семейная тирания, насилие и жестокость стали распространенными явлениями в нашей семьях, превращающихся в поле самоутверждения родителей, компенсирующих свои неудачи во «взрослой» жизни за счет зависимых от них детей. Родители отыгрываются на них за собственные неудачи и ошибки. Но и в так называемых благополучных семьях общение с детьми с позиции силы – окриком, физическим наказанием, унижением – часто является нормой.
1.3 «Барьеры» общения
«Барьеры» общения - особые жизненные обстоятельства, препятствующие полноценному общению. Барьеры общения связаны с тем или иным психологическим состоянием личности, её установками, ожиданиями и реакциями.
Барьер страдания, горя – возникает при сильных переживаниях личности и проявляется в разных формах: желание побыть в одиночестве, эгоизм, зависть к чужой радости, даже агрессивность.
Барьер гнева – возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, грубости. В этой ситуации происходит зацикливание на первопричине своего гнева, и человек ни о чем другом не может и не хочет говорить.
Барьер страха – это может быть страх ребенка перед наказанием или вызовом к доске, который лишает его дара речи; страх лентяя перед работой; страх добросовестного ученика перед выполнением задания и др. задача педагога не внушать страха детям – даже из благих побуждений.
Барьер стыда и вины – образуется при отрицательной самооценки своих действий и при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд – это «своего рода гнев, обращенный вовнутрь».
Барьер установки – негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка, вызванная собственным печальным опытом или чьим-либо внушением, становятся препятствием для непредвзятого отношения к другому.
Барьер презрения – результат воспитания или идеологической установки, связанные с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникают на базе предрассудков, бытующих в обществе («все продавцы - воры», «все лица кавказкой национальности – бандиты» и т.д.).
Барьер отвращения, брезгливости – связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушениями правил личной гигиены, несоблюдением «дистанции в общении». Педагогам и родителям надо учить детей быть более терпеливыми по отношению к другим.
Барьер настроения – может включать в себя все предыдущие барьеры, быть разной степени тяжести, иметь различные причины. Это может быть межличностный конфликт, ссоры, нежелание пойти на встречу другому, обиды друг на друга, обманутые надежды.
Барьер речи – двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в языковом бескультурье: недостаточный запас слов, невнятная, монотонная речь; отталкивающий тон, отсутствие чувства юмора, незнание речевого этикета. Второй барьер – «барьер неслышания» - это неумение слушать и слышать другого.
Неумение слушать проявляется в том, что, слушая собеседника, человек:
• Спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и слов;
• Не умеет сдержать желания высказать своё мнение;
• Перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;
• Отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;
• Считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;
• Заранее настраивается на несогласие с оппонентом.
Понимание людьми друг друга является условием истинно человеческих отношений. Поведение человека есть результат взаимных уступок, приспособления к партнеру по общению. Это выражается в способности поставить себя на место другого человека, в сочувствии, сопереживании ему, умении слушать.
1.4 Культура общения и подросток
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.
По выражению Л.С. Выготского , «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: они стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.
У подростка складываются разнообразные образы «Я» , первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в одно целое.
Ведущая деятельность в этот период становится интимно-личностное общение. Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток и на учебе, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях.
«Дружба – величайшая ценность, самое необходимое в жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага», по Аристотелю.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он в друге ищет сходства, понимания и переживания своих собственных установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал.
Свойства дружбы:
• Бескорыстие – готовность помочь друг другу даже на безвыгодных для себя условиях.
• Преданность и верность друга укрепляет веру человека в свои силы.
• Взаимная требовательность и принципиальность, делая дружбу активной силой, могут привести к большим творческим успехам.
• Общение друзей, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Поэтому в друге чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность, сердечность, великодушие и отходчивость, умение хранить тайну и простить необдуманный поступок. Отсутствие этих качеств разрушает дружеские отношения.
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.
Дружба – это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного взаимного резонанса. Дружба предполагает уважение чести и достоинства друга, честность по отношению к нему. И в этом – высокая нравственная сущность дружбы.
Надо уметь дружить, а для этого следует придерживаться некоторых
неписаных правил дружбы.
• Делиться с другом своими успехами и неудачами;
• Помогать другу в случае необходимости;
• Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
• Выказывать другу эмоциональную поддержку;
• Быть уверенным в друге и доверять ему;
• Защищать друга в его отсутствии и не критиковать публично;
• Сохранять доверенные другом тайны;
• Быть терпимым к остальным его друзьям;
• Не быть назойливым и не поучать;
• Уважать внутренний мир и свободу друга.
Далеко не все люди способны на это чувство, что объясняется психо-эмоциональными особенностями личности. Иметь друга – великое благо. Но чтобы иметь это благо, необходимо постоянно над собой работать, учиться терпимости и устойчивости взаимоотношений. Есть мудрое правило: «Хочешь иметь друга – будь им!». Иными словами – будь сам хорошим другом, откликнись на радости и горести своего друга, подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей для этого своего времени, сил, а главное – души.
Задача педагога, воспитателя, любого взрослого человека помочь подростку разобраться в себе, в своих взаимоотношениях с другими, в проблемах общения.
Некоторые принципы работы с подростками и советы участникам социального воспитания «трудных» подростков
• Нельзя относиться к подростку с позиции силы или страха – это оттолкнет его от вас;
• Никогда не злоупотребляйте доверием подростка;
• Не пользуйтесь методом подкупа;
• Никогда не ставьте окончательный диагноз(«неисправим», «тюрьма плачет»)
• Не готовьтесь к легким успехам;
• Проявляйте заботу о себе, о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательности. Помните, чтобы других сделать счастливее, надо быть самому счастливым;
• Умейте видеть в каждом трудном, «испорченном» подростке хорошее;
• Научитесь не только жаловаться, но и хвалить ребёнка;
• Научитесь сами и научите ребенка видеть радостные перспективы будущей жизни.
Все эти задачи стоят перед каждым взрослым, который работает с подростками, находящимися рядом с ними.
2. Глава
Методика воспитательной работы в отряде
Оздоровительный центр «Лесная сказка» дает уникальные возможности для изучения ценностных ориентиров, развития культуры общения современных детей и подростков. «Лесная сказка» принимает детей из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей, детей, у которых родители лишены родительских прав, подростки, стоящие на учете в детской комнате милиции. Моя задача принять детей, такими какие они есть, притушить в них худшее, раскрыть лучшее. «Лесная сказка – это не место, где перевоспитывают, а место, где созданы условия для открытия ребенка самого себе. Ребята вполне способны осуществлять свой рост сами.
В своей работе с подростками особое внимание уделяю общению, межличностным отношениям, здоровому образу жизни, труду, дружбе, взаимопомощи. Через игры, беседы, викторины, личным отношением и общением подвожу детей к мысли о том, что в каждом человеке заложено природой стремление к творчеству, искусству и постоянному самосовершенствованию.
Отрядные дела проводятся 1-3 раза в неделю. Они распределяются с учетом загруженности недели, содержания дружинных дел, степени сложности подготовки к ним, так же учитываются и погодные условия.
Формы работы самые разнообразные:
Коллективно-творческие дела
Упражнения-тренинги
Тематические дни
Интеллектуальные игры
Беседы, дискуссии, разговоры
Ролевые игры
Тематические огоньки
«летопись смены», «роман дня»
Конкурсы и т.д.
Основные направления работы:
1. Организационный блок
Тренинги на знакомство, общение
Игровой калейдоскоп
Составление договора –«законы отряда»
Тренинг «скорая помощь»
Итоговый сбор отряда «До новых встреч»
2. Нравственный блок
Тематические дни «Доверие» и «Общение»
«Шкатулка секретов» - игра-путешествие
Тестирование «Этикет и культура»
Конкурс «Самая дружная комната»
Огонек «Дружба! Качества настоящего друга»
3. Социально-экономический блок
«День Добра» - дискуссия по теме беспризорности
Тематический вечер – «Что может улыбка?»
Акция «Мы против…» (детской жестокости, насилия, террора)
Тренинг «Город моего завтра»
Тематический день «Моя будущая профессия»
4. Здоровый образ жизни
«Мой выбор» - конкурс
Ролевая игра «Суд над вредными привычками»
Просмотр фильма « Сила наркотиков»
Беседы
Рекламные плакаты
Экскурсии, походы, спортивные соревнования
5. Художественно-познавательный блок
Интеллектуальные игры
Конкурсы-загадки
Выставки творческих работ
Коллективно-творческие дела
Викторины
Рисунки на асфальте
6. Досуго-развлекательный блок
Игровые программы
Конкурсная программа
Турниры
Праздничные вечера
Развлечения
Любое отрядное дело из какого-либо блока имеет свою важность, необходимость. Отрядные дела позволяют подростку раскрепоститься, почувствовать поддержку друзей, снять «барьеры общения». Каждое занятие может пройти с успехом, а может провалиться, но оно всё равно дает результат. К концу смены ребята открываются, познав себя, они отдают себя другим.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание трудных подростков
Возрастные особенности и трудновоспитуемость
Педагогически трудные дети
Воспитание подростков. Советы родителям
Похожие статьи:
Факторы развития мотивационной сферы подростков
Релаксационное упражнение для подростков «Полёт к звезде»